Реферат по Истории Искусств На тему: «Освоение наследия древнерусского искусства в архитектуре рубежа XIX-XX вв.»




НазваниеРеферат по Истории Искусств На тему: «Освоение наследия древнерусского искусства в архитектуре рубежа XIX-XX вв.»
страница1/4
Дата конвертации10.04.2013
Размер42.67 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3   4
Освоение наследия древнерусского искусства в архитектуре рубежа XIX-XX вв.
Московский Государственный Институт Печати Реферат по Истории Искусств На тему:
«Освоение наследия древнерусского искусства в архитектуре рубежа XIX-XX вв.»
Студентки 2-ого курса Заочного отделения Факультета ХТОПП
Лучиной О.А.
Преподаватель: …
2002 г.
Содержание:
1.Вступление. – 3 стр.
2.Неорусский стиль. – 4 стр.
3. Заключение. – 14 стр.
4. Список литературы – 16 стр.
Вступление.
Конец XIX–нач. XX столетия – переломная эпоха во всех сферах социальной, политической и духовной жизни. В связи с новой исторической и политической обстановкой, с резким обострением идеологической борьбы в искусстве конца XIX-нач.XX в. различаются обычно три этапа, имеющих свою художественную специфику с середины 90-х годов до 1905 г. – период нарастания общественного подъема перед революцией; 1905-1907 гг. – период первой российский революции; 1908-1917 гг. – предреволюционный период.
С кризисом народнического движения, в 90-е годы, «аналитический метод реализма XIX в.», как его называют в современной советской науке, себя изживает.
Сложные жизненные процессы обусловили многообразие форм художественной жизни этих лет. Все виды искусства – живопись, театр, музыка, архитектура выступают за обновление художественного языка, за высокий профессионализм.
Огромное влияние  на искусство начала XX в. имела революция 1905-1907 года. Она  поляризовала художественные силы, четко определила идейные позиции многих творческих индивидуальностей, она вызвала к жизни новые художественные группировки, организацию множества выставок, периодических изданий по изобразительному искусству.
На рубеже веков сложился стиль, затронувший все пластические искусства, начиная прежде всего с архитектуры, в которой долго господствовала эклектика, и кончая графикой, получившей название стиля модерн. Явление это не однозначное, в модерне есть и декадентская вычурность, претенциозность, рассчитанные главным образом на буржуазные вкусы, но знаменательно само стремление к единству стиля. Стиль модерн – это новый этап в синтезе архитектуры, живописи, декоративного искусства.
Эпоха высокоразвитого промышленного капитализма вызвала существенные изменения в архитектуре города. Возникают новые типы архитектурных сооружений: фабрики и заводы, вокзалы, магазины, банки, с возникновением кинематографа – кинотеатры.
Переворот произвело появление новых строительных материалов: железобетона и металлических конструкций, которые позволили перекрывать гигантские пространства, делать огромные витрины, создавать причудливый узор из переплетов.
В последнем десятилетии XIX столетия архитекторам стало ясно, что в использовании исторических стилей прошлого архитектура зашла в некий тупик, нужна была уже, по словам исследователей, не «переаранжировка» исторических стилей, а творческое осмысление того нового, что накапливалось в среде стремительно растущего капиталистического города. Последние годы XIX-нач. XX в. – это время господства модерна, сформировавшегося на Западе прежде всего в бельгийской, южно-германской и австрийской архитектуре, и неоклассицизма. Первое из этих явлений было в общем космополитическим (хотя и здесь русский модерн имеет отличие от западноевропейского, ибо представляет собой смесь с историческими стилями неоренесанса, необарокко, неорококо и др.), а второе – чисто русским, которому нет аналогий в европейской архитектуре.
Неорусский стиль.
Типичным примером модерна в России было творчество Ф.О. Шехтеля (1859-1926). Доходные дома, особняки, здания торговых фирм и вокзалы – во всех жанрах оставил  Шехтель свой почерк. Ему свойственна асимметричность постройки, органическое наращивание объемов, разный характер фасадов, использование балконов, крылец, эркеров, сандриков над окнами, введение в архитектурный декор стилизованного изображения линий или ирисов, применение в окнах витражей с таким же мотивом орнамента, разной фактуры материалов в оформлении интерьеров. Причудливый рисунок, построенный на извивах линий, распространяется на все части здания: излюбленный модерном мозаичный фриз, или пояс поливных керамических плиток в блеклых  декадентских тонах, переплеты витражных окон, узор ограды, балконные решетки, на композицию лестницы, даже на мебель и т.д. Во всем господствуют капризные криволинейные очертания. В модерне можно проследить определенную эволюцию, две стадии развития: первая – декоративистская, с особым увлечением орнаментом, декоративной скульптурой и живописностью (керамика, мозаика, витраж); вторая – более конструктивистская.
Модерн прекрасно представлен в Москве. В этот период здесь строятся вокзалы, гостиницы, банки, особняки богатой буржуазии, доходные дома. Особняк Рябушинского у Никитских ворот в Москве (1900-1902, архитектор Ф.О. Шехтель) – типичный образец русского модерна.
