Политика конкретного предприятия в области налогов (за что, сколько и когда платить) имеет различные задачи и принципы систематизации в зависимости от этапа развития бизнеса




НазваниеПолитика конкретного предприятия в области налогов (за что, сколько и когда платить) имеет различные задачи и принципы систематизации в зависимости от этапа развития бизнеса
Дата конвертации27.04.2013
Размер16.82 Kb.
ТипТексты
Основные направления налогового планирования в организациях Одним из главных документов, который считается вершиной творческой деятельности бухгалтеров, является учетная политика, без которой не проходит ни автоматизация, ни реорганизация. Однако мало кому известно, что сама учетная политика является одним из элементов налогового планирования.
Политика конкретного предприятия в области налогов (за что, сколько и когда платить) имеет различные задачи и принципы систематизации в зависимости от этапа развития бизнеса. Так, в начальный период развития предприятия налоговая политика может быть сформирована единолично главным бухгалтером (или финансовым директором). При этом главной целью налоговой политики будут являться полнота и своевременность налоговых платежей, чтобы завоевать доверие всех и вся. После становления бизнеса - с учетом результатов аудиторской или налоговой проверки - предприятия волнуют величина затрат на аудит и штрафные санкции налоговых органов. В дальнейшем при успешном развитии бизнеса в течение длительного периода предприятие будут волновать возможность получения отсрочек (рассрочек) по уплате налогов, применения льгот, а также своевременное выявление рисковых зон, которые могут привести к штрафным санкциям.
Во всех этих ситуациях налоговая политика предприятия, конечно, будет зависеть от основных направлений политики государства в области налогообложения: если государство будет достаточно лояльно к налогоплательщикам, то количество добросовестных предприятий, естественно, возрастет. К этому стремятся все, в том числе и сам законодатель. Так, действующая до 2010 г. налоговая политика, первоначально утвержденная на 2008-2010 гг., позднее в связи с кризисом была несколько изменена. Действующие в настоящее время Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, одобренные Правительством Российской Федерации 20 мая 2010 г., по сути также представляют собой антикризисный налоговый пакет, который позволяет предприятиям, организациям и физическим лицам подкорректировать свои показатели в налоговой сфере с учетом своего финансового состояния и условий ведения деятельности.
Поэтому проверяющих налоговая политика частного предприятия волнует не в меньшей степени, чем само предприятие. Подтверждением этого вывода могут служить, например, всем известные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная приказом ФНС России от 30.05.07 г. N ММ-3-06/333@). Напомним, в их число входят сравнение налоговой нагрузки предприятия со средней по отрасли, изучение системы построения финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") и т.д. Это в свою очередь непосредственно связано с системой налогового планирования.
Понятие "налоговое планирование" в нашей стране существует уже несколько лет. Однако такой дисциплины, а самое главное, хороших материалов по этой теме нет даже в учебных заведениях. Поэтому начинающие в этой области специалисты должны самостоятельно определить приоритеты и задачи по развитию понятий, терминов и механизмов. К основным задачам налогового планирования можно отнести следующие:
выбор оптимального варианта ведения хозяйственной деятельности и размещения активов, направленного на достижение возможно более низкого уровня налоговых обязательств;
прогнозирование налоговых отчислений предприятия в краткосрочном и долгосрочном периодах;
оперативное и эффективное управление имеющимися ресурсами и денежными потоками предприятия;
снижение рисков финансовых затруднений, а также налоговых последствий за несвоевременное исполнение обязанностей налогоплательщика.
В практике предприятий и организаций наряду с понятием "налоговое планирование" применяются еще два: "налоговая минимизация" - максимальное снижение всех налогов, в том числе с помощью противозаконных схем, и "налоговая оптимизация" - мероприятия по снижению уровня налоговых обязательств компании только законными методами. Абсолютно четкой границы между минимизацией и оптимизацией на сегодня провести невозможно хотя бы в силу того, что все возможные варианты финансово-хозяйственной деятельности предприятий нашей экономики описать в одном своде законов невозможно, а потому интерпретация одного и того же положения бывает очень разной.
В связи с этим планирование налогов - процесс крайне сложный и ответственный; им занимаются специалисты, хорошо ориентирующиеся в разных областях. При этом их главной целью является, конечно же, планомерное снижение налоговой нагрузки, которая может быть рассчитана несколькими методами.
Специалисты налоговых органов рассчитывают ее как отношение суммы всех уплаченных за определенный период налогов к сумме полученной за этот же период выручки. Применить эту формулу невозможно, если предприятия функционируют в разных отраслях, в разных регионах или с разными системами налогообложения. Также невозможно определить с помощью этой формулы нагрузку по холдингу, который, как известно, включает в себя разнородные по видам деятельности и системам налогообложения организации и физические лица.
