М.: Прогресс, 1987




НазваниеМ.: Прогресс, 1987
страница1/76
Дата конвертации29.03.2013
Размер0.75 Mb.
ТипТексты
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   76
Ганс Селье. От мечты к открытию


--------------------------------------------------------------- Hans Selye, From Dream to Discovery: On Being a Scientist

От мечты к открытию : Как стать ученым / Ганс Селье; Пер. с англ. Н. И. Войскунской;
Общ. ред. М. Н. Кондрашовой, И. С. Хорола;
Послесл. М. Г. Ярошевского, И. С. Хорола.
- М.: Прогресс, 1987.
- 368 c.: ил.

Перевод на русский язык с сокращениями. Послесловие.
Издательство "Прогресс"

e-text:
ver 1.2, 07 May 2003 - добавлены: иллюстрации, список литературы, отсутствовавшие примечания переводчика, предисловие Е. М. Крепс и Филиппа М. Тойама, "от автора", послесловие М. Г. Ярошевского и И. С. Хорола; исправлены опечатки; --MT

ver 1.1, 07 Jul 1998 - lib.ru
---------------------------------------------------------------

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ И ЕГО КНИГЕ ОТ АВТОРА
ПРЕДИСЛОВИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОЧЕМУ ЛЮДИ ЗАНИМАЮТСЯ НАУКОЙ?
Бескорыстная любовь к Природе и Правде Красота закономерности
Любопытство
Желание приносить пользу
Потребность в одобрении - жажда авторитета - тщеславие Ореол успеха; преклонение перед героями и желание им подражать Боязнь скуки
2. КТО ДОЛЖЕН ЗАНИМАТЬСЯ НАУКОЙ?
Типы личности ученого
"ДЕЛАТЕЛИ"
"ДУМАТЕЛИ"
"ЧУВСТВОВАТЕЛИ"
ИДЕАЛЫ
ЭПИЛОГ
Основные качества
ЭНТУЗИАЗМ И НАСТОЙЧИВОСТЬ
Преданность цели
Устойчивость к неудачам и однообразию Устойчивость к успеху
Мужество
Здоровье и энергия
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ
Независимость мышления
Непредубежденность
Воображение
Интуиция
Гений
ИНТЕЛЛЕКТ
Логика
Память и опыт
Сосредоточенность
Абстракция
ЭТИКА
Честность перед самим собой
КОНТАКТ С ПРИРОДОЙ
Наблюдение.
Технические навыки
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЯ
3. ЧТО СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ?
Выбор проблемы
Что такое открытие?
Что мы подразумеваем под "известным"?
Видение и открытие
Важность проблемы и вероятность ее разрешения Формулирование вопросов.
Сначала проблема, потом метод.
Простота и сложность
Сбалансированная перспектива.
Простые и сложные средства.
Крупные объекты видны без увеличения.
Сложность явления и сложность обусловливающих его причин Прогнозирование значимости
Открытие и его развитие.
4. КОГДА ДЕЛАТЬ?
В какой момент истории?
В какой период нашей жизни?
МОЛОДОСТЬ И ЗРЕЛОСТЬ.
ПЕРИОД ОТДЕЛЕНИЯ.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
В какое время дня?
ТИПИЧНЫЙ ДЕНЬ.
НЕТИПИЧНЫЕ ДНИ.
5. ГДЕ РАБОТАТЬ?
Общественное понимание
Климат для творческой работы
Самые ранние влияния
Материальные возможности
6. КАК СЕБЯ ВЕСТИ?
Личное поведение
САМОДИСЦИПЛИНА
СТОЙКОСТЬ К РАЗОЧАРОВАНИЯМ
"Но знанья это дать не может..."
Эксперимент, который не удается повторить.
Огорчения, в которых бывает неловко признаться.
СКРОМНОСТЬ
ВРЕМЯ ДЛЯ РАЗДУМИЙ
ВНЕНАУЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ
Поведение при общении
КРИТИКА И ЕЕ ВОСПРИЯТИЕ
Критика новатора.
Как высказывать критику.
Как воспринимать критику
Самокритика.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С КОЛЛЕГАМИ
Руководители и сотрудники.
Административные контакты
Социальные контакты.
РАБОТА В ГРУППЕ
Организация исследовательских групп.
Помощь группы.
Подбор сотрудников.
Оценка компетентности.
Взаимоприспособляемость человека и работы.
Выбор руководителя.
Как быть выбранным.
Сотрудничество двух ученых.
Признание научных заслуг.
НАУЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ
УПРАВЛЕНИЕ И РУКОВОДСТВО КОЛЛЕКТИВОМ Дух коллективизма.
Не откладывайте работу.
"Доверяй, но проверяй".
"Латотропизм" и проверка на месте.
Работа, выполняемая по инерции.
Не доказывайте, а показывайте.
Как иметь дело с невротиками и психопатами.
Посторонние отвлечения.
"КЕСАРЮ - КЕСАРЕВО..."
7. КАК РАБОТАТЬ?
Общие соображения
Естественный размер научного подразделения.
Планирование работы.
Специализация.
Лабораторные методы
ОБЩИЕ СООБРАЖЕНИЯ
Выбор подопытных животных.
Неестественные условия эксперимента.
МЕТОДЫ НАБЛЮДЕНИЯ
ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Естественные явления и модели заболеваний Разработка экспериментов
"РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ"
ПРИНЦИП АНАЛОГИИ
ЭКСПЕРИМЕНТ В "ПРОБИРКЕ"
ДИАГРАММЫ ХОДА РАБОТЫ
Методы координации знаний
КАТАЛОГИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ДАННЫХ
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ДАННЫХ Концепция стресса
Фармакология стероидных гормонов
8. КАК МЫСЛИТЬ?
Логика и научный метод
Формальная и полуинтуитивная логика Три ступени полуинтуитивной логики Понятия и понятийные элементы Аналогия с блоком понятий
Аналогия с цепочками понятий
Построение теорий
Факты и теории
Значение ошибочных теорий
Индукция и дедукция
Как задавать вопросы природе
ПРЕДПОСЫЛКИ ХОРОШИХ ТЕОРИЙ
ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ
ТЕОРИИ КЛАССИФИКАЦИИ
ТЕОРИИ ПРИЧИННОСТИ
Заблуждения
ОШИБКА УПУЩЕННОГО КОНТРОЛЯ.
ПЕРЕСЕКАЮЩИЕСЯ КРИВЫЕ "ДОЗА - ЭФФЕКТ".
РАСХОДЯЩИЕСЯ КРИВЫЕ "ВРЕМЯ - ЭФФЕКТ".
ПЕРЕДАТОЧНАЯ СТАНЦИЯ.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПУТИ.
РАЗВЕТВЛЯЮЩИЕСЯ ПУТИ.
ОБОБЩАЮЩЕЕ НАЗВАНИЕ, ИЛИ ЛОВУШКА ЭКСТРАПОЛЯЦИИ.
ЧЕГО НЕТ, ТО ДЕЙСТВОВАТЬ НЕ МОЖЕТ.
ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ НЕ ТАК УЖ НЕПОХОЖИ.
"МОЛЧАЩИЙ МАРКЕР".
МНОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЧИНЫ.
НЕСУЩЕСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ, ВВОДЯЩИЕ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ.
ЯВЛЕНИЕ "ГРУППОВОЙ ПОРЧИ" ЭКСПЕРИМЕНТА, ИЛИ "ФАКТОР КЛЕТКИ".
КУМУЛЯТИВНАЯ ОШИБКА.
ОШИБОЧНАЯ МЕТОДИКА.
ОШИБОЧНАЯ ЛОГИКА.
Эпилог.
9. КАК ЧИТАТЬ?
Специальная литература
Художественная литература
10. КАК ПИСАТЬ?
Общие соображения
Диссертация
Книги
Монография.
Учебник.
Популярные книги о науке.
11. КАК ГОВОРИТЬ?
Пять "смертных грехов" при чтении лекций
1. Неподготовленность.
2. Многословие.
3. Невнятность.
4. Углубленность в себя (интроверсия).
5. Манерность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГАНС СЕЛЬЕ -- ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ТВОРЧЕСТВА (Вместо послесловия)


НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ И ЕГО КНИГЕ Существуют научные понятия, которые стали символами XX века и определили основное направление развития человеческой мысли. Наряду с "относительностью", "кибернетикой" и "принципом дополнительности" к таким понятиям с полным основанием может быть отнесен и "стресс". Представление о стрессе касается всех людей, больных и здоровых, преуспевающих и неудачливых, и всех сторон жизни. Недаром этот термин так быстро вошел в наш повседневный язык, а само учение о стрессе послужило мощным стимулом развития физиологии и биологии. Автор концепции стресса - известный канадский биолог и врач Ганс Селье - проявил себя не только как выдающийся естествоиспытатель, но и как мыслитель, занятый поисками ответов на основные вопросы человеческого бытия. В книге "От мечты к открытию" Г. Селье творчески осмысливает свой огромный опыт исследователя, направленный на анализ природы научного творчества во всех его аспектах. Тот факт, что к этим вопросам обращается человек, добившийся крупнейших достижений в науке и в то же время способный к самонаблюдению и самоанализу, делает книгу особенно интересной для читателя.
Мне посчастливилось встречаться с Гансом Селье во время его приезда в Ленинград на Международный физиологический конгресс в 1935 году. Встречи наши были кратковременными, но между нами сразу установились дружеские отношения. Он был тогда еще сравнительно молод, ему было 28 лет, но уже тогда он был поглощен идеей общего адаптационного синдрома и разрабатываемой им концепции стресса.
И в тот период времени, и в дальнейшем Г. Селье был настроен в высшей степени дружелюбно к нашей стране и народу, стремившемуся осуществить на практике высокие идеалы социализма. Он искренне радовался достижениям нашей науки, поддержке, которую наука получает от государства. Он был горд и счастлив успехом, который имели его книги в Советском Союзе, и с интересом следил за работами советских исследователей. Наша отечественная наука много сделала для дальнейшего развития стресс-концепции, причем не только для ее физиологических, но и философских и методологических аспектов. Идея Г. Селье о том, что любая деятельность организма связана со стрессом, что без стресса нет жизни и нормального развития, и поэтому его нельзя и не следует избегать, нашла конкретное воплощение в работах отечественных ученых. Было установлено, что именно активная позиция субъекта в стрессовой ситуации определяет его устойчивость к болезнетворным факторам, а стресс, сопряженный с творческой деятельностью, должен оказывать на организм положительное воздействие. Настоящая книга Г. Селье (вышедшая в 1964 г.) о том, как развивается интерес к научному творчеству, как верность мечте приводит к открытиям, получающим всеобщее признание. В этом смысле книга имеет большое воспитательное значение, ориентируя молодых ученых на постоянное преодоление трудностей и сомнений, заряжая их бодростью и оптимизмом.
В заключение я хотел бы выразить от имени всех читателей благодарность издательству "Прогресс", которое уже выпустило вторым изданием книгу Г. Селье "Стресс без дистресса" и сейчас взяло на себя труд по переводу и изданию еще одной увлекательной и полезной его книги.
Е. М. Крепс
академик АН СССР
Герой Социалистического Труда