Обращение к традициям древнерусской архитектуры, но через приемы модерна, не копируя натуралистически детали средневекового русского зодчества, что было характерно для псевдорусского стиля середины XIXвека, а свободно варьируя его, стремясь передать сам дух Древней Руси, породило так называемый неорусский стиль начала XX века (иногда называемый неоромантизмом). Отличие его от собственно модерна прежде всего в маскировке, а не в выявлении, что характерно для модерна, внутренней конструкции здания и утилитарного назначения за причудливо-сложной орнаментацией (Шехтель – Ярославский вокзал в Москве, 1903-1904; А.В. Щусев – Казанский вокзал в Москве, 19013-1926; В.М. Васнецов – старое здание Третьяковской галереи, 1901-1906). И Васнецов,  Щусев, каждый по-своему (а второй под очень большим влиянием первого), прониклись красотой древнерусского зодчества, особенно новгородского, псковского и раннемосковского, оценили его национальное своеобразие и творчески интерпретировали его формы.
Модерн получил развитие не только в Москве, но и в ее пригороде. Особенно распространился на усадьбы. Значительное место среди усадеб конца XIX-нач. XX века занимает «Натальевка» (ныне в селе Владимировка Краснокутского района Харьковской области)[1], принадлежавшая с начала 1880-х годов семье крупного сахарозаводчика И.Г. Харитоненко, затем – П.И. Харитоненко. По своей хозяйственной и культурной направленности, набору сооружений, даже в определенной степени по общей идее формирования архитектурно-парковой среды она как бы стоит в ряду усадеб, известных нам по предыдущим десятилетиям, таких как «Мощенские горы», поместье И.М. Скоропадского «Тростянец» (ныне Черниговская область), Кучино в Подмосковье и др.
При этом, конечно, не имеется в виду стилистика архитектурных форм. Естественно, что в каждой усадьбе она отвечала вкусам своего времени и своих владельцев. Но общие положения, связанные с экономической деятельностью усадьбы и пониманием ее культурно-просветительной роли, получившие яркое выражение в перечисленных усадьбах второй половины XIXвека, были явно подхвачены на рубеже нового столетия Натальевкой. В Натальевке лишь главный дом да самое начало закладки парка принадлежат предыдущей эпохе – 1880-м годом. Однако этот дом, в стилистическом отношении «объединявший швейцарский chalet и английский cottage»[2], вполне согласовывается с элементами сформировавшегося в начале XXвека ансамбля.
В 1890-х годах главное внимание создателей усадьбы была уделена парку, разбитому на пологом склоне холма. По традиции дом окружали газоны, цветник с фонтанами, подстриженный кустарник, молодые посадки из различных пород деревьев вдоль обязательных аллей. Находившаяся вблизи дубовая роща была превращена в пейзажный парк с многочисленными проложенными в нем «своевольно» разбегающимися дорожками, полянками и размещен, в самых неожиданных местах мостиками и скамейками. С верхней площадки регулярной части парка открывался вид на зеленый луг, расстилавшийся за протекавшей под холмом речкой Мерчик, и на темнеющую вдали полосу леса.
В конце 1900 - нач. 1910-х годов к строительству в Натальевке привлекается А.В. Щусев, который создает здесь целый ансамбль многочисленных усадебных построек: служебных и хозяйственных, расставленных по периметру большого вытянутого каре, образовавшего как бы второе ядро имения, возводит ряд парковых сооружений, в том числе романтические, в виде маленького замка, въездные ворота с привратницкой.
Самой ранней из щусевских построек в Натальевке была Спасская церковь (1911-1913, проект 1908 года)[3], ставшая особой достопримечательностью усадьбы, П.И. Харитоненко, который был, по отзыву художника С.А. Виноградова, «крупнейшим коллекционером и меценатом, оказывающим поддержку прогрессивному русскому искусству»[4]. Церковь была задумана как храм-музей древнерусского искусства. Это объясняет участие в создании художественного образа храма таких первоклассных мастеров и последователей новых течений в искусстве, как А.В. Щусев, скульптор А.Т. Матвеев (фигуры апостолов и пророков, фланкирующие западный притвор, рельефы на фронтоне над этим притвором) и С.А. Евсеев, а также «молодой, талантливый», по словам того же Виноградова, живописец А.И. Савинов.
Не большая каменная церковь, выполненная в характерной для новорусского стиля утрированных формах новгородско-псковского зодчества, принадлежала к числу лучших произведений Щусева в этом роде. Характерно, что современники в гораздо меньшей степени осознавали принадлежность ее стилистики к модерну, слабее ощущали подчеркнутость и даже гротескность ее необычных пропорций, свойственных национально-русскому ответвлению модерна, чем эти ее свойства воспринимаются нами теперь, но зато очень хорошо чувствовали обаятельную сказочность общего облика натальевской церкви: «Приветливая и уютная, живописная в своем праздничном наряде – скромно, как многие древние храмы, белеет она на поляне, среди молодых сосенок, и ее темно-синяя глава почти не видна издали. Наивностью народной сказки и преданием старины веет от мило задуманных скульптурных украшений русско-романского характера, от медно кованых врат главного входа, от хитрого плетения железа оконных решеток, совершенно оригинальной звонницы, перекрытой золотым шатром; своеобразный ростовский перезвон еще усиливает это впечатление»[5].
  1   2   3   4

