Петербург Петроград. Литературная жизнь города содержание. Вступление стр. 2




НазваниеПетербург Петроград. Литературная жизнь города содержание. Вступление стр. 2
страница1/4
Дата конвертации20.03.2013
Размер37.3 Kb.
ТипТексты
  1   2   3   4
Петербург - Петроград. Литературная жизнь города СОДЕРЖАНИЕ.
Вступление. – стр. 2
Дом искусств. – стр. 3
А.А. Блок. – стр. 4 -5 «Ахматовский Петербург». – стр. 6
«Бродячая собака». – стр. 7 Н.С. Гумилев. – стр. 8 О.Э. Мандельштам. – стр. 8-9 А.М. Горький. – стр. 10-12 В.В. Маяковский. – стр. 12-14 Заключение. – стр. 15
Библиография. – стр. 16
Приложения
ПЕТЕРБУРГ – ПЕТРОГРАД.
ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ ГОРОДА.
ВСТУПЛЕНИЕ.
Сердце бьется ровно, мерно, Что мне долгие года!
Ведь под аркой на Галерной Наши тени навсегда.
(Анна Ахматова) В век ХХ Санкт-Петербург входил, сопровождаемый тревожными или мрачными предсказаниями. Казалось, что прочно забыто пушкинское благословение:
Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия… В литературе начала века господствовали иные настроения. Александр Куприн называет свой рассказ о городе «Черный туман». Герой его – молодой провинциал – приехал, чтобы завоевать столицу. И по началу ему сопутствовал успех: трудолюбивый, добродушный, одаренный музыкант, он был неотразим, все удавалось ему «шутя, словно мимоходом». Но вскоре он затосковал. И город расправился с жизнерадостным и наивным провинциалом: черный туман одарил его чахоткой, «убил в нем что-то главное, дающее жизнь и дыхание жизни» Этот мотив рассказа не нов: он встречается в гоголевском «Невском проспекте», в некрасовском цикле «о погоде», в «Преступлении и наказании» Достоевского. Но в начале ХХ в. ощущение обреченности города доходит до крайности, становится невыносимым. Образ города в зеркале «серебряного века» мрачен и тревожен.
В ушах обрывки теплого бала, а с севера – снега седей – туман, с кровожадным лицом каннибала, жевал невкусных людей.
(В. Маяковский) Во всей лирике начала века, в особенности той ее части, что связана с образом Петербурга, сгущается ощущение неизбежной и даже необходимой катастрофы. Но действительность оказалась бесконечно страшней того, чего ждали и жаждали едва ли не все русские поэты на переломе веков. В годы революций и войн в городе царили разруха, голод. Были разграблены и проданы многие бесценные творения искусства, разрушены храмы, которые одухотворяли площади, осветляли перспективы улиц…Петербург (с 1914 года – Петроград, с 1924 по 1991гг. – Ленинград) при каждом новом подъеме репрессий оказывался объектом главного удара.
С 1914 г. (по 1969) Корней Иванович Чуковский начинает вести рукописный альманах «Чукоккала». Название происходит от фамилии писателя – Чуковский, и от названия поселка на Карельском перешейке, где родилась эта необычная книга, - Куоккала (с 1948 г. – Репино). В альманахе оставляли свои записи и рисунки, чаще всего шуточные, самые замечательные деятели русской культуры. В книге множество эпизодов характеризующих петербургскую культуру послереволюционного десятилетия. Один из них относится к деятельности издательства «Всемирная литература», организованного в 1918 г. А.М. Горьким. В течение шести лет им было опубликовано более 200 первоклассных книг, которые и сегодня входят в «золотой фонд» зарубежной литературы, переведенной на русский язык.
«Чукоккала» позволяет увидеть в каких условиях это было сделано. Здесь помещен, например, автошарж Юрия Анненкова, художника издательства. Рядом – стихотворная переписка Чуковского и Блока (он занимался в издательстве германской словесностью).
Редакция с 1918 года размещалась на Невском пр., 64, с начала 1919 года – на Моховой ул., 36. В работе участвовало более 80 литераторов и ученых. Издательство имело самую богатую библиотеку иностранных книг.
ДОМ ИСКУССТВ
В 1919 году был образован «Дом искусств» (Мойка 59), родственный «Всемирной литературе». Он стал центром, объединяющим петроградскую интеллигенцию. Здесь было организовано общежитие для бездомных литераторов: в «отдельных комнатенках», как пишет Чуковский, жили Н.С. Гумилев, А.С. Грин, М.М. Зощенко, О.Э. Мандельштам и другие.
Здание, в котором расположился Дом искусств, построено еще в 1768 году для генерал-полицмейстера Н.И. Чичерина. Автор проекта здания до сих пор не установлен. В облике здания преобладают черты раннего классицизма, но ощутимы и отзвуки барокко. В 1858 году дом был приобретен поставщиком императорского двора купцом Г.З. Елисеевым, одним из собственников Русского для внешней торговли банка. Также этот дом вошел в историю шахматного движения в России.
