Albers, Wolfgang. Kurswissen Religion: Kirche Staat Politik. Stuttgart: Klett, 1994. BrДndle, Werner




НазваниеAlbers, Wolfgang. Kurswissen Religion: Kirche Staat Politik. Stuttgart: Klett, 1994. BrДndle, Werner
страница1/21
Дата конвертации16.02.2013
Размер331.08 Kb.
ТипТексты
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21






Нина Михайлова, Даниил Кипнис, Александр Кипнис. Религия - школьный предмет


Нина Михайлова, Даниил Кипнис, Александр Кипнис. Религия - школьный предмет







      © Copyright Нина Михайлова, Даниил Кипнис, Александр Кипнис

      Date: 28 Oct 2003








Предисловие







      Предмет "Religion", который преподают в немецкой школе, не знаком выходцам из бывшего Советского Союза. Предлагаемое пособие основано на материалах немецких учебников и учебных пособий для школ и гимназий.



      Во введении представлены сведения о преподавании, уровень требований, предъявляемых при сдаче экзаменов по религии, как школьному предмету, и часть элементарных понятий, необходимых для усвоения сведений, изучаемых в школьном курсе религии как школьного предмета. БСльшую часть составляет словарь-лексикон понятий теологии, философии и этики, которые излагаются так, как они даны в курсе "религии" немецкой школы.





      При составлении лексикона использовали следующую литературу:





      Albers, Wolfgang. Kurswissen Religion: Kirche - Staat - Politik.
Stuttgart: Klett, 1994.



      BrДndle, Werner. Taschenbuch theologischer FremdwЖrter, GЭteesloher Verlagshaus, 1982



      Bubolz, Georg (Hrsg.). Religionslexikon: Kompaktwissen fЭr SchЭler und junge Erwachsene. Cornelsen: Frankfurt/M, 1990;



      Fastenrath, Heinz. Abitur-Wissen Religion: Theologie und Philosophie.
Stuttgart, DЭsseldorf, Leipzig: Ernst Klett Verlag, 1999;



      Freudenberg, Hans; Goßman, Klaus. Sachwissen -Religion. Ein Begleit- und Arbeitsbuch fЭr den Religionsunterricht. 4., Эberarbeitete
Aufl. GЖttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1995;



      Keßler, Manfred. Evangelische Religion 1. Freising: Stark, 1996;



      Keßler, Manfred. Abitur-Wissen Religion: Die Verantwortung des Christen in der Welt. Freising: Stark, 1999;



      Lanczowski, GЭnter. Religionen: Meyers Kleines Lexikon. Mannheim:
Bibliographisches Institut, 1987;



      Leuser, Claudia. Abitur-Wissen Religion: Die Frage nach dem Menschen.
Freising: Stark, 2000;



      Leuser, Claudia. Abitur-Wissen Religion: Christliche Ethik. Freising:
Stark, 2002;



      Ohlig, Karl-Heinz. Religion in der Geschichte der Menschheit.
Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2002;



      Rahner, Karl; Vorgrimler, Herbert. Kleines Theologisches WЖrterbuch.
11. Aufl., Freiburg im Breisgau: Herder, 1978;



      Schmidt-Kortenbusch, Martin. Abitur-Wissen Religion: Mission, жkumene, eine Welt. Stuttgart: Klett, 1996;



      Seibert, Jutta. Lexikon christlicher Kunst. Freiburg im Breisgau:
Herder, 1980;



      Stamer, Uwe. Abitur-Wissen Religion: Was ist Der Mensch? Theologische Anthropologie. Stuttgart: Klett, 1998;Weber, Hartwig. Lexikon der Grundbegriffe in Christentum und anderen Religionen. Reinbek bei Hamburg:
Rowohlt, 1992.



      Wehr, Gerhard. Die sieben Weltreligionen. Kreuzlingen/MЭnchen:
Hugendubel, 2002



      Werner, Dittmar. Abitur-Wissen Religion: Glaube und Naturwissenschaft.
Freising: Stark, 1999.







