Реферат по курсу "Экономическая география"




НазваниеРеферат по курсу "Экономическая география"
страница1/3
Дата конвертации26.02.2013
Размер56.87 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И БАНКОВСКОГО ДЕЛА


Факультет управления и финансов





РЕФЕРАТ
по курсу "Экономическая география"
на тему "Внешнеэкономические связи Российской Федерации на примере Северо-Западного и Дальневосточного регионов"















студента Темнохуда Федора Анатольевича
1 курса группы УФ72
специальность 604400
Финансы и кредит





Тольятти 1997

Оглавление
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ РЕГИОН
Общее состояние по региону.
Внешняя торговля
Перспективы развития внешнеэкономических отношений
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК
Общее состояние региона
Внешняя торговля
Перспективы развития внешнеэкономических отношений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



Введение
Внешнеэкономические связи - результат мирового разделения труда. В зависимости от функциональных признаков выделяются следующие основные формы, внешних экономических связей: внешняя торговля, научно-техническое сотрудничество, экономическое сотрудничество, кооперирование. Основной формой внешнеэкономических связей была и остается внешняя торговля. Именно на этой форме я остановлюсь в своем реферате.

Важным фактором, влияющим как на содержание и формы вхождения России в мировые хозяйственные связи, так и на развитие единого рыночного пространства внутри страны, становится расширение непосредственного участия регионов РФ во внешнеэкономической деятельности.
Провозглашение Россией независимости и распад Союза ССР существенно трансформировали условия внешнеэкономической деятельности субъектов Федерации. Это особенно касается ряда регионов, специализирующихся на перерабатывающих отраслях промышленности и обеспечивавших прежде свои потребности в минерально-сырьевых и сельскохозяйственных ресурсах за счет завоза из регионов, которые находятся теперь на территории стран ближнего зарубежья. В нынешних условиях им приходится искать замену прежним межреспубликанским связям, широко используя приграничную торговлю и бартерные операции.
На настоящий момент, наиболее важными остаются экономические связи России со странами запада и странами Азиатско-Тихоокеанского Региона (АТР). Важную роль в налаживании внешнеэкономических отношений играют северо-западный и дальневосточный регионы.
Северо-западный регион
Общее состояние по региону.
Северо-Западный район (к нему относятся Санкт-Петербург, Ленинградская, Мурманская, Вологодская, Архангельская области и республика Карелия) отличается высоким уровнем экономического развития. В территориальном разделении общественного труда он выступает с продукцией сложного машиностроения, поставляя другим районам и на экспорт современное технологическое оборудование для различных отраслей промышленности: электроэнергетики, приборостроения и электроники, морского судостроения. Большое значение приобрели отрасли химической и лесной промышленности, производство товаров народного потребления. Район, например, занимает одно из первых мест у нас по производству морских судов разного типа (в том числе мощных атомных ледоколов), уникальных паровых, гидравлических и газовых турбин, оптико-механической продукции, обеспечивающих ему устойчивое положение на нашем рынке и за рубежом.
Экономический потенциал района определяется прежде всего промышленностью Санкт-Петербурга, его высококвалифицированным рабочим классом, научным и техническим персоналом, создающим 10 % научно-технических разработок бывших республик СССР. Это дает возможность возлагать на район функции одного из важнейших флагманов научно-технического прогресса, подготовки квалифицированных кадров для народного хозяйства.1
Вместе с тем затянувшийся финансово-экономический кризис, хронический острый недостаток отечественных инвестиционных ресурсов с каждым годом усложняют положение лесозаготовительных, деревообрабатывающих, целлюлозно-бумажных предприятий и машиностроительных заводов, обслуживающих лесной комплекс, снижают их конкурентоспособность на мировом рынке. В равной мере это относится к предприятиям металлургии, промышленности строительных материалов, рыбному хозяйству, другим отраслям.
Внешняя торговля
Северо-Западный регион отличается от других высоким уровнем экспортной специализации. Отсюда поставляются на мировой рынок продукция отраслей данного региона - высококачественную и сложную технику, электроэнергетическое оборудование, оборудование для АЭС, продукцию электронной промышленности, точной механики, грузовые и легковые автомобили; продукцию лесной и целлюлозно-бумажной, химической промышленности, в том числе аппатиты.
Северо-Западный район, располагая развитым портовым хозяйством, осуществляет важные экспортно-импортные функции на Балтийском море для всей России. Через Санкт-Петербургский морской порт - самый крупный в Балтийском бассейне - во многие страны следует на экспорт продукция петербургских и других российских предприятий. Здесь же перерабатываются импортные грузы. Контейнеровозы успешно работают на линиях Санкт-Петербург - Лондон и Санкт-Петербург - Гамбург - Роттердам.
Через Северо-Западный осуществляются регион теснные экономические связи с Польшей, Германией, Финляндией. Норвегией, Следует учитывать, что в последние годы лидирующие позиции в области российских внешнеэкономических связей сохраняются (и даже упрочиваются) за странами ЕС - около 33-40 процентов всего товарооборота, или, как подчеркнул вице-председатель ЕК Л.Бриттен, выступая 17 июня 1997 года в Государственной Думе России, 40 процентов российского экспорта и 38 процентов импорта. В свою очередь Россия занимает пятое место во внешней торговле ЕС по импорту и шестое - по экспорту.
