Тренинг сплочения коллектива и эффективных внутрифирменных коммуникаций и Тренинг командной работы




НазваниеТренинг сплочения коллектива и эффективных внутрифирменных коммуникаций и Тренинг командной работы
Дата конвертации15.02.2013
Размер12.45 Kb.
ТипТексты
Тренинг сплочения коллектива и эффективных внутрифирменных коммуникаций и Тренинг командной работы.

Очень часто этот тренинг называют тренингом командной работы. Когда я общаюсь с руководителем фирмы, который хочет провести тренинг "командной работы на сплочение коллектива" (иногда и так называют), то я в первую очередь спрашиваю о том, какая цель (или иначе говоря "Зачем") должна быть достигнута с помощью этого тренинга. Обычно, они говорят примерно так: "Мне нужно, чтобы наши сотрудники были одной командой. Чтобы они понимали, что у них есть общая цель и были более ответственными".
Когда на тренинге я задаю вопрос, - "Что, по-вашему, определяет хорошую команду?", наиболее частыми являются ответы: "взаимопонимание", "дружеская атмосфера", "взаимовыручка", "поддержка", "чувство плеча/локтя" (в зависимости от того какой именно орган у данного человека отвечает за сплочение), "взаимопонимание и хорошее отношение друг к другу не только в рабочее время", "каждый на своем месте, и прикрывает соседа", "желание помочь в трудной ситуации", "доверие друг другу". Гораздо реже встречаются "общая цель, важная для каждого члена команды", "профессионализм", "ответственность", "лидерство", "вклад", "делегирование полномочий". То есть, члены команды должны быть, в первую очередь, симпатичными, дружественно настроенными и достаточно близкими людьми, с которыми приятно общаться (желательно не только на работе) и на которых можно положиться в трудную минуту. Эмоциональная составляющая является самой важной. Осознание того, что это не просто компания хороших друзей, работающих вместе, присутствует, но явно не на первом плане.

С точки зрения достижения целей организации, эта наша привязанность к "человеческим отношениям", частое предпочтение личных качеств профессиональным ("ничего, что специалист не самый лучший, зато - душа человек!") и преимущество отношений внутри коллектива над задачами, поставленными перед этим коллективом, здорово мешает решению этих самых задач.

А вообще давай разберёмся, где начинается команда и чем она отличается от коллектива.

Итак, что такое команда? По моему мнению, команда - это сплоченная группа людей, объединённых общением и сотрудничеством для достижения общей цели, важной для каждого члена этой группы.
Работа команды - совместная работа членов команды плюс феномен синергии - команда достигает в работе больших результатов, по сравнению с суммой результатов отдельных индивидов. 2+2=5 Итак, одна из ключевых фраз в определении команды - это "для достижения общей цели, важной для каждого члена группы". И отсюда мы переходим к целеполаганию. Ведь что такое сплочённая группа людей, объединённых общением и сотрудничеством, но не имеющей ясной цели, поставленной руководством компании и разделяемой всеми членами группы? Такая группа тут же найдёт общую цель, которую можно выразить так: - работать меньше, получать больше. Поэтому цель для команды - это то единственное, что оправдывает её существование, и более того, после того как эта цель достигнута, и нет другой достойной цели - команда должна быть тут же распущена.
Иначе говоря, команда - это группа специалистов-профессионалов, подчиненных конкретной задаче и взаимодействующих друг с другом через поиск путей решения этой задачи. Если какой-либо член такой команды не соответствует актуальной цели, он достаточно безболезненно заменяется на другого, более подходящего.

А коллективом я буду называть группу, в первую очередь, достаточно близких, доверяющих друг другу людей, которые, к тому же, имеют общую задачу.

При таком определении "команда" - это больше западное или даже штатовское определение, а "коллектив" - ближе к нашему постсоветскому менталитету.