В 1860-х годах после царского манифеста 1861 года об освобождении крестьян Н.Г. Чернышевский и его сподвижники по революционно-демократическому подполью стремились как можно шире распространять идеи революционной борьбы. И у них возникла мысль создать легальное прикрытие подполья в виде шахматного клуба. 10 января 1862 года в доме Г.З.Елисеева открылся новый клуб «Общество любителей шахматной игры». В число почти двух сотен членов клуба входили известные писатели (Ф.М. Достоевский, братья Жемчужниковы, Н.А. Некрасов), поэты (А.Н. Апухтин) и многие другие деятели искусства XIX века. Клуб просуществовал менее полугода. Он был закрыт 7 июля 1862 года в результате доноса тайных агентов полиции. С 1917 года дом опустел, так как Елисеев уехал за границу, и с 1919 года Горький возглавил художественный совет нового культурного центра города – Дома искусств.
Но к 1920 году обитатели этого дома постепенно разъехались по квартирам, и в здании открылся Деловой клуб. Здесь для руководителей промышленных и торговых организаций практиковался обмен опытом, устраивались лекционные циклы и вечера отдыха.
АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК Поэт Александр Блок был петербуржцем в полном и точном смысле этого слова. Здесь протекла вся его литературная деятельность.
Родился поэт 16 (28) ноября 1880 года в старинном доме на берегу Невы рядом с главным зданием Петербургского университета – некогда петровскими Двенадцатью коллегиями. В прежнее время он назывался «ректорским домом», потому что в нем помещалась казенная квартира ректора. (Ныне это Университетская набережная, дом 9). Позже «ректорский дом» был перестроен внутри и местоположение комнат, где жил Блок, точно установить не представляется возможным.
В этом «старинном доме над Невой» (о нем рассказано в первой главе поэмы «Возмездие») Блок провел первые три года. А. Бекетов, ректор университета, дед Блока, в 1883 году за «либерализм» был отстранен от ректорства. Семья перебралась на Пантелеймоновскую улицу (ул. Пестеля)- дом 4 . Здесь Бекетовы жили недолго, осенью 1885 года они переехали на Ивановскую улицу (ныне Социалистическую), близ Загородного проспекта, где тоже прожили только одну зиму, а с осени 1886 года обосновались на Большой Московской улице, дом 9.
С 1990 года Блок поселился в казенной квартире своего отчима офицера лейб-гвардии гренадерского полка. Находилась квартира в здании полковых казарм, расположенных на Петроградской набережной Большой Невки, недалеко от Ботанического сада. Отсюда в 1891 – 1898 гг. Блок ходил во Введенскую (позже – имени Петра Великого) гимназию (Большой пр., дом 37/39), а в 1898 – 1906 гг. – в университет, где учился сперва на юридическом, а потом на филологическом факультете.
Здание С. –Петербургского Университета построено по проекту Доменико Трезини в 1722 –1742 гг., оно предназначалось для размещения Сената и коллегий – высших органов государственного управления России, учрежденных Петром I. Огромнейшее трехэтажное здание расчленено на 12 тождественных по размерам и внешнему облику корпусов. В XVIII веке каждый корпус имел собственный отдельный вход. В 30-е годы по приказу императора Николая I в здании разместился университет. Само здание подверглось перестройке и реконструкции (арх. А.Ф. Щедрин).
В сентябре 1906 года Блок впервые поселился отдельно от матери – также на Петербургской стороне (Лахтинская, дом 3), а в 1907 году на Галерной улице, дом 41 (около площади Труда). Для Бока эти годы были временем писательского становления, больших творческих успехов и растущей известности. В его квартире на Галерной часто собирались писатели, актеры, художники.
С ноября 1910 года Блок жил на Петербургской стороне – на Малой Монетной улице, дом 9. А уже с 1912 года Блок живет на улице Декабристов, дом 57 (сейчас там расположен музей – квартира Блока). В этом доме поэт провел последние девять лет жизни.
В первое десятилетие ХХ века Блок часто посещал собрания литераторов и деятелей искусств у Мережковского и Вяч. Иванова на Таврической ул., дом 25. Квартира Вяч. Иванова была известна в культурной жизни Петербурга, как «башня».
Блок превосходно знал свой город. Он очень любил природу, любил окрестности Петербурга. В «городских» стихах Блока не так уж много упоминаний об архитектурных и иных вещественных памятниках Петербурга, но стихи изобилуют лирически воспринятыми образами петербургского пейзажа:
Город спит, окутан мглою, Чуть мерцают фонари… Там далеко, за Невою, Вижу отблески зари.
