Гипноза




НазваниеГипноза
страница1/43
Дата конвертации19.03.2013
Размер0.78 Mb.
ТипРуководство
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43



Курт Теппервайн
Высокая школа
ГИПНОЗА
Гипноз - самогипноз Практическое руководство
МОСКВА
"КРОН-ПРЕСС"
2001




Краткий очерк истории гипноза
Древнейшая практика гипноза
Гипноз, наверное, возник еще на заре человечества. По крайней мере, клинописные таблицы, найденные в долинах Евфрата и Тигра, убедительно свидетельствуют, что самый древний народ на Земле - шумеры - уже в четвертом тысячелетии до н.э. знали гипноз и умели им пользоваться.
Шумеры
В знаменитой школе Эрек, где готовили будущих священнослужителей, с незапамятных времен хранится манускрипт. Его переписывали много раз, и благодаря этому фрагменты рукописи дошли до наших дней, В этом произведении мы находим неопровержимые свидетельства того, что уже в те времена священнослужители, которые были посвящены в таинства врачевания, вылечивали больных, внушением погружая их в целительный сон. Уже тогда были известны три ступени гипнотического состояния, которые различают и в наши дни: легкий, средний и глубокий гипноз.
Индия
В самой древней священной книге индусов, написанной га санскрите, "Законы Ману" также приводятся случаи излечения посредством гипноза. Здесь различали: сон наяву, сон со сновидениями и сон,
8



КУР1 II ИШРВАЙН

приносящий удовольствие. В различных вариантах описаний техники йоги самогипноз вес еще играет большую роль.
Египет
В Древнем Египте гипноз также применялся в терапевтических целях. На так называемом папирусе Эберса, которому три тысячи лет, описаны методы гипноза, с помощью которых врачи лечили людей. Применяемые методы очень сходны с теми, которые известны в наши дни. Египетские жрецы одновременно исполняли роль народных врачей.
Чтобы ввести больного в гипнотическое состояние, они держали у него перед глазами блестящие металлические диски. Глаза от этого уставали, что способствовало погружению в гипнотический сон. В данном случае мы имеем дело с элементами того, что в настоящее время называют техникой фиксации. Использовалось и наложение рук на больного в сочетании с соответствующим внушением... В одной древней рукописи говорится: "Положи на него руку, скажи, что боль исчезает, и она уйдет".
Тогда существовали храмы, в которых больные, ищущие помощи богов, могли забыться во сне. Известен был храм Сераписа в Канопе и храм богини Исиды.
Греция
Греки называли гипноз храмовым сном. Больные, которые приходили в храм, в течение некоторого времени должны были соблюдать определенную диету. Подготовка непосредственно к лечению продолжалась в ароматических ваннах и ритуальных омовениях.
После этого священнослужитель рассказывал больному о разных случаях излечения, настраивая его на предстоящее событие и повышая напряжение ожидания. Только потом больные укладывались в храме спать.

ВЫСОКАЯ ШКОЛА ГИПНОЗА

9

Во время сна жрец нашептывал больному в ухо определенные слова, чтобы активировать его собственные возможности к излечению под воздействием всей атмосферы в храме. Перед этим больные должны были дать клятву, что будут неукоснительно следовать всему, что открыли им во сне боги.
Особое значение и чудотворное действие приписывались атмосфере храмовых помещений. По пробуждении жрецы толковали сны, привидевшиеся больному, и еще раз настойчиво советовали ему следовать во всем советам богов.
Однако в те времена, как и сейчас, существовали больные, которые не засыпали и не поддавались гипнозу. Для такого рода людей существовали жрецы-медиумы - впадая в транс, они устанавливали контакт с богами.
В знаменитом храме в Дельфах, посвященном Аполлону, на золотом треножнике, установленном над трещиной в скале, из которой подымались нары, сидела жрица. Под действием Пвров она впадала в транс и в этом полубессознательном состоянии вещала спрашивающему, что говорят ему боги.
В других храмах состояние транса вызывало ритуальное сожжение некоторых видов трав.
Таким образом, мы видим, что и шумеры, и египтяне, и древние греки, а также персидские маги и йоги из Индии активно пользовались гипнозом.
Древний Рим
Римлянам также были известны способы, с помощью которых больным и алчущим совета обеспечивали контакт с богами. Даже философы пользовались силой внушения. Так, например, римский поэт Порфирий, живший во II веке н.э., сообщает о научном споре между философами Плотином и Олимпием. Точнее говоря, в спор вступили ученики обоих философов, и каждый утверждал, что знает больше другого. Тогда Плотин вызвал Олим-


