Сочинение по православной педагогике на тему: "педагогическая система а. С. Макаренко и возможности ее применения в православной педагогике"




НазваниеСочинение по православной педагогике на тему: "педагогическая система а. С. Макаренко и возможности ее применения в православной педагогике"
страница1/3
Дата конвертации28.12.2012
Размер50.52 Kb.
ТипСочинение
  1   2   3
СЕМЕСТРОВОЕ СОЧИНЕНИЕ
ПО ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

НА ТЕМУ: “ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА А.С.МАКАРЕНКО И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ В ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКЕ”
ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ I КУРСА МДА

БУРЕГА ВЛАДИМИР.

Сергиев Посад

2001

1. БИОГРАФИЯ А.С. МАКАРЕНКО.

Антон Семенович Макаренко родился 1 (13) марта 1888 года в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии (ныне - Украина, Сумская область) в семье потомственных рабочих. Его отец, Семен Григорьевич, работал маляром железнодорожных мастерских. У Антона уже в раннем детстве проявились незаурядные способности. Родители, сами не получившие никакого образования, стремились дать возможность учиться своим детям.
Антон закончил Белопольское двухклассное железнодорожное училище первым учеником. Позже семья переехала в город Крюков, и Антон поступил в Кременчугское четырехлетнее городское училище, а после его окончания продолжил обучение на городских педагогических курсах. С 1905 года Макаренко был назначен помощником учителя двухклассного железнодорожного училища в Крюкове, где преподавал русский язык, рисование и черчение. С
1911 по 1914 год он был преподавателем в аналогичном училище на станции Долинская (ныне - Кировоградская область).
В 1914 году, узнав, что в Полтаве открывается учительский институт, Макаренко решает поступить сюда для продолжения образования. Однако сдача вступительных экзаменов чуть было не закончилась провалом.
Директор института А.К. Волнин впоследствии вспоминал: “ Он не выдержал испытания по закону Божьему, но зато по всем остальным предметам сдал испытания блестяще... Но он так выделялся своими знаниями и начитанностью в области общеобразовательных предметов, основательными ответами на испытаниях, что произвел очень сильное впечатление, и оно выразилось при объявлении результатов вновь принятым слушателям, позволив мне высказать уверенность, что Макаренко будет лучшим учеником на своем курсе, несмотря на неудачную сдачу испытания по закону Божьему”. И действительно, в 1917 году Макаренко окончил институт первым по успеваемости и даже получил золотую медаль за сочинение “Кризис современной педагогики”. Эта работа не сохранилась. С октября 1916 по апрель 1917 года Антон Семенович служил в 147-й пешей Воронежской дружине и был демобилизован из-за слабого зрения. Этот полугодичный эпизод жизни Макаренко давал впоследствии его недругам повод называть его “царским полковником”.