      ВВЕДЕНИЕ: РЕЛИГИЯ И ЕЁ ПРЕПОДАВАНИЕ В НЕМЕЦКОЙ ШКОЛЕ



      Для обоснования необходимости преподавания религии как школьного предмета в официальных случаях приводят следующие аргументы:



      - религиозно-антропологический аргумент (отражение иррациональности сознания человека) - нежелание и, в какой-то степени, невозможность предать забвению накопленные, отработанные, исследованные формы человеческого существования, связанные с понятием религии;



      - общественно-теоретический и идеолого-критический аргумент - этические основы современных демократий основаны на общих представлениях, определенных, в том числе, и основными нормами религии (Nipkow, K.E.);



      - культурно-исторический аргумент - духовной основой европейской культуры много веков служило христианство, поэтому самосознание сегодняшнего человека, его природные, политические и социальные понятия не могут быть поняты без понимания исторических процессов развития религии, в том числе и периодов Нового завета и реформации. (Gogarten, Fr.)





      Cоциологи констатируют возрастание интереса к религии в последние годы, что можно связать с тем, что понимание мировых событий оказывается невозможным без учёта религиозных факторов, особенно, в эпоху глобализации.



      Правовые основы преподавания религии



      Правовые основы преподавания религии в общедоступных школах Германии определены постоянной Комиссией министерства культуры Земель Германии (KMK, 7 июля 1972) на основе следующих правовых документов:



      1. Оcновной Закон (Конституция) Германии.



      -В соответствии со статьей 4 Основного закона гарантируется свобода совести и вероисповедания и ненарушимость религиозных прав.



      -В соответствии со статьей 7 школьное образование находится под контролем государства. Юридически ответственные за воспитание лица имеют право определять участие своих детей в учебных занятиях по религии; религия является обязательным предметом во всех общедоступных школах.



      -Несмотря на право государственного надзора, преподавание религии производится в соответствии с принципами религиозных общин; запрещается обязывать учителя преподавать религию вопреки своему желанию.



      2. Законодательства Земель (Landesrecht).



      Конституции большинства земель в основном повторяют эти положения Конституции ФРГ, однако в Конституциях нескольких земель (Berlin, Brandenburg, Hamburg, Mecklenburg-Vorpommern, Niedersachsen, Schleswig-Holstein) преподавание религии вообще не упоминается.



      3. Конкордаты и церковные договоры, принятые как источники права до или после второй мировой войны в ряде Земель (Bayern, Baden-WЭrttemberg, Niedersachsen, Schleswig-Holstein, Hessen, Rheinland-Pfalz).





      Таким образом,



      отношения между церковью и государством определены прежде всего Основным законом (статьи 4 и 140) и конкретизированы конкордатами
(договорами государства и земель с Ватиканом) и аналогичными по содержанию церковными договорами, заключаемыми между евангелическими церквями земель и государством (так называемые KirchenvertrДge).



      В целом эти отношения могут быть обозначены как кооперация:



      -- Церковь и государство рассматриваются в качестве самостоятельных, равноправных партнеров; они имеют свои собственные, особые задачи и зоны влияния и отделены друг от друга (Trennung in der Wurzel);



      -- совместная работа в круге общих проблемных пространств государства и церкви возможна в случае, если этого требуют основные положения христианской веры или основные этические основания; тогда, в соответствии с соглашениями, возможно вмешательство церкви в ежедневную политику, государственное управление и судопроизводство:



      --

      в случае опасности для веры и морали церковь может пользоваться правом предостережения по своему усмотрению: "Церковь есть совесть государства";
церковь оказывает помощь государству при защите этических основ, как в социальной так и в культурной областях (например, церковные больницы и школы - в этом случае церковь играет роль интеграционного и стабилизирующего фактора общества);



      -- близость или дистанцирование политических партий и церкви определяется близостью в религиозных и этических вопросах, например, церковь может приветствовать политическую деятельность партии и ее членов, поскольку партия не поддерживает антицерковную деятельность;



      -- государство обеспечивает взимание налога на нужды церкви (Kirchensteuer);



      -- государство поддерживает культурную и социальную работу церкви путем финансирования дотациями и предоставлением льгот на основе принципа субсидирования;



      -- государство обеспечивает надзор над церковью в части соблюдения государственных законов церковными службами и работниками, например, законов о труде, предпринимательстве, страховании.





      Жестко определенные разграничения государства и церкви были достигнуты многолетними переговорами, аналогично, упорядоченность взаимоотношений определяет и правила преподавания религии в немецкой школе.





