Н. О. Лосский мир как органическое целое 78634 2Мир как органическое целое предисловие сочинение




НазваниеН. О. Лосский мир как органическое целое 78634 2Мир как органическое целое предисловие сочинение
страница1/4
Дата конвертации05.02.2013
Размер38.75 Kb.
ТипСочинение
  1   2   3   4
78633 1Мир как органическое целое
Н. О. ЛОССКИЙ
МИР КАК
ОРГАНИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ
78634 2Мир как органическое целое ПРЕДИСЛОВИЕ
Сочинение "Мир как органическое целое" было напечатано в журнале "Вопросы философии и психологии" за 1915 г. в кн. 126-129. Настоящее издание отличается от напечатанного в журнале тем, что в нем прибавлена в конце одна глава "Основные особенности органического конкретного идеал-реализма", а в других главах во многих местах сделаны небольшие изменения и дополнения.
Н. Лосский.
78635 3Введение
ВВЕДЕНИЕ
Мощными усилиями гениальных умов древнего и нового мира многие основные проблемы бытия давно уже решены. Завершенной системы метафизики у нас нет только потому, что всякое великое открытие, как бы оно ни было гениально, содержит в себе, кроме истины, какую-либо долю лжи, и эта ложь обрекает его на односторонность, исключительность, препятст- вует объединению его с другими открытиями в цельную, непротиворечивую систему философ- ского мировоззрения.
Поэтому задача нашего времени не в том, чтобы все строить заново, а в том, чтобы путем решения некоторых отдельных проблем находить новые точки зрения, вносящие порядок и гармонию в груды завещанных нам великих богатств.
Во второй половине XIX в. главным препятствием к построению гармоничного цельного мировоззрения служила молодая философская наука гносеология (теория знания).
Исходя незаметно для самой себя из ложных предпосылок механистического (неорганичес- кого) мировоззрения, она давала на этой основе 78636 4Введение
узкое решение вопроса об истине, или отрицая совершенно всякую возможность метафизики как науки, или обосновывая только психологис- тический идеализм, или оправдывая только механистическое миропонимание современного естествознания.
Гносеологическая теория, названная мною интуитивизмом и развитая в моем "Обосновании интуитивизма" и других сочинениях, задается целью возродить право метафизики на существование. Мало того, интуитивизм открывает простор для сочетания самых разнообразных метафизических учений о различных глубоко отличающихся друг от друга царствах мира и сторонах бытия, хотя бы уже потому, что показывает, каким образом и вечное (идеальные начала), и временное (события, явления и т. п.) могут рядом друг с другом принадлежать к сфере транссубъективного бытия, и вовсе не обязывает одну из этих сторон мира истолковывать как субъективный продукт мышления.
На основе этой гносеологической теории я и приступаю к попытке рассмотрения вопроса о мире как органическом целом.
78637 51. Органическое миропонимание Глава I
ОРГАНИЧЕСКОЕ МИРОПОНИМАНИЕ
Органическое и неорганическое миропонима- ние вот главные противоположности, разделяющие представителей различных философских учений о мире. Сущность этих типов миропонимания заключается в следующем.
Встретившись с сложным целым, которое можно разделить или в котором можно различить части А, В, С, D, сторонник неорганического миропонимания стремится понять его как составленное из элементов А, В, С, D, считая их способными существовать самостоятельно, совершенно независимо и друг от друга, и от целого, в котором они найдены.
Самостоятельность их, по его мнению, настолько велика, что, если бы В, С и D совершенно исчезли из состава мира, А по-прежнему осталось бы существовать. Встречаясь друг с другом, напр., в
пространстве, эти элементы могут образовать сочетание, группу, которая и есть сложное целое.
Итак, согласно этому учению, элементы абсолютны, первоначальны и существуют безотносительно. Наоборот, целое производно, относительно, оно сполна зависимо от своих 78638 61. Органическое миропонимание элементов. Иными словами, здесь множествен- ность считается первичною и обусловливающею единство как нечто вторичное.
Самое резкое выражение такого
миропонимания заключается в примитивнейших формах атомистического материализма. Оно
настолько всем знакомо и привычно, что более конкретных примеров из его состава приводить не стоит. Подчеркнем только с помощью следующей фикции абсолютность элементов в этом учении:
согласно примитивнейшему атомистическому материализму, если допустить, что все атомы исчезли, кроме атома А, то этот атом мог бы по-прежнему существовать и даже еще с большим удобством: он, не подвергаясь более никаким толчкам, вечно продолжал бы свое движение в пустом пространстве равномерно и прямолинейно.