III КУРТ ТЕППЕРВАЙН
пия и предложил показать, насколько каждый из них сведущ в "магических искусствах", причем это следовало сделать в присутствии соперничающих учеников. Плотин подошел к Олимпию и в течение нескольких минут пристально смотрел ему в глаза, а потом сказал громко, так, что слышали все окружающие: "Глядите, тело Олимпия сложится сейчас, как кошелек". Олимпий почувствовал резкую боль и признал, что Плотин обладает большей силой.
Гипноз и христианство
Использование гипноза в качестве храмового сна известно до середины VI века, после чего христианские монахи во все большей степени стали перенимать приемы храмовых жрецов и начали совершать чудодейственные излечения с помощью молитв, освященной воды и мощей мучеников. К этому приложили руку и папы и короли. В Новом Завете читаем: "Они возложат руки на больных, и тем станет лучше..."
Первое упоминание о самогипнозе мы находим в XI веке у членов Ордена монахов-отшельников, что селились у горы Афон. Монахи-эзихасты подвергали себя самогипнозу, устремляя взгляд на собственный пупок, поэтому их называли "омфалопси-хиками", т.е. устремляющими взор на пуп.
Парацельс
Филипп Аурел Теофраст Бомбаст фон Гоген-гейм (1493-1541), или Парацельс, учил, что решающим фактором любого врачевания является "внутренний глаз". Парацельс сообщает, что монахи в Каринтии заставляли больных подолгу вглядываться в блестящие шары из хрусталя. Как правило, такие больные погружались в глубокий сон, и в таком состоянии монахи внушали больным необходимость выздороветь, что нередко и происходило.

ВЫСОКАЯ ШКОЛА ГИПНОЗА

11

Инквизиция
Лишь времена инквизиции заставили людей забыть это искусство врачевания. Ведь каждый, кто владел таким умением, мог быть заподозрен в ереси и в пособничестве дьяволу, а значит, и сожжен на костре.
От магнетизма к научному гипнозу
Атаназиус Кирхнер
В 1646 году патер Ордена иезуитов Атаназиус Кирхнер (1606-1680), автор книги "Чудесный эксперимент", описывает, в частности, как надо "заколдовывать" петуха. Это было первое классическое научное описание так называемого животного гипноза, потому мы можем считать Кирхнера предшественником месмеровского "животного магнетизма".
Максимилиан Хелл
Еще один монах Ордена иезуитоя и известный
астроном профессор Максимилиан Хелл (1720- 1792) нередко проводил так называемые "магнетические курсы". Он изготавливал магниты так, чтобы по форме они напоминали заболевший орган, и прикреплял их к такому органу. Результаты были поразительные - Хелл вылечивал до 60-70% больных, да и вообще магниты давали общее улучшение самочувствия.
Франц Антон Месмер
Подобные опыты привели Франца Антона Месмера (1734-1815) к такому выводу: "Для того чтобы вызвать соответствующий эффект, не требуется никакого небесного, минерального или железного магнетизма". Для "магнетизации" больного достаточно "флюидов", идущих от него самого. Месмер придумал термин "животный магнетизм", и его именем открывается современная история