Эта книга имеет большое значение для всех тех, кто интересуется творчеством профессора Ганса Селье. В ней доктор Селье делится своими мыслями, говорит о своей работе, своих успехax и разочарованиях; он беседует с читателем о своих надеждах и чаяниях. Чтение этой книги доставляет истинное удовольствие.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   76

Похожие:

М.: Прогресс, 1987 iconМ.: Прогресс, 1987
От мечты к открытию : Как стать ученым / Ганс Селье; Пер с англ. Н. И. Войскунской
М.: Прогресс, 1987 iconМ.: Прогресс, 1987
От мечты к открытию : Как стать ученым / Ганс Селье; Пер с англ. Н. И. Войскунской
М.: Прогресс, 1987 iconМ.: Прогресс, 1987
СодержаниеFine htmlprinted versiontxt(Word,кпк)Lib ru htmlГанс Селье. От мечты к открытию
М.: Прогресс, 1987 iconМ.: Прогресс, 1987
Ганс Селье. От мечты к открытиюОцените этот текст: Не читал10987654321СодержаниеFine htmlprinted versiontxt(Word,кпк)Lib ru htmlГанс...
М.: Прогресс, 1987 iconМ.: Прогресс, 1987
Ганс Селье. От мечты к открытиюОцените этот текст: Не читал10987654321СодержаниеFine htmlprinted versiontxt(Word,кпк)Lib ru htmlГанс...
М.: Прогресс, 1987 iconЛюдо ван экхаут это было в дахау
Издательство «прогресс» москва 1976 Перевод Л. Шечковой Редактор М. Финогенова Перевод на русский язык «Прогресс». 1975
М.: Прогресс, 1987 iconCq ru ! Всем российским радиолюбителям !
Микроспутник колибри-2000 ( rs-21) доставлен в космос на корабле Прогресс 26 ноября 2001 года. Ожидается, что отделение коробля Прогресс...
М.: Прогресс, 1987 iconА. Р. Лурия Издательство «Прогресс» Москва 1975 Редакция литературы по философии Перевод на русский язык с изменениями. "Прогресс"
Перевод с английского Я. Н. Даниловой и Е. Д. Хомской Под редакцией и с предисловием действительного члена апн СССР
М.: Прогресс, 1987 iconА. Р. Лурия Издательство «Прогресс» Москва 1975 Редакция литературы по философии Перевод на русский язык с изменениями. "Прогресс"
Перевод с английского Я. Н. Даниловой и Е. Д. Хомской Под редакцией и с предисловием действительного члена апн СССР
М.: Прогресс, 1987 iconА. А. Аникста и А. Л. Величанского Издательство "Прогресс", 1985. Ocr бычков М. Н. Вступительная статья
С. Шенбаум. Шекспир. Краткая документальная биография Перевод А. А. Аникста и А. Л. Величанского Издательство "Прогресс", 1985
Разместите кнопку на своём сайте:
txt.rushkolnik.ru



База данных защищена авторским правом ©txt.rushkolnik.ru 2012
обратиться к администрации
txt.rushkolnik.ru
Главная страница