Сторонник органического мировоззрения понимает всякую множественность и целость прямо противоположным способом.
Первоначально существует целое, и элементы способны существовать и возникать только в системе целого. Поэтому нельзя объяснить мир как результат прикладывания А к В, к С и т. д.:
множественность не образует целого, а, наоборот, порождается из единого целого. Иными словами, целое первоначальнее элементов; абсолютного 78639 71. Органическое миропонимание следует искать, восходя в область целого или, вернее, поднимаясь над нею, но никоим образом не среди элементов; элементы во всяком случае производны и относительны, т. е. способны существовать только в отношении к системе, членами которой они служат1
.
Большинству умов такое учение о целом и элементах кажется философским "туманом" или, еще хуже, нелепостью, которая совершенно не может быть подтверждена ссылкою на опыт и даже в воображении не может быть построена;
наоборот, неорганическое учение кажется близким, понятным и очевидно истинным. Чтобы обнаружить несправедливость такого отношения к философским учениям, следует привести наглядный образец какого-либо целого, которое всяким умом должно быть понято в духе органического учения. Убедительнейшие примеры можно найти в области пространственных образований, рассматривая, напр., отношение между линиею и точками на ней или между плоскостью и линиями на ней и т. п. В самом деле, всякая линия, как бы она ни была мала, есть нечто неисчерпаемо сложное, поскольку анализирующий ум различает в ней бесконечное множество точек; однако линия не есть продукт суммирования точек; это неосуществимо не в силу 78640 81. Органическое миропонимание какого-либо внешнего препятствия, напр., не
потому, чтобы на такое предприятие не хватило времени, а потому, что оно принципиально невозможно, так как никакая сумма непротяженных точек не может дать протяженной сплошности линии. Итак, перед нами целое (линия), способное быть основанием бесконечной множественности (точек), но неспособное возникать из нее2
.
Указание на то, что движение точки дает линию, движение линии может дать плоскость и т.
п., не есть возражение; в самом деле, линия получается здесь благодаря движению точки, а движение не есть только сумма последовательных положений точки, движение есть целое, в котором в качестве его стороны можно найти его путь, именно линию, поверхность, тело и т. п. Одна из больших заслуг Бергсона заключается в его блестящих исследованиях, ярко подчеркнувших органическую природу движения, именно показавших, что движение есть целое, которое, хотя и содержит в себе бесчисленные положения движущегося тела и т. п. элементы, открываемые в нем анализом, все же не может быть получено из этих элементов простым суммированием их3
.
В таком же отношении друг к другу, как точка и линия, находятся плоскость и линия, 78641 91. Органическое миропонимание геометрическое тело и плоскость, четырехмерное образование и трехмерное геометрическое тело и
т. п.
Чтобы показать, что принципы органического миропонимания необходимы не только для философа, но и для представителей специальных наук, напр. физики, приведу еще несколько примеров.
Представим себе два сообщающиеся сосуда, наполненные разнородными жидкостями, напр.,
маслом и водою; как известно, в них высоты столбов разнородных жидкостей, уравновеши- вающих друг друга, обратно пропорциональны плотностям жидкостей. От чего зависит такой элемент этой системы, как, напр., высота столба масла? Конечно, от свойств самого этого столба, обусловливающих определенную величину давления на его основание, далее, от свойств противоположного столба воды, обусловлива- ющих такое же противодавление, и, наконец, от свойств промежуточного между столбами слоя масла или воды, передающего эти давления;
иными словами, высота столба масла обусловлена всею системою, в которой она находится. То же самое приходится сказать и о высоте столба воды.
Не только в случае сложной системы, но даже и при рассмотрении простейшего взаимодействия 78642 101. Органическое миропонимание между двумя вещами – для понимания его приходится прибегнуть к органическому мировоззрению и таким образом признать всеобщность его принципов. В самом деле, взаимодействие вовсе не есть сумма двух действий, из которых второе следует за первым в ответ на него (как удар и сдача в драке); в точном и своеобразном значении этого слова взаимодействием называется такое одновременное определение вещи А вещью В и наоборот, при котором не имеет смысла различение зачинщика и обороняющегося: как это ни парадоксально, в случае взаимодействия явление х (в вещи А) обусловлено явлением у (в вещи В), но, в свою очередь, это же самое явление у обусловлено х.
Такое отношение между вещами А и В становится понятным только при допущении, что они не вполне самостоятельные существа, а стороны единого целого, и свойства их существуют не сами по себе, а лишь в составе системы. Замечательно, что лучшие примеры взаимодействия дает область механических явлений, напр., явления тяготения.