В случае если предприятия узко специализированы, то можно применить другие формулы расчета налоговой нагрузки:
отношение налогов к активам (например, если предприятия являются держателями имущества в холдингах);
отношение налогов к себестоимости и т.д.
Общий подход при анализе налоговой нагрузки состоит в следующем.
Если налоговая нагрузка выше нормы по отрасли, то специалисты налоговых органов откладывают "дело" налогоплательщика в сторону; ему же следует активизировать процесс налогового планирования.
Если налоговая нагрузка занижена, то будут предъявлены претензии и, скорее всего, предприятие будет включено в план проверок, если при этом и другие показатели, используемые специалистами налоговых органов для планирования выездной налоговой проверки, также будут не в порядке. Задача специалиста (службы) по налоговому планированию - заранее обеспечить алиби для "заниженной" налоговой нагрузки. Так, например, уменьшение нагрузки может быть связано с выходом предприятия на новый рынок, а значит, с получением в текущем периоде минимальной прибыли с целью ее увеличения в последующем. Причины сокращения налоговой нагрузки бывают и комплексного характера.
Пример 1
На предприятии произошла смена поставщиков: теперь вместо посреднических договоров предприятие стало заключать договоры купли-продажи с производителями продукции. Хотя выручка в объеме и возросла, прибыль (и налоговая нагрузка) в абсолютном значении уменьшилась по следующим причинам:
увеличились транспортные расходы;
поставщик осуществляет только оптовые поставки, под которые предприятие вынуждено брать кредиты, за пользование которыми установлены немалые проценты.
Ожидаемое специалистами налоговых органов увеличение налоговой нагрузки может произойти лишь через несколько лет.
Снижение налоговой нагрузки напрямую связано с выполнением целого ряда условий и последовательно проводимых мероприятий. К ним, в частности, относятся:
наличие последовательной стратегии развития бизнеса в целом, что возможно при планировании продаж, ценовой политики и т.д.;
готовность руководства к осуществлению налогового планирования;
формирование структурного подразделения (выделение специалиста) по налоговому планированию;
разработка положения (регламента) по налоговому планированию;
внедрение системы сбора и обработки информации, т.е. системы таблиц, расчетов и отчетности план (факт), должностных инструкций работников, задействованных во внедряемой системе.
Если все эти условия в той или иной мере выполнимы (выполнены), то можно приступать к самому главному - оптимизации налогообложения. Необходимо признать, что схемами налогообложения занимаются буквально все: опытные бухгалтеры, новички, консультанты по налогам и даже специалисты налоговых органов, если они лояльно относятся к налогоплательщику.
Пример 2
Предприятие, применяющее УСН, готовится к покупке дорогостоящего имущества. С покупателем товара, задолжавшим предприятию крупную сумму, достигнута договоренность о том, что он при первой же финансовой возможности самостоятельно оплатит стоимость приобретаемого имущества.
При изучении этой сделки специалист по налоговому планированию отклонил выбранный руководством предприятия вариант покупки, так как в случае если оплата объекта основных средств будет произведена не самим предприятием, то расходы на покупку будущего основного средства при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, не будут учтены в соответствии с письмом Минфина России от 12.10.10 г. N 03-11-11/262.
Коренные преобразования в сложившихся договорных отношениях, системе налогообложения не всегда бывают выгодны. Поэтому расчет экономического эффекта производится как в отношении отдельно взятого договора, так и ряда сделок или отдельных видов деятельности.
Пример 3
Группа компаний, реализующая продукцию российской компании "КБ", осуществляет следующие виды деятельности:
оптовые продажи через крупные торговые сети типа "Метро" (96% оборота);
розничные продажи через сеть региональных магазинов самообслуживания, а также через сеть торговых павильонов, которые подпадают под систему ЕНВД;
сдача в аренду транспортных средств с экипажем.
Поскольку оптовые покупатели применяют общий режим налогообложения, группе компаний для формирования долгосрочных связей желательно оставаться плательщиком НДС. Предпринимательская деятельность по передаче во временное владение и (или) пользование не может рассматриваться в качестве предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг. Следовательно, такая деятельность не подлежит переводу на уплату ЕНВД (письмо ФНС России от 23.08.10 г. N ШС-17-3/1040).
Таким образом, оптимизация налогообложения будет заключаться в том, чтобы вид деятельности, облагаемый ЕНВД, не осуществлять в рамках отдельного юридического лица и тем самым обеспечить возмещение НДС по максимуму.