      Положение религии как школьного предмета





      Согласно Основному Закону (статья 7 п.3) религия является штатным
(включенным в обязательную программу) школьным предметом, который преподается "в соответствии с основными положениями религиозных общин".
Таким образом, религия имеет особое положение в ряду школьных предметов:



      -- с одной стороны, это установленный религиoзно-нейтральным государством предмет, который должен иметь научный характер и возможность видоизменяться,



      -- с другой стороны, содержание преподавания определяется участием религиозных общин в составлении учебных планов и материалов и в назначении и выборе учителей.





      Отсюда вытекают особенности преподавания





      -- "Religion" как школьный предмет, входит в программы всех ступеней обучения, от начальной школы до старших классов гимназии;



      -- право выбора между уроками религии, как школьным предметом ("Religion"), и уроками этики или философии для ребенка предоставлено родителям или лицам, ответственным за воспитание ребенка (Конституция ст.7,
п.2); установление такой системы позволяет обеспечить соблюдение права на свободу совести, гарантированное Государством (ст. 4);



      -- преподавание религии является конфессиональным - либо католическим, либо протестантским (евангелическим);



      -- по содержанию преподавание религии охватывает широкий круг культурно-исторических, человековедческих и социальных аспектов, хотя и центром тяжести в Германии является христианское вероучение на основе Библии;



      -- преподавание религии выходит за конфессиональные рамки, поскольку, практически, следуя духу времени, передаются представления и о других мировых религиях;



      -- нехристианские религиозные общины вправе претендовать на преподавание их религий, безотносительно к тому имеют ли они (обшины)
договоры с государством, поэтому в ряде Земель (Бавария, Гамбург, Гессен, Нижняя Саксония, Норд-Рейн-Вестфалия) в последние годы детям мусульман, на определенных условиях, преподается ислам.





      С полным основанием многие утверждают, что в плюралистическом обществе, в котором представлено большое число конфессий, принятая в Германии система преподавания религии становится анахронизмом.



      Дальше всех в отношении изменения системы преподавания религии пошла земля Бранденбург, где (после трехлетнего преподавания в опытном порядке) с 1996 года введен новый предмет: Lebensgestaltung-Ethik-Religionskunde, сокращенно LER. LER является обязательным предметом для открытых муниципальных школ Бранденбурга. Этот предмет является религиозно-нейтральным и должен давать знания об этике, различных мировоззрениях и религиях, чтобы дать учащимся возможность суждения о ценностных установках человека и ориентировку в жизни. Конфессиональное же преподавание религии было сделано факультативным и передано религиозным общинам.



      Введение LER вызвало большие споры о школьной политике во всей Германии и, как следовало ожидать, натолкнулось на сопротивление церкви. Католическая и евангелическая церковь совместно обратились в Конституционный суд с жалобой на нарушение Основного Закона. По решению суда ландтаг Бранденбурга был обязан внести в школьный закон изменения, уравнивающие положение преподавания LER и преподавания религии по конфессиям: с 2002/03 учебного года и то и другое сделано обязательным (так что школьники или их родители выбирают одно из двух).





      В результате этого эксперимента стало очевидным, что до внесения изменений в Конституцию ситуация с преподаванием религии в школах Германии останется прежней.





      Требования к знаниям учащихся



      По предмету "религия" предполагается освоение основных фундаментальных знаний определенной конфессии и ориентировка в других направлениях религии.



      Так, цели, которые ставит перед собой преподавание католической религии, могут быть сведены в следующий перечень:



      -- знание терминологии предмета;



      --

      знание основ в области христианской веры и истории ее развития, а также важных фактов, относящихся к пониманию других религий, мировоззрений и идеологий;



      -- обзорное знание материала как в историческом, так и в систематическом плане;



      -- умение применять методы работы, специфические для предмета;



      -- владение формами и принципами самостоятельной работы;



      -- умение вести диалоги,



      -- способность к суждению.





      Выпускной экзамен (абитур) по предмету "католическая религия" в Баден-Вюртемберге представляет собой письменную работу, относящуюся обычно к одной из следующих общих тем:



      - Jesus Christus;



      - Freiheit - Verantwortung - Schuld;



      - Glauben und Wissen;



      - Kirche - Zeichen des Heils;



      - Gottesglaube - Atheismus;



      - Soziale Gerechtigkeit.



      Аналогичные общие темы в курсе "евангелической религии":



      Glaube und Naturwissenschaft



      Kirche-Staat-Politik



      Soziale Gerechtigkeit



      Gottesglaube - Atheismus



      Jesus Christus



      Was ist der Mensch?





