Лекция №18 от 09. 04. 2009г. Конфуций. (18Zubov09. 04. 09. mp3)




НазваниеЛекция №18 от 09. 04. 2009г. Конфуций. (18Zubov09. 04. 09. mp3)
страница1/4
Дата конвертации05.03.2013
Размер38.14 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3   4
Лекция №18 от 09.04.2009г. Конфуций.
(18Zubov09.04.09.mp3)

Мы завершаем наш разговор о конфуцианстве. На прошлой лекции мы говорили о пяти отношениях и, стоит завершить также и этот разговор (о пяти отношениях). Основой пяти отношений, восходящей к почитанию предков, является СЯО. СЯО – это сыновья почтительность и отеческая любовь. Конфуций не раз говорил, что в его время (2.5, 2.7, 2.8) под сыновней почтительностью понимают заботу о родителях особенно в старости. Их надо кормить, о них надо заботиться, их не надо огорчать, о чем мы, кстати, благополучно забыли сейчас. Это было само собой разумеющееся в большинстве семей.
Но не в этом смысл сыновней почтительности и отеческой любви. Смысл в том, чтобы исполнять волю родителей. Отсюда следует глубочайший принцип конфуцианства – следование традициям. Т.к. традиция – это не что иное, как воля и опыт отцов. После смерти родителей следует хранить по ним траур. В Китае траур по умершим родителям соблюдался три года, по отцу и по матери. Эти три года старший сын вообще не жил в своем доме, а жил в специальной палатке около могилы родителей, соблюдая воздержание во всем, не служа в это время. (Речь шла о чиновниках, в первую очередь). Носил траурные для Китая белые одежды.
Когда один из учеников Конфуция спросил его, можно ли соблюдать траур в течение одного года, а остальное время уже служить и приносить пользу обществу. Конфуций после его (ученика) ухода сказал: «Какой низкий этот человек! Родители воспитывали его три года, маленького, когда он ничего сам не мог». Поэтому следует хранить траур по умершим родителям три года, а потом почитать умерших предков бесчисленного количества поколений.

Все остальные отношения берут свои основания, так или иначе, в сыновней почтительности и отеческой любви. Если нет сыновней почтительности, все остальные отношения ничего не стоят, они - лишь фикция или, по крайне мере, в них нет человеколюбия. Они корыстны. И это понятно: именно в семье начинается воспитание благородного мужа.
Следующий очень большой принцип – это взаимность. В 15.23 Лунь Юйе Конфуция спросили о том, что следует ли, как учили даосы (мы узнаем это позднее), на злобу, вражду отвечать любовью? Конфуций отвечал: на любовь следует отвечать любовью, на доброжелательность следует отвечать доброжелательностью, а на злобу следует отвечать справедливостью (ШУ, ШУ – справедливость). Это видение того, как должно себя вести. С
праведными надо вести себя праведно, а в отношении неправедных – их надо остерегаться. И если это в твоей власти – их надо наказывать. Но самый главный принцип – основной принцип человеческих отношений – это человеколюбие. Вы иногда встретите перевод – гуманность. Это слово – ЖЕНЬ – человек и одновременно – человеколюбие. Это первый и основополагающий принцип. Конфуций говорил, что истинного человеколюбия он никогда не встречал (7.33?). Почему? Что лежит под принципом человеколюбия? Под принципом человеколюбия лежит стремление делать другому благо, а не себе. Низкий человек (СЯО ЖЕНЬ) заботится о себе и других людей пытается использовать для себя, а благородный муж заботится о других и себя отдает на пользу другим. В пределе это самопожертвование, Конфуций признается, он не встречал никогда. Он
слышал, что древние ЯО и ШУНЬ были таковыми, но в его время он таких людей не встречал. Но стремиться к максимальному человеколюбию – это максимальная задача. Что такое человеколюбие (по прошлым лекциям) Конфуций отвечал – это любить всех людей. Это не абстрактный принцип – любить неизвестно кого, это значит, быть готовым любому человеку помочь, оказать благодеяние, пожертвовать собой ради него. Человеколюбие следует проявлять всегда, в любых обстоятельствах. Нет обстоятельств, когда человеколюбие не стоит применять. Люди (4.5) желают богатства и знатности для себя. Если не руководствоваться правильными принципами, их – не получишь. Людям ненавистны бедность и безызвестность. Если не руководствоваться правильными принципами от них не избавишься. Если благородный муж утратит человеколюбие, то можно ли его считать благородным мужем? Благородный муж обладает человеколюбием, даже когда он ест. Он должен следовать человеколюбию будучи крайне занятым. Он
должен следовать человеколюбию, даже терпя неудачи. Человеколюбивый не печалится. Это тоже очень важный принцип (9.28). Человеколюбивый не испытывает печали. Что это означает? Когда мы делаем что-то доброе для другого, мы ожидаем взаимности. Когда мы эту взаимность получаем, мы радуемся. Когда мы ее не получаем – мы печалимся. Когда человек живет для себя, он печалится практически все время, потому, что он все время неудовлетворен. Он всегда хочет жить лучше, чем он живет.
Когда же человек хочет приносить пользу другим, не думая о воздаянии, у него нет оснований для печали, нет оснований для грусти, не оснований сказать, как все несправедливо в мире. Я ему – так, а он мне – этак. Если ты печалишься, значит, ты не до конца человеколюбив.
Собственно принцип благородного мужа, принцип человеколюбия – это отдавать себя, не думая о приятном для себя, не получая удовольствия, по крайней мере, не ища удовольствия от твоих благодеяний. Человеколюбие – это основное качество.