В результате смены привычных методов отражения каких-либо операций в учете всегда появляются риски, т.е. возможность появления нежелательных событий, которые могут произойти в первое время после смены привычных взаимоотношений, документооборота и т.д. В связи с этим возникает еще одно очень важное направление, являющееся неотъемлемой частью при формировании налоговой политики предприятия, - разработка системы управления рисками.
Система управления рисками представляет собой совокупность приемов и методов анализа для нейтрализации факторов рисков. Для этого необходимо выполнить несколько простых действий, включающих:
мониторинг судебных споров, писем законодательных органов по спорным вопросам. Так, если есть хотя бы один положительный для налоговых органов судебный процесс, это означает, что они будут пользоваться его выводами при проверках аналогичных ситуаций. При положительных для предприятий судебных разбирательствах второй раз налоговыми органами этот же вопрос редко оспаривается;
изучение практики других предприятий по соответствующей деятельности (отрасли) в бухгалтерской прессе, на форумах в Интернете и т.д.
Для того чтобы составить конкретную антирисковую программу, необходимо иметь четкое представление о самих видах и типах рисков, их сходствах, различиях и взаимосвязи.
В работе финансово-бухгалтерской службы присутствуют налоговые и бухгалтерские риски.
Налоговые риски предполагают отсутствие гарантии на правильное отражение договора (операции, проекта, документа и т.д.) в налоговом учете. В случае их появления к предприятию могут быть применены штрафные санкции, которые повлекут за собой снижение доходов, приостановку операций по расчетному счету и т.д.
Бухгалтерские риски связаны со следующими факторами:
неточность, свойственная учетному процессу;
наличие альтернативных принципов учета и нечеткие критерии законодательства, определяющие их;
несовпадение учета на практике с принятыми в компании стандартами. Так, отсутствие рекомендаций относительно используемых стандартов или методов и способа их применения может привести к широкому разнообразию результатов;
предположения в бухгалтерских определениях, которые могут быть консервативными или осторожными, оптимистичными, смелыми или слишком полагающимися на благоприятный исход того, что подвержено обычным сомнениям. Например, на форумах бухгалтеры нередко делятся опытом проверок и рассказывают о своей практике отражения операций в учете, которые были успешно апробированы и прошли проверки, об ошибках, которые, наоборот, привели к штрафам, и т.д.;
изучение тенденции налоговых проверок. Мониторинг показывает "модные" в текущем периоде темы налоговых проверок.
При этом мы рекомендуем наладить хорошие взаимоотношения с налоговыми органами, судьями и органами власти, а также хорошо зарекомендовавшими себя консультантами.
Пример 4
Производственное предприятие, выпускающее продукцию под известной торговой маркой, хорошо зарекомендовало себя у покупателей. Поэтому после встреч с местными налоговыми органами во избежание конфликтов предприятие всегда следовало полученным рекомендациям. Так, например, в 2007 г. оно начало проводить тотальную проверку своих поставщиков и исключать сомнительные юридические лица из списка контрагентов; в 2008 г. в связи с проверками предприятие повысило заработную плату, а в 2009 г. из-за кризиса, когда снизилась рентабельность бизнеса, руководство было вынуждено снизить заработную плату.
В 2010 г. обороты стали возрастать, а с ними и заработная плата.
Поскольку в следующем году тарифы страховых взносов возрастут, руководство уже сейчас рассматривает разные варианты снижения налоговой нагрузки. В следующем году ожидается рост рентабельности, поэтому предприятие может:
не менять оклады работников, а изменить систему оплаты труда в сторону ее увеличения (за счет не облагаемых налогами выплат: оплата процентов за ипотечный кредит работников, компенсации и т.д.);
пересмотреть социальный пакет работникам (медицинское и пенсионное страхование, доставка до места работы и обратно и др.);
изменить договорные отношения по отдельным видам работ с некоторыми высокооплачиваемыми сотрудниками (например, трудовые договоры с физическими лицами заменить на договоры с индивидуальными предпринимателями).
Самый безопасный способ будет тот, который позволит изменить фонд оплаты труда постепенно. Таким образом, руководство, возможно, будет применять все три варианта одновременно.
Когда процесс налогового планирования налажен и необходимо лишь сделать выбор, следует помнить об оптимальном соотношении предполагаемого в будущем эффекта от внедрения того или иного метода и возможных рисков.
Необходимо иметь в виду, что судебная практика, степень достоверности учета, требования налоговых органов, которые предъявляются в текущий момент, из года в год несколько отличаются. И то, что было допустимо вчера, недопустимо сегодня, и наоборот.