Окончив институт, Макаренко подал его директору прошение о предоставлении ему преподавательской должности “в образцовом при институте училище”. При этом, учитывая изменившуюся политическую ситуацию (у власти была Украинская Центральная Рада), он указал в прошении, что может преподавать на украинском языке. Прошение было удовлетворено, однако Макаренко пробыл на этой должности недолго.
Ситуация в Росии и на Украине стремительно менялась. В декабре 1917 года он уезжает в Крюков и становится здесь инспектором высшего железнодорожного училища. Тут он впервые на практике пытается создать школу нового типа. В ней активно использовалась военизация. Учащиеся объединялись в отряды и подразделения, проводились занятия по строевой подготовке, был организован духовой оркестр, введена военная символика и военные ритуалы. Отдавались команды, рапорты, салюты, почести знамени.
Училище отличалось твердой дисциплиной и четкой организацией, что явно диссонировало с господствовавшими в то время установками на “свободное воспитание”. Арендовались большой огород и сад, где трудились рабочие отряды. Урожай реализовывался, а деньги шли на нужды училища. В сентябре 1919 года Макаренко возвращается в Полтаву, а через год, в сентябре 1920, принимает предложение Полтавского губнаробраза организовать и возглавить колонию для несовершеннолетних правонарушителей, для чего отправляется в село Ковалевка в 30 километрах от Полтавы.
Сложность и новизна задачи, с которой столкнулся Макаренко, была обусловлена годами Первой мировой войны, двух революций, гражданской войны, многочисленных смен правительств на Украине. Все эти перипетии привели к тому, что сотни тысяч детей остались сиротами или беспризорниками. Ужасающих масштабов достигла детская преступность. В
Ковалевку везли детей, пойманных с поличным на самых разных преступлениях. Это были дети, одетые в лохмотья, не месяцами мывшиеся, не имевшие обуви даже зимой. Их нравственное состояние было просто ужасающим. Все это сам Антон Семенович позже ярко описал в первых главах “Педагогической поэмы”. Не смотря на все эти трудности, он постепенно наладил работу в колонии. С 1921 года она присвоила себе имя
А.М. Горького, писателя оказавшего огромное влияние на самого Макаренко.
С 1925 года колонисты вели регулярную переписку с Горьким.
В колонии Макаренко внедрил методы, которые он уже начал пробовать в Крюковском училище. Он бросает все усилия на создание детского коллектива, в котором бы поддерживался определенный тон и культивировались особые традиции. Постепенно выделяется детский актив, на который Антон Семенович опирается в своей педагогической работе.
Широко используется детское самоуправление. Особое развитие получает военизация, которую Макаренко считал наиболее удобной воспитательной игрой. Через несколько лет напряженной работы коллектив сам по себе стал мощным воспитателем всех своих членов. Колония достигла хорошего материального положения. Дети обрабатывали землю, трудились в мастерских, держали все расширяющееся животноводческое хозяйство. Число колонистов достигло 120 человек.
В 1926 году Макаренко вместе с коллективом принимает неожиданное решение о переселении в город Куряж Харьковской области на территорию бывшего монастыря, где также существовала детская колония. В Куряже на момент переселения горьковцев жило около 300 воспитанников практически полностью деморализованных. Здесь процветало воровство, практически отсутствовало повиновение воспитателям. Беспризорники свободно уходили “на промысел” в Харьков. Работники Наркомпроса Украины предлагали Макаренко метод постепенного “вживания” благовоспитанных горьковцев в новый коллектив. Но Антон Семенович избрал “метод взрыва”, то есть мгновенного воздействия с целью совершить крутой перелом в психологии куряжан. Этот план вполне удался. В удивительно короткий срок Макаренко навел порядок в куряжской “помойной яме”.
Методы воспитания, культивировавшиеся Макаренко, вызывали постоянное противодействие со стороны педагогических теоретиков 20-х годов. В
педагогике тех лет разрабатывались два основных направления: упомянутая выше теория свободного воспитания и педология. Первая продолжала традиции Вентциля и Л.Н. Толстого и, естественно, осмыслялась как принципиальная альтернатива дореволюционной школы. Педология же развивала идеи западных психологов С. Холла, А. Бине, Э. Мёймана и исходила из принципа обусловленности судьбы ребенка биологическими и социальными факторами. Впрочем, следует отметить, что 4 июля 1936 года было принято постановление ЦК ВКП(б) “О педологических извращениях в системе наркомпросов”, в котором педология была осуждена как лженаука.
Поэтому в советской педагогической литературе трудно найти объективную информацию о педологии, и вопрос о подлинной сущности этого явления остается открытым. Здесь лишь нужно сказать, что полемика с педологией проходит красной нитью через все произведения Макаренко.
Итак, уже с первых лет работы Антона Семеновича в колонии имени Горького его упрекали в неверных подходах к детям. Конфликт этот все нарастал и закончился тем, что в 1928 году после того, как Макаренко выступил в Харькове с отчетом о своей педагогической деятельности, представители Наркомпроса Украины и научно-исследовательского института педагогики на совместном заседании вынесли решение о том, что система Макаренко является “не советской”. Тем не менее в июле того же года Куряж посетил
А.М. Горький, который затем восторженно отозвался об Антоне Семеновиче и его воспитанниках в одном из очерков цикла “По Союзу Советов”. Однако сразу же после отъезда Горького из Куряжа Макаренко был вынужден оставить должность начальника колонии. Но его педагогический эксперимент не прекратился.

Еще в октябре 1927 года Макаренко принял предложение Украинского НКВД возглавить трудовую коммуну имени Дзержинского, построенную на окраине Харькова. Уйдя из Куряжа, он переселился в это новое свое детище. К тому же в течение 1927 - 28 годов в коммуну были переведены многие активные горьковцы, что позволило сохранить преемственность коллектива. Здесь Макаренко работал до июля 1935 года. Ему удалось наконец осуществить свою мечту об организации настоящего индустриального предприятия. К 1930 году коммуна перешла на полную самоокупаемость, а в 1932 году здесь были воздвигнуты корпуса заводов электроинструментов и фотоаппаратов ФЭД. В
1934 году прибыль от этих заводов составила 3,5 млн. рублей, а в 1935 году - 5 млн. рублей. В коммуне действовал рабфак, а затем и полная десятилетка. Коммунары могли поступать в вузы. Часть прибыли шла на стипендии коммунарам, учившимся в институтах, часть выдавалась на руки в качестве зарплаты, часть переводилась на личные сберегательные книжки, которые выдавались воспитанникам при их выходе из коммуны. В дни летних каникул коммунары совершили экскурсии в Москву, Крым, на Кавказ, проехали на пароходе от Нижнего Новгорода до Астрахани. Регулярно посещались харьковские театры, а в самой коммуне работал свой собственный театр, технические и художественные кружки.
Летом 1935 года Макаренко становится начальником отдела трудовых колоний, а затем трудовых коммун НКВД УССР и переезжает в Киев. Он
стремится обобщить свой педагогический опыт, заняться серьезной литературной работой и потому в 1937 году перебирается в Москву.
В 30-е годы увидели свет художественно-педагогические сочинения Макаренко “Марш 30-го года”, “Книга для родителей”, “Флаги на башнях”, но главным трудом его жизни стала “Педагогическая поэма”, над которой Антон Семенович работал в течение 10 лет (с 1925 по 1935 годы). Книга получила высокую оценку Горького.
В Москве Макаренко выступает с многочисленными лекциями, публикует множество статей, готовит сценарии пьес и кинофильмов. Но неожиданно 1 апреля 1935 года в вагоне поезда, шедшего со станции Голицино в Москву, он умирает от разрыва сердца.
  1   2   3

