В. Г. Белинский Кузьма Петрович Мирошев. Русская быль времен Екатерины II




НазваниеВ. Г. Белинский Кузьма Петрович Мирошев. Русская быль времен Екатерины II
страница1/4
Дата конвертации03.02.2013
Размер68.81 Kb.
ТипСочинение
  1   2   3   4
Скачано с сайта http://dashkov.com.ua
Постоянный адрес произведения: http://dashkov.com.ua/russian_classic/belinskiy_vg/belinskiy_vg.belinskiy_vg.kuzma_petrovich_miroshev_russkaya_byil_vremen_ekaterinyi_Ii.mp3.1505 -----------------------------------------------------------------------------------------------------

Кузьма Петрович Мирошев. Русская быль времен Екатерины Ii Автор: Белинский В.Г.





В. Г. Белинский

Кузьма Петрович Мирошев. Русская быль времен Екатерины II

---------------------------------------------------------------------------- Собрание сочинений в девяти томах
М., "Художественная литература", 1979
Том четвертый. Статьи, рецензии и заметки. Март 1841 - март 1842 OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
----------------------------------------------------------------------------

Сочинение М. Н. Загоскина. Четыре части. Москва. 1842.

Г-н Загоскин пишет очень мало, но, сравнительно с другими, он у нас самый плодовитый романист. В десять лет с лишком - вот уже шестой роман, да в промежутках повестей с пяток: {1} по-нашему, по-русски, это много, очень много. Сам г. Булгарин написал всего-навсе только пять романов {2} и уж больше - можно поручиться - не напишет ни одного: так ему посчастливилось в этом деле. Важный факт в истории русского романа, потому что в ней г.
Булгарин играет гораздо большую и важнейшую роль, нежели как думают и враги и почитатели его несравненного таланта! Так как мы принадлежим к числу последних, то есть почитателей, то и почитаем долгом объяснить значение г.
Булгарина в плачевной истории русского романа, - тем более что без этого мы никак не в состоянии сделать настоящей оценки последнему роману г.
Загоскина.
Все русские романы можно разделить на два разряда. Первый разряд их начался "Бурсаком" и "Двумя Иванами" Нарежного {3}, а кончился тремя попытками даровитого И. И. Лажечникова - "Последним Новиком", "Ледяным домом" и "Басурманом". Здесь не место сравнивать между собою таланты обоих романистов; довольно сказать, что это таланты яркие, замечательные и что ничего общего, никакой исторической связи между ними нет. Нарежный явился слишком рано, не издавал ни журнала, ни газеты, где бы мог ежедневно хвалить самого себя {4}, - и прошел незамеченным, остался без подражателей. Романы Лажечникова были, напротив, оценены публикою по достоинству {5}, без всяких на этот счет стараний с его стороны или со стороны его друзей, издающих газеты и журналы. Романы Лажечникова были фактами эстетического и нравственного образования русского общества и навсегда будут достойны почетного упоминовения в истории русской литературы. К этому же разряду надо причислить и "Юрия Милославского" г. Загоскина; но о нем речь после.
Второй разряд романов ведет свое начало издалека.
У нас образовался особый род романа, который сперва назывался _нравоописательным, нравственно-сатирическим_, а теперь уж никак не называется, хотя бы и должен был называться _моральным_. Блистательный талант г. Булгарина был творцом этого рода романов; не менее блистательный талант г. Загоскина был его утвердителем и распространителем. Господа Зотов и Воскресенский принадлежат к числу самых счастливых и даровитых подражателей этих двух сочинителей. Проницательный читатель и без нас угадает имена прочих многочисленных романистов этой категории. Но, сверх морально-сатирического романа, есть еще два разряда романов, которые, впрочем, составляют один разряд с ним. Мы говорим о романе _восторженном, патетическом_, живописующем растрепанные волосы, всклоченные чувства и кипящие страсти. Основателем этого рода романа был даровитый Марлинский, у которого есть тоже свои счастливые подражатели {6}. Третий род романа - _идеально-сентиментальный_: его начал г. Полевой своими сладенькими повестями, он же и кончил его в переслащенном романе своем "Аббаддонна"; {7} - подражателей у г. Полевого не имеется.
Все эти три рода романа образуют собою один разряд. Рассмотрим его.
До Вальтера Скотта не было истинного романа. Великое творение Сервантеса "Дон Кихот" составляло исключение из общего правила, а знаменитый "Жиль Блаз де Сантилана" француза Лесажа прославлен не в меру и не по достоинству. Это не больше, как довольно недурное произведение, которое, однако, было бы лучше, если б не было так растянуто или если б его сократить наполовину, то есть из восьми частей сделать только четыре. Романы восьмнадцатого века: Радклиф, Дюкре-Дюмениля, Жанлис, Коттен, Шписа, Клаурена и других, - только до Вальтера Скотта могли считаться романами: они изображали не общество, не людей, не действительность, а призраки больного или праздного воображения. Знаменитые английские Памелы, Клариссы, Грандисоны и Ловеласы {8} держались ближе общества и действительности; но дидактическая цель убила в них поэзию. Вальтер Скотт первый показал, чем должен быть роман. До него думали, что песня - быль, а сказка - ложь, как говорит русская поговорка, и что поэтому чем больше нелепиц в романе, тем он лучше. Желая придать ему какую-нибудь цену в глазах людей _солидных_ и _рассудительных_, навязали ему полезную цель - исправлять нравы, осмеивая порок и хваля добродетель. Таким образом, роману было приказано быть органом ходячих моральных истин своего времени. Да, _своего времени_, ибо ходячая мораль так же изменчива, как и курс голландского червонца: в прошлом веке мораль предписывала бедному и незначительному человеку иметь патрона-благодетеля, низко ему кланяться, почитать за честь быть допущенным к его столу или к его ручке: теперь все это считается унижением человеческого достоинства. Итак, что теперь называется _подличаньем_, тогда называлось _уменьем жить_; что теперь называется _подлостью_, тогда называлось _скромностью_ и _смирением_: что теперь называется _благородством души_, тогда называлось _гордостью, она же есть смертный грех_... Таким образом, сочинители давали человеческие имена и фамилии своим жалким, а нередко и подленьким моральным понятьицам, выдавая свое резонерство за "нравственность", да еще "чистейшую", а свою картофельную сентиментальность - за "любовь". Эти ограниченные понятьица и сладенькие чувствованыща означались нумерами на особых ярлычках, а ярлычки наклеивались на лбах безобразных фигур, грубо вырезанных из картонной бумаги: весьма остроумно придуманное удобство для читателя романа! Благодаря ему читатель уже не мог запутаться во множестве имен и одинаковых фигур, потому что на лбу каждой читал: "добродетельный Ќ 1", "злодей Ќ 2" и т. д. Тогда все были или добродетельные, или злодеи; не было необходимейших и многочисленных членов общества - глупцов и бесцветных характеров, которые ни добры, ни злы, и т.
п. Роман всегда оканчивался благополучно, и зевающий читатель оставлял книгу не прежде, как после расправы, то есть брака гонимой четы, награды добрым и наказания злым. Все говорили одинаким языком; о колорите местности, различии сословий никто и не спрашивал.
Мы не без умысла распространились о старинном романе и высказали о нем читателю истины, несколько уже старые и давно всем известные: нам это было нужно для того, чтоб показать, как новейший роман некоторых знаменитых сочинителей далеко ушел от романа доброго старого времени, чем от него разнится и чем на него похож. "Но ведь вы обещали нам разобрать новый роман
г. Загоскина, а говорите о романах, которые были за сто и дальше лет до г.
Загоскина?" - Я о нем-то и говорю, как увидите ниже.
Вальтер Скотт не изобрел, не выдумал романа, но открыл его, точно так же, как Коломб не изобрел и не выдумал Америки, а только открыл ее.
Сервантес задолго до Вальтера Скотта написал истинный исторический роман.
Правда, он явно имел сатирическую цель - осмеять запоздалое и противное духу времени рыцарствование в мечтах и дурных романах, - и этой целью великий человек заплатил дань своему веку; но творческий, художественный элемент его духа был так силен, что победил рассудочное направление, и Сервантес, стремясь к нравоисправительной цели, достиг совсем другой цели - именно художественной, а через нее и нравоисправительной. Его Дон Кихот есть не карикатура, а характер, полный истины и чуждый всякого преувеличения, не отвлеченный, но живой и действительный. Идея Дон Кихота не принадлежит времени Сервантеса: она - общечеловеческая, вечная идея, как всякая "идея":
донкихоты были возможны с тех пор, как явились человеческие общества, и будут возможны, пока люди не разбегутся по лесам. Дон Кихот - благородный -и умный человек, который весь, со всем жаром энергической души, предался любимой идее; комическая же сторона в характере Дон Кихота состоит в противоположности его любимой идеи с требованием времени, с тем, что она не может быть осуществлена в действии, приложена к делу. Дон Кихот глубоко понимает требования истинного рыцарства, рассуждает о нем справедливо и поэтически, а действует, в качестве рыцаря, нелепо и глупо; когда же рассуждает о предметах вне рыцарства, то является истинным мудрецом. И вот почему есть что-то грустное и трагическое в судьбе этого комического лица, а его сознание заблуждений своей жизни на смертном одре возбуждает в душе глубокое умиление и невольно наводит вас на созерцание печальной судьбы человечества. Каждый человек есть немножко Дон Кихот; но более всего бывают донкихотами люди с пламенным воображением, любящею душою, благородным сердцем, даже с сильною волею и с умом, но без рассудка и такта действительности. Вот почему в них столько комического, а комическое их так грустно, что возбуждает смех сквозь слезы {9}, если б это были люди ничтожные, - они не были бы даже и слишком смешны: истинных донкихотов можно найти только между недюжинными людьми. Но главное: они всегда были, есть и будут. Это тип вечный, это единая идея, всегда воплощающаяся в тысяче разных видов и форм, сообразно с духом и характером века, страны, сословия и другими отношениями, необходимыми и случайными. Так и теперь сколько есть донкихотов, например, в одной литературе! Человек, который искренно убежден в том, чему уже никто не верит, и который жертвует трудом, достоянием, спокойствием и здоровьем для убеждения других в своем убеждении, - разве он не Дон Кихот? Сколько умного, истинного в том, что говорит он, а целое все-таки - ложь, возбуждающая уже не негодование, а смех, вызывающая не возражения, а насмешки...
  1   2   3   4