Самый наглядный случай взаимодействия представляет как раз то явление, с помощью которого крайние сторонники неорганического мировоззрения стремятся объяснить весь мировой процесс, именно явление толчка. Принимая во 78643 111. Органическое миропонимание внимание равенство действия и противодействия, нельзя не признать, что толчок возможен только при наличности отталкивания, а отталкивание только при наличности толчка. Стоит только усмотреть эти отношения, с очевидностью показывающие, что свойства тел, напр.,
непроницаемость, принадлежат им не сами по себе, а лишь постольку, поскольку они входят в состав охватывающей их системы, чтобы навсегда отказаться от попыток раздроблять материальный мир на отдельные частицы и воображать, будто они способны к самостоятельному существованию.
В приведенных примерах обнаружились как зависящие от целой системы только механические элементы – высота столба жидкости, движение частицы вещества и т. п. Конечно, сторонник органического мировоззрения на этом не останавливается и утверждает, что также и все остальные свойства и состояния, напр.,
химические свойства воды, масла, существуют не иначе как в отношении к системе и в зависимости от нее. Само собою разумеется, система, от которой зависят физические и химические свойства воды, есть не узко ограниченная сфера сообщающихся сосудов, а вся сложная среда с ее силами тяготения, электромагнитными силами, 78644 121. Органическое миропонимание температурою и т. п. Современная химия настолько уже развита, что никого не удивит следующее заявление: кислорода, йодистого водорода, гемоглобина и т. п., и т. п. самих по себе нет, химические свойства каждого из этих веществ, точно так же, как физические, существуют не иначе как в отношении к среде.
Данные физической химии, явления катализа и
т. п. служат достаточным обоснованием этого положения.
78645 132. Всеобщность органического строения мира Глава II
  1   2   3   4

Похожие:

Н. О. Лосский мир как органическое целое 78634 2Мир как органическое целое предисловие сочинение iconАбрахам Гарольд Маслоу. Мотивация и личность содержание
Предисловие к теории мотивации Индивидуум как интегрированное целое Голод как парадигма
Н. О. Лосский мир как органическое целое 78634 2Мир как органическое целое предисловие сочинение iconАбрахам Гарольд Маслоу. Мотивация и личность содержание
Предисловие к теории мотивации Индивидуум как интегрированное целое Голод как парадигма
Н. О. Лосский мир как органическое целое 78634 2Мир как органическое целое предисловие сочинение iconФилип фармер протест (Мир дней 1)
Органическое Содружество Земли Орган Управления Северной Америкой Штат Манхэттен
Н. О. Лосский мир как органическое целое 78634 2Мир как органическое целое предисловие сочинение iconМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Органическое единство обучения и воспитания, целесообразности и востребованности
Н. О. Лосский мир как органическое целое 78634 2Мир как органическое целое предисловие сочинение iconНомера: Новая экспертиза
Сказал мне один чувак двадцать лет назад спел Петр Мамонов. Двадцать лет а как актуально до сих пор! Недавно один умный чувак по...
Н. О. Лосский мир как органическое целое 78634 2Мир как органическое целое предисловие сочинение iconН. О. Лосский обоснование интуитивизма предисловие к первому изданию настоящее сочинение
К тому же внутри сочинения при внимательном отношении к определениям он не может вызвать никаких недоразумений
Н. О. Лосский мир как органическое целое 78634 2Мир как органическое целое предисловие сочинение iconГород огней
Для того, чтобы понять свою психологию и выявить сложность своей структуры, вы можете представить себя не как единое целое, а как...
Н. О. Лосский мир как органическое целое 78634 2Мир как органическое целое предисловие сочинение iconMirMax Art 1997-2000 Предисловие
Как мне известно, многие книги пишутся таким образом: сначала автор составляет какие-то наброски, а затем составляет из них единое...
Н. О. Лосский мир как органическое целое 78634 2Мир как органическое целое предисловие сочинение iconMirMax Art 1997-2000 Предисловие
Как мне известно, многие книги пишутся таким образом: сначала автор составляет какие-то наброски, а затем составляет из них единое...
Н. О. Лосский мир как органическое целое 78634 2Мир как органическое целое предисловие сочинение icon Петухов В. В. Типология индивидуальности
...
Разместите кнопку на своём сайте:
txt.rushkolnik.ru



База данных защищена авторским правом ©txt.rushkolnik.ru 2012
обратиться к администрации
txt.rushkolnik.ru
Главная страница