      Экзаменующимся предлагается текст, связанный с одной из этих общих тем, и четыре задания по этому тексту, которые имеют разную степень трудности:



      1 ступень сложности: воспроизведение. в этом задании школьник должен передать основные мысли текста - содержание, развитие мысли, центральные понятия;



      2 ступень сложности: преобразование, реорганизация. Тематика предложенного текста должна быть самостоятельно представлена собственными знаниями школьника, дополнена или поставлена в связь с более широкими темами.



      3 ступень сложности: перенос. В этом задании школьник должен применить собственные знания в области темы испытания для новой постановки вопроса или новых выводов. Требуется разработка общего и частностей;



      4 ступень сложности: обоснование позиции. Школьник должен рассмотреть аргументацию текста и занять по отношению к ней обоснованную позицию; или же он должен раскрыть проблему на основе одного или нескольких примеров.
Обязательно требуется собственное суждение.



      При каждом из четырёх заданий указывается его "стоимость" в очках (VP -
Verrechnungspunkte
). Максимально достижимое число очков при выполнении всей работы (общая сумма VP) - 60.



      Время написаний работы 210 минут. В качестве вспомогательных материалов разрешаются только некомментированные канонические переводы библии.



      Предлагаемые тексты представляют собой как правило либо выдержки из церковных документов (напр., энциклика, письма, катехизисы), или отрывки из сочинений теологов (если они не слишком абстрактны и сложны по языку).



      Примеры экзаменационных заданий 1990-2000 -х годов.



      Общая тема: "Вера в Бога и атеизм". В качестве исходного текста предложен отрывок из современной книги "Прощание с Богом?" и по нему поставлены четыре задания:



      1. Показать, на основе текста, почему автор не может отказаться от слова "Бог" (10 VP);



      2. Пояснить на одном примере из Ветхого Завета и на одном примере из Нового Завета, что при встрече с Богом речь идёт о личном отношении. (20
VP);




      3. Показать, как Л. Фейербах в своей критике обосновывает необходимость замены слова "Бог" (15 VP);



      4. Пояснить возможные влияния веры в Бога на устройство (Gestaltung) человеческой жизни. (15 VP).





      Общая тема "Социальная справедливость". В качестве исходного текста предложен отрывок из статьи "От социального к политике" в парламентской газете. Задания:



      1. Опишите, перед какими проблемами, по мнению автора, стоит сегодня христианско-социальное движение (10 VP);



      2. Представьте подходы епископа Ketteler [1811-1877] к решению социальных вопросов (15 VP);



      3. Поясните на одном примере из Ветхого Завета и на одном примере из Нового Завета, как там поставлены под сомнение установки, обозначенные в тексте как "гражданский индивидуализм" (20 VP);



      4. Исследуйте, какое значение при поисках разрешения конфликта между Севером и Югом может иметь SubsidiaritДt [общественно политический принцип, по которому более крупные общественные единицы (напр. государство) имеют право брать на себя только те задачи, которые не в силах выполнить более мелкие общественные единицы] (15 VP).





      Тема: "Церковь -государство- политика"





      В качестве исходного текста предложен отрывок из памятной записки Евангелической церкви Германии "Евангелическая церковь и конституционное государство".



      Задания:



      1 покажите на основе текста, как в христианско-реформаторской традиции с точки зрения библейской веры понимается, обосновывается и ограничивается функция государства (10 VP);



      2 проверьте, используя RЖm 13, 1-7, возможно ли обосновать требование



      послушности государству (15VP);



      Покажите, каким образом в третьем Рейхе государство вмешивалось в свободу верований, и в какой степени евангелической церкви удалось выполнить ее долг - ненасильстенное сопротивление вмешательству государства в свободу вероисповедания (20 VP) ;



      4 Разъясните, исходя из правовых взаимоотношений церкви и государства в ФРГ, каковы возможности церкви участвовать в делах государства и влиять на них в соответствии с требованиями христианства





      Тема: "Иисус Христос"





      В качестве исходного текста предложен отрывок из современной книги "Иисус Евангелия"



      Задания:



      1 покажите какие следствия для устройства жизни вытекают из обещания царства Божьего (10 VP);