Похожие:

Реферат по Истории Искусств На тему: «Освоение наследия древнерусского искусства в архитектуре рубежа XIX-XX вв.» iconРеферат по истории отечества на тему Критика "норманской теории" образования древнерусского государства
Московский институт экономики менеджмента и права кафедра «истории и философии»
Реферат по Истории Искусств На тему: «Освоение наследия древнерусского искусства в архитектуре рубежа XIX-XX вв.» iconРеферат по философии на тему: «философия боевых искусств на примере каратэ киокушинкай» студент II курса
Новосибирский государственный университет юридический факультет реферат по философии на тему: «философия боевых искусств на примере...
Реферат по Истории Искусств На тему: «Освоение наследия древнерусского искусства в архитектуре рубежа XIX-XX вв.» iconРеферат на тему: "Рабочее движение и буржуазные партии США в конце XIX начале XX вв."
Министерство образования Российской Федерации Рязанский государственный университет им. С. Есенина Кафедра новой и новейшей истории...
Реферат по Истории Искусств На тему: «Освоение наследия древнерусского искусства в архитектуре рубежа XIX-XX вв.» iconРеферат по истории мировых цивилизаций на тему: «Конфуцианство в Китае». Реферат выполнен
Конфуцианство в Китае Татарско-русская школа №85 Реферат по истории мировых цивилизаций на тему
Реферат по Истории Искусств На тему: «Освоение наследия древнерусского искусства в архитектуре рубежа XIX-XX вв.» iconРеферат На тему: "Эстетика в искусстве"
Санкт-Петербургский Государственный Университет Культуры и Искусств Кафедра музееведения и экскурсоведения
Реферат по Истории Искусств На тему: «Освоение наследия древнерусского искусства в архитектуре рубежа XIX-XX вв.» iconРеферат на тему: Средства достижения выразительности в интерьере ства достижения выразительности в интерьере студента III курса
Национальная Академия Изобразительного Искусства и Архитектуры кафедра Истории и Культуры
Реферат по Истории Искусств На тему: «Освоение наследия древнерусского искусства в архитектуре рубежа XIX-XX вв.» iconРеферат по отечественной истории на тему: "Русский либерализм XIX века". Подготовила: студентка группы эб0301 Якушева Юлия Алексеевна
...
Реферат по Истории Искусств На тему: «Освоение наследия древнерусского искусства в архитектуре рубежа XIX-XX вв.» iconРусская Правда кодекс древнерусского права Курсовая работа по Истории государства и права На тему

Реферат по Истории Искусств На тему: «Освоение наследия древнерусского искусства в архитектуре рубежа XIX-XX вв.» iconРеферат по географии на тему: Освоение человеком труднодоступных территорий Земли. Горы
Общие сведения о горах 3 Характеристика 4 горных поясов 3 Характеристика высочайших гор 5
Реферат по Истории Искусств На тему: «Освоение наследия древнерусского искусства в архитектуре рубежа XIX-XX вв.» iconРеферат по культурологии На тему: "Религиозная трагедия Л. Н. Толстого". Подготовила: Меньшикова Ю. Г
Санкт-петербургский государственный университет культуры и искусств менеджер-центр
Разместите кнопку на своём сайте:
txt.rushkolnik.ru



База данных защищена авторским правом ©txt.rushkolnik.ru 2012
обратиться к администрации
txt.rushkolnik.ru
Главная страница