Похожие:

В. Г. Белинский Кузьма Петрович Мирошев. Русская быль времен Екатерины II iconВиссарион Белинский Взгляд на русскую литературу 1846 года
Ломоносова. Причина этого не в том только, что Ломоносов был больше превосходный стихотворец, нежели поэт, тогда как Державин от...
В. Г. Белинский Кузьма Петрович Мирошев. Русская быль времен Екатерины II iconГородки старинная русская игра, развивающая силу, ловкость, глазомер. На Руси в городки играли с незапамятных времен
Городки — старинная русская игра, развивающая силу, ловкость, глазомер. На Руси в городки играли с незапамятных времен. Увлекались...
В. Г. Белинский Кузьма Петрович Мирошев. Русская быль времен Екатерины II iconКузьма и лис. Японская сказка кузьма и лис
Жил-был фермер с женой, и был у них сынок по имени Кузьма. Мальчик он был хороший, да только ленивый, никак не хотел работать. Однажды...
В. Г. Белинский Кузьма Петрович Мирошев. Русская быль времен Екатерины II iconБелинский Виссарион Григорьевич Русская литература

В. Г. Белинский Кузьма Петрович Мирошев. Русская быль времен Екатерины II iconВ. Г. Белинский Ночь на рождество Христово. Русская повесть девятнадцатого столетия
Постоянный адрес произведения
В. Г. Белинский Кузьма Петрович Мирошев. Русская быль времен Екатерины II iconПросвещенный абсолютизм Екатерины II
Екатерины II; раскрыть понятие «просвещенный абсолютизм»; показать его специфику в российских условиях; дать общую оценку внутренней...
В. Г. Белинский Кузьма Петрович Мирошев. Русская быль времен Екатерины II iconуфимский государственный авиационный технический университет
Елизавета Петровна русская императрица с 25 ноября 1741 г по 24 декабря 1761 г., дочь Петра Великого и Екатерины I
В. Г. Белинский Кузьма Петрович Мирошев. Русская быль времен Екатерины II iconВ. Г. Белинский Речь об истинном значении поэзии, написанная А. Метлинским Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах

В. Г. Белинский Кузьма Петрович Мирошев. Русская быль времен Екатерины II iconЛичность Екатерины II и первые годы правления "Просвещённый абсолютизм" Екатерины II заключение

В. Г. Белинский Кузьма Петрович Мирошев. Русская быль времен Екатерины II iconЛичность Екатерины II и первые годы правления "Просвещённый абсолютизм" Екатерины II заключение

Разместите кнопку на своём сайте:
txt.rushkolnik.ru



База данных защищена авторским правом ©txt.rushkolnik.ru 2012
обратиться к администрации
txt.rushkolnik.ru
Главная страница