Важно и то, что в последние годы Россия сохраняет положительное сальдо в торговле с ЕС: 1993 год - 4 млрд. экю, 1994 - 6,2 млрд. экю, 1995 - 5,9 млрд. экю, 1996 - 11,4 млрд. экю.2
Россия экспортирует в эти страны нефть, нефтепродукты, бриллианты, металлы, ферросплавы, химические продукты, удобрения, пиломатериалы. В то же время доля машинотехнических изделий в поставках незначительна. Это в основном автомобили, электродвигатели, подшипники, контейнеры, холодильники.
В российском импорте из стран ЕС основное место занимают продовольственные товары, химические продукты, пластмассы, кожи, швейные изделия, машины и оборудование для различных отраслей промышленности, например, насосно-компрессорное( холодильное, электрооборудование, аппаратура телефонной связи. Закупаются также овощи, фрукты, алкогольные напитки.
Торгово-экономические связи с Норвегией развиваются достаточно устойчиво. Товарооборот по итогам первых девяти месяцев 1996 года составил, по данным российской таможенной статистики, 497,2 млн. долларов. При этом экспорт превысил в стоимостном выражении 335 млн. долларов, а импорт - 160 млн. долларов. Положительное сальдо взаимной торговли в пользу России возросло в связи с этим до 177 млн. долларов (в 1995 году - 160,6 млн. долларов).
Доля сырья и полуфабрикатов в российском экспорте в Норвегию составляет почти 90 процентов, при этом по итогам ряда последних лет на две основные позиции - рыба/морепродукты и цветные металлы - приходится свыше двух третей экспорта. Принципиально важное значение для российского экспорта имеет тот факт, что ставки импортных таможенных пошлин в Норвегии на ряд товаров ниже, чем в ЕС. Вследствие этого на норвежском рынке сохраняется благоприятная для увеличения российского экспорта ситуация. Отличительной структурной особенностью поставок из России в Норвегию является крайне незначительная доля в них нефти и газа, традиционно занимающих ведущее место в российском экспорте во многие страны Европы.
Вместе с тем происходит рост импорта норвежских товаров. Это объясняется прежде всего увеличением закупок рыбы и рыбопродуктов, частично - продовольственных товаров. Вместе с тем растут и закупки целого ряда других товаров по самой широкой номенклатуре.3
Близость Норвегии к Северо-Западной России, схожесть климатических и почвенных условий создают благоприятные предпосылки для развития сотрудничества в области сельского хозяйства. Предприятия АПК Северной Норвегии обладают опытом, который может быть весьма полезен для Северо-Западной России Перспективы развития внешнеэкономических отношений
В последние годы обоюдный интерес друг к другу России, а также стран Балтийского и Баренцева регионов, заметно усилился. Для этого есть достаточные основания. Высокоразвитые в промышленном отношении страны Западной и Северной Европы для своего выхода на качественно новую стадию развития все острее будут нуждаться в России как потенциально емком рынке и как партнере в промышленной кооперации. Уже сейчас наиболее дальновидные деловые люди из европейских стран начинают осваивать российский рынок.
В условиях быстро усложняющихся мирохозяйственных связей, наиболее перспективные совместные проекты рождаются и реализуются не в столицах государств, а на местах при поддержке муниципальных и территориальных органов управления.
Например, возникла идея так называемого 'Архангельского коридора", связывающего промышленные центры и порты Скандинавии и Финляндии железной дорогой через Республику Карелия с Архангельской областью, с Республикой Коми и Уралом. После ввода в участка железной дороги длиной 126 км у в Карелии, эта идея, без сомнения, обещает перерасти в реальный трансграничный проект. Этот проект - плод усилий руководителей, ученых и предпринимателей губернии Оулу, Республики Карелия, городов Москвы и Санкт-Петербурга Санкт-Петербурга Второй трансграничный проект - так называемый "Южно-Карельский", или "Атлантический коридор", который призван соединить территории южной части Балтийского региона через финляндские порты Котка, Ханко, Хельсинки, европейскую автомагистраль №18 и дорогу №6, которая идет вдоль финляндско-российской границы, с глубинными российскими территориями через Карелию, Вологодскую и Кировскую области. И этот проект уже фактически реализуется. Так, в республике Карелия, несмотря на экономический кризис, строятся новые международные пункты пропуска и дороги в направлении Восток-Запад. При этом республика вкладывает собственные средства в объекты таможенной инфраструктуры федерального значения.
Только создание этих двух трансграничных коридоров позволит создать по обе стороны границы тысячи новых рабочих мест. Новые оптимальные грузопотоки с объемом перевозок как минимум 20-30 млн. тонн груза в год и заметно повлиять на повышение конкурентоспособности Балтийского региона в мировом масштабе и российского Северо-Запада - в Европе, а Карелии - в нашей стране. Одновременно здесь оживится международный туризм. Миллионы европейцев, да и американцев, которым прежде не был доступен уникальный по красоте природы и богатству культуры российский Север, смогут увидеть, знаменитые Валаам, Кижи, Соловецкие острова и многие другие памятники мирового значения.
В последнее время правительство Карелии провело консультации с руководителями многих субрегионов Финляндии, Швеции, Норвегии, Германии, Венгрии, Белоруссии, а также с правительствами Литвы, Латвии по вопросам реализации взаимовыгодных проектов. В результате удалось совместно осмыслить и определить наиболее привлекательные сферы взаимодействия, как в экономике, так и в научных и культурных обменах.4
  1   2   3