Важнейшим принципом для благородного мужа является помимо человеколюбия правдивость, стремление к правдивости, стремление к искренности. Потому что любая неискренность предполагает твою скрытую цель, направленную на срытое благо. Человек, нечеловеколюбивый, скрывает свои истинные цели, обманывая, выдавая себя за кого-то другого, выдавая одни свои цели за другие, чтобы убедить людей, действовать так, как это выгодно или приятно этому человеку. Человек же благородный действует из других (принципов), поэтому ему нечего скрывать, поэтому он правдив. Без
правдивости существовать нельзя. В 2.22 он (Конфуций) говорит: Не знаю, как можно, чтобы у человека не было правдивости. Это подобно тому, что у большой повозки нет скрепы, а у малой – нет поперечин. Как можно ехать на таких повозках? Искренность с друзьями – основа отношений. Я
ежедневно проверяю себя в трех отношениях. Преданно ли служу людям, искренен ли в отношениях с друзьями, повторяю ли я заповеди древних
(1.4). Т.е. человек, не искренний с друзьями, естественно выпадает из пяти отношений.

Важнейшее качество искренности у государя. Государь должен быть правдив (1.5 и другие изречения). Малейшая ложь правителя разрушает царство, потому что правитель связывает Небо и Землю. Он – образ Небесного, Верховного Предка Тянь (Шан) Ди. А Небо правдиво по определению, Небо не лжет. Если государь лжет – он уже не государь. А
ежели он – не государь, в стране нет государя. Если в стране нет государя, страна разрушается.

В конфуцианстве разработан принцип пяти отношений, пяти основных отношений. Я не имею ввиду отношения социальные, а пять качеств. Среди них на первом месте стоит человеколюбие, затем следует справедливость, потом – ритуал (ЛИ), потом – мудрость (ДЖИ) и верность (СИНЬ.) Это пять принципов, без которых невозможно существование вселенной, как невозможно существование вселенной без пяти органических принципов, без пяти стихий мира, которые соответствуют этим пяти основным нравственным принципам.

Вообще для конфуцианства было очень важным, (и это мы выясним позже), что органические принципы, органические стихии - дерево, металл, огонь, вода, земля, периоды года: весна осень, лето, зима - соответствуют нравственным принципам. Т.е. нравственное, природное, стихийное – едины. Нравственное – это не какой-то довесок мироздания, не что-то, выдуманное людьми, это столь же естественный принцип, как смена времен года, как смена стихий в бытии мира.
В учении о благородном муже Конфуций подчеркивал вещь, сначала не понятную для нас. Он говорил, что благородный муж не подобен вещи. Что
это означает? Это означает, что каждая вещь может быть употреблена на свою надобность. Меч – для войны, плуг – для сельскохозяйственных работ, чайник – для того, чтобы заваривать чай и т.д. Благородный муж годен на любое доброе дело. Это основной конфуцианский принцип. Человек благородный, поставленный в любом дел, будет действовать правильно.
Благородство – соединение двух принципов, и в конфуцианстве, как мы дальше увидим, всегда шла дискуссия между ними. Это принцип учености и принцип расположения сердца. Что важнее, что первичнее? Но в любом случае важны оба. Ни одним из них не пренебрегается. Здесь вопрос о первичности. Потом, когда мы перейдем к неоконфуцианству, мы об этом будем говорить подробнее. Но важны вот эти два принципа: принцип расположения сердца к добру, естественно, и принцип образованности, учености, потому что не ученый человек, даже расположенный к добру, опасен. А ученый человек, не расположенный к добру тоже, как мы вскоре узнаем, опасен. Т.е. необходимы и обязательны соединения двух этих принципов. Но благородный муж не подобен вещи. Он в любом деле способен разумно и благополучно действовать, если ему дать эту возможность.
Вообще конфуцианство говорило о том, что, ежели в стране порядок, ежели у власти находится благочестивый и мудрый правитель, благородному мужу стыдно оставаться в безызвестности, стыдно оставаться в деревне,
т.е. не находиться на государственной службе, стыдно не действовать, не говорить прямо. А вот если у власти – не благородный, не достойный правитель, то тогда благородному мужу стыдно получать награды, стыдно занимать высокие должности, стыдно находиться в столице. Он должен находиться в деревне, он должен быть тем, что в китайской традиции называлось отдыхающий или спящий дракон. Т.е. он должен удалиться от дел, потому что при неправедном правителе все благодеяния, все награды будут пропитаны ложью, и фактически даются не за правду, а за неправду.
В чем же основа мудрости еще одного выдающегося качества конфуцианства? Хотя Конфуций много говорил о мудрости, основа мудрости – это знать человека, знать, что есть в человеке, знать, в чем причина зла, и в чем причина добра. Эти темы потом будут главенствовать.
Мудрость должна проявляться в том, чтобы служить народу, должным образом служить народу. Вот в чем мудрость. Не правителю – народу (подчеркнем).
  1   2   3   4