Похожие:

Сочинение по православной педагогике на тему: \"педагогическая система а. С. Макаренко и возможности ее применения в православной педагогике\" icon. программа по педагогике и психологии (специальность "Педагогика и методика начального образования") Программа по педагогике теоретико-методологические основы педагогики общее представление о педагогике как науке
Программа по педагогике и психологии (специальность "Педагогика и методика начального образования") Программа по педагогике
Сочинение по православной педагогике на тему: \"педагогическая система а. С. Макаренко и возможности ее применения в православной педагогике\" iconСочинение по предмету Православная педагогика студента I курса Московской Духовной Академии Шурыгина Артемия на тему
Формы организации и методы учебно-воспитательной работы в Православной гимназии
Сочинение по православной педагогике на тему: \"педагогическая система а. С. Макаренко и возможности ее применения в православной педагогике\" iconТематика курсовых работ по педагогике для студентов 5 курса заочного отделения педагогического факультета
Возможности становления православного мировоззрения на уроках истории (литературы, естествознания, математики)
Сочинение по православной педагогике на тему: \"педагогическая система а. С. Макаренко и возможности ее применения в православной педагогике\" iconСочинение по предмету: Литургика. На тему: "Крещение Господне. История и идейное содержание песнопений праздника"
Двунадесятый праздник Крещения Господа нашего Иисуса Христа, или Богоявления, один из наиболее важных и торжественных праздников...
Сочинение по православной педагогике на тему: \"педагогическая система а. С. Макаренко и возможности ее применения в православной педагогике\" iconПатриархом московским и всея руси «9» марта 1995 г
Московская Православная Духовная Академия Русской Православной Церкви, именуемая в дальнейшем тексте Устава «Академия», является...
Сочинение по православной педагогике на тему: \"педагогическая система а. С. Макаренко и возможности ее применения в православной педагогике\" iconСочинение по предмету: литургика. На тему: "Крещение Господне. История и идейное содержание песнопений праздника"
Праздник Крещения Господня – один из наиболее почитаемых в Православной Церкви. Поэтому этот праздник является двунадесятым, т е...
Сочинение по православной педагогике на тему: \"педагогическая система а. С. Макаренко и возможности ее применения в православной педагогике\" iconСвятой Иоанн Кронштадтский Золотые слова о значении веры православной
Слово великого праведника и чудотворца о. Иоанна Кронштадтского, по поводу ухода некоторых лиц из лона православной церкви
Сочинение по православной педагогике на тему: \"педагогическая система а. С. Макаренко и возможности ее применения в православной педагогике\" iconПрограмма по миссиологии для 5-го курса Московской Духовной Семинарии введение предмет и задачи православной миссиологии. Место православной миссиологии в системе богословских и древне-исторических дисциплин
Предмет и задачи православной миссиологии. Место православной миссиологии в системе богословских и древне-исторических дисциплин
Сочинение по православной педагогике на тему: \"педагогическая система а. С. Макаренко и возможности ее применения в православной педагогике\" iconПрограмма по миссиологии для 5-го курса Московской Духовной Семинарии введение предмет и задачи православной миссиологии. Место православной миссиологии в системе богословских и древне-исторических дисциплин
Предмет и задачи православной миссиологии. Место православной миссиологии в системе богословских и древне-исторических дисциплин
Сочинение по православной педагогике на тему: \"педагогическая система а. С. Макаренко и возможности ее применения в православной педагогике\" icon22 июня 1941 г
Обращение митрополита московского и коломенского, главы православной церкви в россии сергия к "пастырям и пасомым христовой православной...
Разместите кнопку на своём сайте:
txt.rushkolnik.ru



База данных защищена авторским правом ©txt.rushkolnik.ru 2012
обратиться к администрации
txt.rushkolnik.ru
Главная страница