Похожие:

Реферат по курсу \"Экономическая география\" iconКафедра экономической и социальной географии
России (на примере Самарской области) Курсовую работу по курсу: «Экономическая география» Неудахин Д. Б. IV курс, факультет Ввидо...
Реферат по курсу \"Экономическая география\" iconКурсовая работа по дисциплине "Экономическая география" не тему " География растениеводства Российской Федерации "
...
Реферат по курсу \"Экономическая география\" iconРеферат по дисциплине "Экономическая география и регионалистика"
Всероссийская государственная налоговая академия Министерства Финансов Российской Федерации
Реферат по курсу \"Экономическая география\" iconРеферат на тему: Экономическая география Франции. Проверила
Учитель ученица 9-го класса "Б" Котик Татьяна Логинова Мария Андреевна Владимировна
Реферат по курсу \"Экономическая география\" iconРеферат по дисциплине "Экономическая география и региональная экономика" тема: ставропольский край
Министерство Образования Российской Федерации Северо-Кавказский Государственный Технический Университет
Реферат по курсу \"Экономическая география\" iconРеферат по дисциплине "Экономическая география и региональная экономика" на тему: "Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства"
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тамбовский...
Реферат по курсу \"Экономическая география\" iconРеферат по курсу : «Экономическая история Ульяновской области» чичкина. Н. М, студентка II курса группы фо 11-23
Промышленность Симбирской губернии в 19 веке Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации
Реферат по курсу \"Экономическая география\" iconРеферат по курсу искусство Востока Студентки 2 курса Моисеевой Ольги Борисовны кс01- 5
Искусство средневекового Ирана Авторизованный реферат по курсу искусство Востока
Реферат по курсу \"Экономическая география\" iconбилеты: Билет№1/ 1 Что изучает экономическая и соц-ая география России. Её цели и задачи, связь с др
Билет№1/ 1 Что изучает экономическая и соц-ая география России. Её цели и задачи, связь с др
Реферат по курсу \"Экономическая география\" iconРеферат по курсу «Экологический менеджмент» Вариант №20 Студент: Серикова Ю. С. гр. Эм-17 Преподаватель: Гришков И. О
Министерство образолвания российской федерации уральский государственный технический университет центр дополнительной и профессиональной...
Разместите кнопку на своём сайте:
txt.rushkolnik.ru



База данных защищена авторским правом ©txt.rushkolnik.ru 2012
обратиться к администрации
txt.rushkolnik.ru
Главная страница