      2 проанализируйте главные мысли притчи о званом ужине Lk 14, 15-24 и разъясните, в какой степени трапеза Христа с отверженными является важным действием Христа (15VP);



      3 разъясните на одном из новозаветных текстов о воскресении Христа, что человек может доверять делу и обещанию Бога (20 VP);



      4 разъясните на примере, в какой степени заветы Христа могут быть претворены в сегодняшней жизни (15VP)





      x x x





     
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Похожие:

Albers, Wolfgang. Kurswissen Religion: Kirche Staat Politik. Stuttgart: Klett, 1994. BrДndle, Werner iconЮ. А. Пытель о книге Поскольку данное руководство
Киев, 1962; Н. S с h о е п. Medizinische Rontgentechnik. Stuttgart, 1951, Teil I und II; Н. Роррe, I. Lohstoter und Ph. L a u w e...
Albers, Wolfgang. Kurswissen Religion: Kirche Staat Politik. Stuttgart: Klett, 1994. BrДndle, Werner iconИ. А. Ильин; [составление и комментарии Ю. Т. Лисицы]. т. 1; т. Москва : Русская книга
Аксіомы религіознаго опыта : изслѣдованіе; Aksīomy religīoznago opyta : izsli︠e︡dovanīe. Author Heading(s): Ilʹin, I. A. (Ivan Aleksandrovich);...
Albers, Wolfgang. Kurswissen Religion: Kirche Staat Politik. Stuttgart: Klett, 1994. BrДndle, Werner icon[dvd] original name=Мир детского кино: Любимые сказки (4 dvd)
Клаус Нюманн (Claus Neumann); Лотар Гербер (Lothar Gerber); Ганс-Юрген Крусе (Hans-Jurgen Kruse); Вольфганг Брауман (Wolfgang Braumann)...
Albers, Wolfgang. Kurswissen Religion: Kirche Staat Politik. Stuttgart: Klett, 1994. BrДndle, Werner iconРоберт Грейвс. Божественный Клавдий и его жена Мессалина Г. Островская. Перевод, 1994 С. Трохачев. Комментарии, 1994 Г. Украинский. Оформление, иллюстрации, 1994 Изд
Г. Островская. Перевод, 1994 С. Трохачев. Комментарии, 1994 Г. Украинский. Оформление, иллюстрации, 1994 Изд. "Художественная литература",...
Albers, Wolfgang. Kurswissen Religion: Kirche Staat Politik. Stuttgart: Klett, 1994. BrДndle, Werner iconФедеральный конституционный закон от 21. 07. 1994 n 1-фкз (ред от 15. 12. 2001)
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Российская газета", n 138 139, 23. 07. 1994, "Собрание законодательства рф",...
Albers, Wolfgang. Kurswissen Religion: Kirche Staat Politik. Stuttgart: Klett, 1994. BrДndle, Werner iconSongs of A. Vertinsky (1994) © bg 1994, Kurittsa Records 1994
...
Albers, Wolfgang. Kurswissen Religion: Kirche Staat Politik. Stuttgart: Klett, 1994. BrДndle, Werner iconWolfgang Wippermann
Европейский фашизм в сравнении 1922-1982 Перевод с немецкого А. И. Федорова "Сибирский хронограф" Новосибирск 2000 ocr кудрявцев...
Albers, Wolfgang. Kurswissen Religion: Kirche Staat Politik. Stuttgart: Klett, 1994. BrДndle, Werner iconWolfgang Wippermann
Европейский фашизм в сравнении 1922-1982 Перевод с немецкого А. И. Федорова "Сибирский хронограф" Новосибирск 2000 ocr кудрявцев...
Albers, Wolfgang. Kurswissen Religion: Kirche Staat Politik. Stuttgart: Klett, 1994. BrДndle, Werner iconWolfgang Wippermann
Европейский фашизм в сравнении 1922-1982 Перевод с немецкого А. И. Федорова "Сибирский хронограф" Новосибирск 2000 ocr кудрявцев...
Albers, Wolfgang. Kurswissen Religion: Kirche Staat Politik. Stuttgart: Klett, 1994. BrДndle, Werner iconПостановление От 25 февраля 1994 г. N 18
Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 марта 1994 г. N 503
Разместите кнопку на своём сайте:
txt.rushkolnik.ru



База данных защищена авторским правом ©txt.rushkolnik.ru 2012
обратиться к администрации
txt.rushkolnik.ru
Главная страница