В команде чётко различаются личные и служебные отношения. Член команды ясно отличает служебные отношения, при которых главным является решение поставленной задачи, и все прочие типы отношений. Ситуации, когда он играет роль начальника, приятеля или родственника имеют определенные границы; они как бы отделены заборчиками, на каждом из которых висит табличка с надписью: "руководитель", "старый приятель", "партнер по футболу", "муж" и т.п. И переходя с одного "участка" на другой, он не забывает плотно прикрыть за собой дверь. На каждом "участке" существуют свои, вполне конкретные правила поведения, которые ясно осознаются и используются. Такой подход позволяет члену команды днем раскритиковать своего коллегу в пух и прах за допущенную ошибку, а вечером пригласить его попить пивка и расслабиться. Критикует он как коллега, а пиво пьет как приятель, и две эти роли не смешивает. Это западный подход. Встречается он и у нас, но достаточно редко.

Такое поведение немыслимо для коллектива. Здесь человек одновременно играет роли и, скажем, директора, и друга Иван Иваныча, и соседа по даче. Правила поведения в разных ситуациях, конечно, отличаются, но не так сильно. Поэтому, даже если руководитель справедливо накажет сотрудника, являющегося одновременно его приятелем, то, скорее всего, он будет чувствовать себя перед ним виноватым и постарается как-то это загладить или компенсировать. Этот подход ближе к нам. При длительном общении члену коллектива не удаётся ограничиться чисто служебными отношениями и он неизбежно пускает другого в свою личную зону (насколько далеко - будет видно). И поэтому ему очень важно, что это за человек, какие у них отношения, и можно ли ему доверять. Для него это значительно важнее профессиональных качеств партнера.
В коллективе присутствует характерное отношение к конфликтам: их считают злом и стараются всячески избегать. Это понятно - ведь любой конфликт, даже чисто производственный, неизбежно затрагивает личные отношения его участников, а это весьма неприятно.

Из этого можно также сделать некоторые выводы по поводу того, чего именно члены коллектива ждут от руководителя. Очевидно, что заботы и понимания. У нас по-прежнему в большой цене руководитель, который умеет "войти в положение" подчиненного, разобраться в его проблемах и, если нужно, оказать поддержку не только в рабочей сфере.

А какие же отношения ценятся в коллективе? Американский бизнес принес на наш рынок свою "любимую" систему Управления по Целям (management-by-objectives). Руководитель А ставит перед сотрудником Б цель, они договариваются, что Б будет ее реализовывать и в конце оговоренного срока оценка результата его работы покажет, насколько он приблизился к поставленной цели. Успешное достижение целей ведет к продуктивным отношениям между А и Б. Логично, четко, ясно. Почему же до сих пор в тех организациях, где внедряется Управление по Целям, мы слышим от руководителей, что "люди слишком субъективно подходят к оценке деятельности", "сотрудники боятся, что все это сведется к критике", "разве возможно реально объективно оценить человека?". Действительно, невозможно, когда мы оцениваем человека, а не какое-то конкретное выполняемое им действие. А в коллективе это воспринимается именно так. Здесь можно оценивать человека, только принимая во внимание всю его ситуацию, его прошлые заслуги и достижения, его связи, его семейное положение и т.п.
Это, однако, не значит, что коллектив не достигает целей. Просто он идет с другой стороны: от качества взаимоотношений к качеству выполнения задачи. Чем лучше взаимоотношения, тем больше гарантий, что будет достигнут хороший результат. Понятно, что, с точки зрения управления, коллектив в отличии от команды, требует существенно большего времени и терпения для налаживания работы: устойчивые отношения за пять минут не создаются.