Это единственный случай в русской поэзии, когда образ города стал как бы равновелик образу поэта. Блок разрабатывал тему Петербурга не в узко эстетском плане, а, следуя в основном традиции Достоевского, раскрывал ее в историко-философском и социальном преломлениях.
В начале ХХ века началось возрождение интереса и любви к Петербургу как к великолепной Северной Пальмире. В 1902 году в журнале «Мир искусства» появилась программная в этом смысле статья «Живописный Петербург», принадлежавшая перу художника и искусствоведа А.Н. Бенуа. В ней утверждалась красота, значительность и неповторимость архитектурного облика Петербурга. Вслед за Бенуа И. Грабарь в своей «Истории русского искусства» раскрыл художественные богатства петербургской архитектуры.
« АХМАТОВСКИЙ ПЕТЕРБУРГ» Уже первая встреча с образом Петербурга в лирике Ахматовой создает впечатление о городе, который живет, заблуждается, страдает, меняется, подобно человеку; он бывает беспутен, несправедлив, жесток, но он прекрасен, душа его божественна.
Анна Андреевна Ахматова родилась в 1889 году. Настоящая фамилия Горенко, псевдоним – фамилия бабушки. С 1890 года по 1916 жила в Царском селе. Как и Блок, Ахматова почти всю жизнь прожила в Петербурге.
В 1910 году вышла замуж за Н.С. Гумилева, который уже к тому времени был довольно известным поэтом. Только с 1911 года Ахматова начинает печататься в журналах, выступать с чтением стихов.
  1   2   3   4

Похожие:

Петербург Петроград. Литературная жизнь города содержание. Вступление стр. 2 iconРеферат По курсу: Культурологии Тема: Пушкинский Петербург Работу
Жители Петербурга стр 6 Духовная жизнь Петербурга стр 10 Петербург военный, Петербург деловой стр 13 Петербургская стихия стр 16...
Петербург Петроград. Литературная жизнь города содержание. Вступление стр. 2 iconИ. А. Голубевым научных работ А. Т. Фоменко Гл. Вступление стр. Гл. Сумасшедшая луна стр. Гл. Три затмения фукидида
А. Т. Фоменко новая хронология греции античность в средневековье оглавление введение (А. Т. Фоменко) ч а с т ь п е р в а я И. А....
Петербург Петроград. Литературная жизнь города содержание. Вступление стр. 2 iconРеферат по правоведению Тема: " Международные документы о правах женщин " Санкт-Петербург
Вступление. Система международного права. Международные документы о правах человека стр. 2
Петербург Петроград. Литературная жизнь города содержание. Вступление стр. 2 iconВ его составе 3 «Города воинской славы»: Кронштадт, Колпино, Ломо- носов
Санкт-Петербург (с 1914 до 1924 — Петроград, с 1924 до 1991 — Ленинград) — город федерального значения Российской Федерации, административный...
Петербург Петроград. Литературная жизнь города содержание. Вступление стр. 2 icon154 Люди / Женщины 294 Люди / Мужчины 357 Люди / Дети
Города и страны / Санкт-Петербург 306 Города и страны / Подмосковье 47 Города и страны / Золотое кольцо 334 Города и страны / Города...
Петербург Петроград. Литературная жизнь города содержание. Вступление стр. 2 icon Содержание: Введение стр. 2
Основные виды налоговых правонарушений и применяемые санкции за их совершение стр. 5
Петербург Петроград. Литературная жизнь города содержание. Вступление стр. 2 iconВзаимное притязание на владение, обладание чем-либо, разрешаемое судом
Поведение в споре стр. 6 Умение слушать стр. 7 Основные формально-логические законы стр. 10 Умение убеждать стр. 11 Использование...
Петербург Петроград. Литературная жизнь города содержание. Вступление стр. 2 iconПрактикум по оториноларингологии./Горохов А. А.,Артюшкина Е. А., Волошенко В. В. и др. Санкт-Петербург,1994-150/21 стр
Горохов А. А.,Хилько В. А. Способ оперативного доступа к мостомоз жечковому углу.,1981-3/1 стр
Петербург Петроград. Литературная жизнь города содержание. Вступление стр. 2 iconВ. Мякотин Адам Мицкевич. Его жизнь и литературная деятельность
Адам Мицкевич. Его жизнь и литературная деятельность Венедикт Александрович Мякотин
Петербург Петроград. Литературная жизнь города содержание. Вступление стр. 2 iconМуниципальное образовательное учреждение Средняя школа №2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля
Стр. 6 Глава II. Влияние условий среды Стр. 7 Глава III. Методы изучения антимикробных свойств. Стр. 9 Глава IV. Лечебное воздействие...
Разместите кнопку на своём сайте:
txt.rushkolnik.ru



База данных защищена авторским правом ©txt.rushkolnik.ru 2012
обратиться к администрации
txt.rushkolnik.ru
Главная страница