12 КУП И ИИЕРВАЙН
гипноза. Месмер переносил этот "флюид, дотрагиваясь до человека и как бы гладя его сверху донизу. Это были знаменитые "месмеровские поглаживания". В 1775 году Месмер разослал во все известные академии мира письмо, в котором изложил 27 тезисов своей теории.
Среди врачей Месмер нажил немало влиятельных врагов, особенно после поразительного случая исцеления пианистки, которая ослепла, когда ей было от роду 4 года. Месмеру пришлось даже бежать из Вены в Париж, где он нашел много друзей и восторженных поклонников. Среди его пациентов были даже Мария Антуанетта и придворные. Любопытно отметить, что Месмер меньше значения придавал собственно усыплению, а больше всего тому, чтобы вызвать в человеке кризисное состояние, способствующее исцелению.
На его оздоровительных сеансах больные сидели кружком вокруг бассейна, заполненного "магнетизированной водой". Из бассейна торчали железные прутья. Месмер заставлял больных брать эти прутья в руку, и таким образом магнитные потоки направлялись от одного человека к другому.
Очевидно, напряжение ожидания вызывало самовнушение и тем самым способствовало "оздоровительному кризису". Как только один больной впадал в это кризисное состояние, оно передавалось и другим.
По распоряжению короля в 1784 году Французская академия наук создала комиссию, перед которой была поставлена задача проверить учение Месмера. В комиссию входили врачи Гильотин, Жори и Саллен Д'Орсэ, а также делегированные академики Бейли, де Бори, Франклин и Лавуазье. Эта комиссия сочла учение Месмера ложным, а теорию о "флюидах животного магнетизма" ненаучной. Ученые сделали вывод, что все случаи излечения в результате месмеризма основаны на самовнушении.

ВЫСОКАЯ ШКОЛА ГИПНОЗА

13

Сторонники Месмера пытались указать на то, что комиссия оставила вне рассмотрения важнейший факт: животные, которых нельзя заподозрить в самовнушении, подвергшиеся процедуре по методу Месмера, испытали такой же лечащий криз.
Комиссия не только запретила французским врачам заниматься "месмеризмом", но и пригрозила лишить диплома тех, кто станет даже обсуждать эту тему.
Между тем правители других стран не остались равнодушными к этому поразительному способу лечения. Король Баварии, датский король и даже русский царь просили своих врачей заняться теоретической и практической проверкой учения Месмера, и таким образом этот ученый, хоть и руководствовался исходно ложными положениями, стал предтечей современной психотерапии.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43

Похожие:

Гипноза iconВ. В. Кондрашов всё о гипнозе ростов-на-Дону "Феникс" 1998 Оглавление всё о гипнозе оглавление Предисловие История гипноза Антон Месмер рассвет месмеризма Исследование
Эриксоновская модель гипноза Гипнотические словесные шаблоны Милтона Эриксона *
Гипноза iconИрина Александровна Монахова Учебник гипноза. Как уметь внушать и противостоять внушению

Гипноза iconДанная информация является Международными и Российскими правилами применения гипноза и методов нлп

Гипноза iconЮрий Иванович Моисеенко Введение Это руководство
В разделе «Частная гипнотерапия» рассматриваются стратегии терапии при зависимостях, неврозах, соматических и психосоматических заболеваниях,...
Гипноза iconКнига содержит в себе интегрированный и обобщенный за 30 лет совместной деятельности опыт авторов в области эриксоновского гипноза, нлп, мифологии и во
Философии. Результатом такой интеграции стало развитие третьего поко ления эриксоно
Гипноза iconИллюстрированная история суеверий и волшебства. От древности до наших дней Сост д-р Леманн
Сделаны попытки проанализировать проявление таких магических со- стояний человека, как телепатия, ясновидение, галлюцинации. Большое...
Гипноза iconНазвание книги: Самоучитель практического гипноза Автор(ы): Меланьин Д. В
Книга будет полезна как начинающим, так и людям, в некоторой степени знакомых с нлп. Предназначена для тех, кто хочет заняться более...
Гипноза iconНазвание книги: Самоучитель практического гипноза Автор(ы): Меланьин Д. В
Книга будет полезна как начинающим, так и людям, в некоторой степени знакомых с нлп. Предназначена для тех, кто хочет заняться более...
Гипноза iconКнига познакомит читателя с механизмом самовнушения и эффективными приемами гипнотического влияния, которые абсолютно уместно использовать в повседневном и деловом общении
...
Гипноза iconРуководство по применению гипнотических психотехник в бизнесе и медицине, рекламе и пропаганде, торговле и повседневной жизни Сергей Горин
Охватываются этой теорией? Оказывается, не все. Чтобы это доказать, я приведу фрагмент из монографии А. М. Свядоща, большого специалиста...
Разместите кнопку на своём сайте:
txt.rushkolnik.ru



База данных защищена авторским правом ©txt.rushkolnik.ru 2012
обратиться к администрации
txt.rushkolnik.ru
Главная страница