Похожие:

Лекция №18 от 09. 04. 2009г. Конфуций. (18Zubov09. 04. 09. mp3) iconЛекция №17 от 02. 04. 2009г. Конфуций. (17Zubov02. 04. 09. mp3) Царю Небесный… Спаси вас, Господи
Итак, дорогие друзья, мы с вами наконец приблизились наконец к тому, ради чего и начали все это несколько лекций назад. Т. е мы приблизились...
Лекция №18 от 09. 04. 2009г. Конфуций. (18Zubov09. 04. 09. mp3) iconЛекция №19 от 23. 04. 2009г. Даосизм. (19Zubov23. 04. 09. mp3)
Сегодня, видите, нас сослали. Но и в ссылке и в ничтожестве истинный дзин-дзи остается равен самому себе. Неправда ли?
Лекция №18 от 09. 04. 2009г. Конфуций. (18Zubov09. 04. 09. mp3) iconЛекция №13 от 05. 03. 2009г. Китай (13Zubov05. 03. 09. mp3) Помолимся. Отче наш
Итак, дорогие друзья, мы с вами сегодня перемещаемся из Южной Азии на Дальний Восток. И попадаем в совершенно иную цивилизацию
Лекция №18 от 09. 04. 2009г. Конфуций. (18Zubov09. 04. 09. mp3) iconЛекция №10 от 12. 02. 2009г. Индуизм. (10Zubov12. 02. 09. mp3) Бхакти
Ну вот дорогие друзья мы продолжаем, мы с вами в прошлом семестре закончили разговор о бхакти, мы выяснили что таким путем (стоящий...
Лекция №18 от 09. 04. 2009г. Конфуций. (18Zubov09. 04. 09. mp3) iconЛекция №21 от 07. 05. 2009г. Даосизм. (21Zubov07. 05. 09. mp3)
Итак дорогие друзья мы на прошлой лекции с Вами вели разговор о Даосизме. И наша тема была дао, дао в понимании лао-цзы. Теперь мы...
Лекция №18 от 09. 04. 2009г. Конфуций. (18Zubov09. 04. 09. mp3) iconЛекция №20 от 30. 04 2009г. Даосизм (20Zubov30. 04. 09. mp3)
Но в чем же особенность Лао-Цзы? В чем особенность Дао де цзин? В чем особенность той традиции, которая, по крайней мере, с Лао-Цзы...
Лекция №18 от 09. 04. 2009г. Конфуций. (18Zubov09. 04. 09. mp3) icon01Nam veselo mp3|Нам весело 02Marina mp3|Марина 03Jamayka mp3|Ямайка
Двадцатый век 16Koroleva krasoty mp3|Королева красоты 17Ne proydi mp3|Не проходи
Лекция №18 от 09. 04. 2009г. Конфуций. (18Zubov09. 04. 09. mp3) iconКонфуций за 90 минут
Конфуций знал о жизни почти все, однако о жизни самого Конфуция известно очень мало. Поэтому нам не просто понять его личность. Конфуций...
Лекция №18 от 09. 04. 2009г. Конфуций. (18Zubov09. 04. 09. mp3) iconfiles/Part01 Chapt01. mp3|Ждать у моря погоды files/Part01 Chapt02. mp3|Не бывать послезавтра в Кирибати?
Живем по правилам потепления files/Part02 Chapt01. mp3|Арктика без белых пятен files/Part03 Chapt01. mp3|Мерзлота уступает позиции...
Лекция №18 от 09. 04. 2009г. Конфуций. (18Zubov09. 04. 09. mp3) iconNmrk 05 vpered mp3 Вперед 0: 39
Интро 1: 03 nmrk 02 svobodnoe-vremya-do-smerti mp3 Свободное время до смерти 1: 07 nmrk 03 bystraya-smert-mass mp3 Быстрая смерть...
Разместите кнопку на своём сайте:
txt.rushkolnik.ru



База данных защищена авторским правом ©txt.rushkolnik.ru 2012
обратиться к администрации
txt.rushkolnik.ru
Главная страница