Итак, возвращаемся в начало этого раздела. Если есть конкретная цель перед группой сотрудников, собранных вместе для достижения этой цели, то я провожу тренинг командной работы, жёсткий и рассчитанный на "взрослых" людей, упражнения и игры провожу с максимально строгими правилами, каждое упражнение привязываю к цели, приучаю участников к обратной связи и к тому, чтобы они эту связь могли друг другу давать и после тренинга, конфликты, существующие между участниками выявляются, заостряются и разбираются. Тренинг строится на понятиях: выбор, ответственность, вклад, целепологание и целедостижение, цены и ценности, миссия и видение команды и её членов. Большое внимание уделяется взаимоотношениям со временем, жёстко разбирается любые неточности, связанные со временем: опоздания, перерасходование или неиспользование времени, выделенного на упражнение. Во время тренинга определяются и принимаются определённые штампы и шаблоны неконфликтных служебных взаимоотношений. По сути, тренинг командной работы происходит в виде короткой двух или трёх дневной начальной коучинг-сессии.

Итак, ниже приводится тренинг сплочения - командной работы.

Цель: сплочение коллектива, повышение коммуникативной компетентности, совершенствование навыков командного взаимодействия и развитие корпоративной культуры предприятия.

Темы тренинга.

· Выявление и осознание личных стратегий поведения. Понятие о жертве и ответственности. Роль выбора в позиции ответственности. Принятие корпоративного словаря, основанного на позиции ответственности. Составление списка запрещённых слов и выражений.
· Выявление долговременных стратегий взаимодействия в коллективе, осознание плюсов и минусов этих стратегий.
· Осознание существования других стратегий взаимодействия. Выбор и осознание эффективных стратегий. Принятие их как своих.
· Выработка и принятие совместных правил, направленных на повышение эффективности командной работы.
· Осознание себя командой и понимание общекомандных целей.
· Отработка командного взаимодействия с использованием упражнений верёвочного курса. Роль невербальных способов общения в достижении целей.
· Основы конфликтологии. Стратегии и тактики эффективного общения. Диагностика и принятие эффективных способов.
· Спор и дискуссия. Отличия. Правила проведения дискуссий. Тренировка действенных способов выработки общего мнения и прихода к согласию.
· Распознавание и недопущение манипуляций при общении. Неманипулятивные способы воздействия. Выработка формальных неманипулятивных шаблонов для прояснения внутрифирменных отношений.
· Психоэкология в практике общения.
· Формирование корпоративного и личного имиджа сотрудников.

Тренинг проходит в течение двух или трёх дней. Третий день занятий тренинга может проводится на природе или в спорт зале в виде экстремального тренинга и заключаются в преодолении различных препятствий в составе команды.

План проведения тренинга.

1. Начало тренинга. Цели. Цены за достижение целей. Правила. Отношения к правилам. Принятие правил. Разминка.

2. Игра "Озеро". Обсуждение игры. Разговор о необходимости поддержания дисциплины и механизмах, обеспечивающих выживание и развитие фирмы. Наказание и поощрение. Соответствие реально существующей системы поощрений и наказаний (ПиН) корпоративной культуре фирмы. Предложения по совершенствованию системы ПиН. Существует ли корпоративный стиль и в чём он выражается.

3. Игра типа шлюпки (Только для тренинга командной работы) и её обсуждение.

4. Диагностика командного взаимодействия. Игра "Встреча двух цивилизаций". Выявление привычных стратегий взаимодействия. Осознание цен пользования привычными стратегиями. Возможность других стратегий.

5. Игра "Рекламная компания". Игра "Молчащее и говорящее зеркало". Процесс "Личный герб и девиз". Обсуждение гербов.

6. Игра "Адские башни". Разбор игры. Осознание важности понимания каждым своего места в команде и своего вклада в достижение общей цели. Отладка системы обмена и передачи информации в организации.

7. Понятия жертвы, ответственности, выбора. Плюсы и минусы. Упражнения в парах. Составление словаря жертвы и словаря ответственности. Обсуждение способов общения. Выделение манипулятивных и неманипулятивных шаблонов. Разговор о манипуляциях. Выявление и недопущение манипуляций. Составление списка шаблонов, использующих неманипулятивные конструкты.

8. Команда. Что делает группу людей командой. Типология личности. Выявление типов сотрудников. Выработка принципов и правил командного взаимодействия. (Для тренинга командной работы).

9. Определение эксклюзивности фирмы. Ценности. Миссия. Определение миссии фирмы. Видение. Определение видения фирмы. Моё место в этом видении. Утверждение герба и девиза фирмы исходя из миссии и видении фирмы. Определение командной цели.

10. Спор и дискуссия. Каналы восприятия. Игра на переговоры "Катастрофа в пустыне". Разбор игры с выделением дефицитов.

11. Игра на взаимодействие и развитие креативности "Дигикон". Обсуждение игры.

12. Упражнение на доверие "Фултраст" (не проводится в трёхдневном тренинге).

13. Упражнение "Планка" (не проводится в трёхдневном тренинге).

14. Окончание тренинга. Подведение итогов. Обратная связь.

Комментарии.

Похожие:

Тренинг сплочения коллектива и эффективных внутрифирменных коммуникаций и Тренинг командной работы iconТематика семинарских занятий Вадим Вадимович шлахтер (Shlahter) Тренинг: Сверхвозможности человека и их презентация Тренинг: Победитель Тренинг: Способы эффективного общения
Вадим Вадимович шлахтер (Shlahter) Тренинг: Сверхвозможности человека и их презентация Тренинг: Победитель
Тренинг сплочения коллектива и эффективных внутрифирменных коммуникаций и Тренинг командной работы iconПрихожан А. М. П77 Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе
...
Тренинг сплочения коллектива и эффективных внутрифирменных коммуникаций и Тренинг командной работы iconПлан работы Совета старшеклассников На 2012-2013 учебный год
Организация выпуска праздничных газет ко Дню Учителя тренинг на командообразование
Тренинг сплочения коллектива и эффективных внутрифирменных коммуникаций и Тренинг командной работы iconРабота в Microsoft Visual Studio Марчуков Артур Викторович, Савельев Алексей Олегович Содержание
Роль командной работы в создании прикладного программного обеспечения, основные постулаты и принципы работы в команде, обзор существующих...
Тренинг сплочения коллектива и эффективных внутрифирменных коммуникаций и Тренинг командной работы iconКнига 2, Омнио-тренинг технология последовательности нулевого цикла А. Сидерский Йога Восьми Кругов
Сидерский айога Восьми Кругов (Книга 2, Омнио-тренинг технология последовательности нулевого цикла)
Тренинг сплочения коллектива и эффективных внутрифирменных коммуникаций и Тренинг командной работы iconЗадача которого является придание собаке выставочной кондиции, состоит из пяти частей. Второй этап выставочный тренинг
Подготовка колли к выставке.&st1= Подготовка колли к выставке состоит из двух этапов. Первый этап подготовительный(косметический),...
Тренинг сплочения коллектива и эффективных внутрифирменных коммуникаций и Тренинг командной работы iconМожно ли принять ребенка, а не его поведение? 6
Т. гордон тренинг эффективного родителя (parent effective training pet) Из предисловия 2
Тренинг сплочения коллектива и эффективных внутрифирменных коммуникаций и Тренинг командной работы icon7. Вручить билеты на стартовый тренинг и Региональный Семинар
Подключить новичка к программе самообучения (рекомендованные книги, аудио, видео)
Тренинг сплочения коллектива и эффективных внутрифирменных коммуникаций и Тренинг командной работы iconOcr палек & Alligator, 1998 г
Под общей редакцией А. Е. Тараса телохранитель: приемы, средства, критерии пригодности, экипировка и тренинг
Тренинг сплочения коллектива и эффективных внутрифирменных коммуникаций и Тренинг командной работы iconОльга Кинякина superинтеллект Интенсив-тренинг для повышения iq
Ум человеческий имеет свои пределы, тогда как глупость человеческая беспредельна
Разместите кнопку на своём сайте:
txt.rushkolnik.ru



База данных защищена авторским правом ©txt.rushkolnik.ru 2012
обратиться к администрации
txt.rushkolnik.ru
Главная страница