Пример 5
С помощью штатного юриста, выступившего на основании договора гражданско-правового характера, заключенного с предприятием, в качестве адвоката, предприятие выиграло судебный процесс. Поэтому у налогоплательщика появилось право взыскать с налоговой инспекции средства, потраченные на юриста (ст. 110 АПК РФ).
В соответствии с АПК РФ расходы на адвокатов, понесенные предприятием в судебном разбирательстве, должны взыскиваться с проигравшей стороны в разумных пределах. Сказанное, в частности, относится к затратам на служебные командировки, времени на подготовку материалов с учетом сложившейся в регионе стоимости оплаты услуг адвокатов, статистики цен на рынке юридических услуг и продолжительности рассмотрения, сложности дела.
Вознаграждение адвокату входит в состав расходов на оплату труда. Согласно п. 21 ст. 255 НК РФ при расчете налога на прибыль можно учесть расходы на оплату труда по заключенным договорам гражданско-правового характера только тех лиц, которые не состоят в штате.
Аналогичный пункт в ст. 270 НК РФ запрещает включать в расходы выплаты в пользу работников, которые не предусмотрены в трудовых или коллективных договорах.
Из этого можно сделать вывод, что вознаграждение штатному юристу за работу по гражданско-правовому договору в качестве адвоката предприятия на суде не может уменьшить налогооблагаемую прибыль (письмо Минфина России от 24.04.06 г. N 03-03-04/1/382).
Если предприятие захотело бы включить эти затраты в расходы, то для снижения налоговых рисков вместо договора подряда следовало бы оформить выплату, например, в виде премии.
Позднее чиновники изменили свое мнение: расходы на выплату вознаграждений по договорам гражданско-правового характера, заключенным со штатными работниками, могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании п.п. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (письма Минфина России от 19.08.08 г. N 03-03-06/2/107 и от 27.03.08 г. N 03-03-06/3/7).
Таким образом, при наличии выплаты по аналогичному договору в 2008 г. предприятие могло уменьшить налоговую базу на эту сумму без опасений.
И. Киселева,
эксперт
"Финансовая газета", N 7, февраль 2011 г.

Похожие:

Политика конкретного предприятия в области налогов (за что, сколько и когда платить) имеет различные задачи и принципы систематизации в зависимости от этапа развития бизнеса icon1. Направленность на потребителя, основанная на зависимости предприятия от потребителя и заключающаяся в понимании текущих и будущих потребностей потребителя, чтобы отвечать его требованиям и превосходить ожидания
Стратегическая политика и цели в области качества включают в себя следующие основные направления деятельности предприятия
Политика конкретного предприятия в области налогов (за что, сколько и когда платить) имеет различные задачи и принципы систематизации в зависимости от этапа развития бизнеса iconВ международной практике существует четыре вида подхода к оценке бизнеса
Оценка бизнеса: индикатор развития предприятия Оценка бизнеса (в России ее также называют оценкой предприятия) одна из важнейших...
Политика конкретного предприятия в области налогов (за что, сколько и когда платить) имеет различные задачи и принципы систематизации в зависимости от этапа развития бизнеса iconТаможенная политика СССР и России Таможенная политика нашей страны имеет свою историю, свои характерные этапы развития
Минэкономики Комплексная программа развития таможенной службы России в первую очередь затронет, конечно же, российский Таможенный...
Политика конкретного предприятия в области налогов (за что, сколько и когда платить) имеет различные задачи и принципы систематизации в зависимости от этапа развития бизнеса icon1 Определение понятия финансовая политика коммерческого предприятия, её цель и задачи

Политика конкретного предприятия в области налогов (за что, сколько и когда платить) имеет различные задачи и принципы систематизации в зависимости от этапа развития бизнеса iconПолитика развития проекта reactos политика развития проекта reactos
В свете недавней активности в мире свободного программного обеспечения, касающейся авторских и патентных вопросов, администрация...
Политика конкретного предприятия в области налогов (за что, сколько и когда платить) имеет различные задачи и принципы систематизации в зависимости от этапа развития бизнеса iconЕвропейский Банк Реконструкции и Развития Мировая экономика Выполнили: Медведев Д. А
Страхование 9 Обеспечение 9 Требования к проектам 9 Экологические процедуры 10 Политика в отношении охраны окружающей среды 10 1...
Политика конкретного предприятия в области налогов (за что, сколько и когда платить) имеет различные задачи и принципы систематизации в зависимости от этапа развития бизнеса icon введение малые предприятия во всем мире играю важную роль, и Россия не исключение
Целью данной работы является определение особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства. Для достижения этой цели...
Политика конкретного предприятия в области налогов (за что, сколько и когда платить) имеет различные задачи и принципы систематизации в зависимости от этапа развития бизнеса iconУправление ценами на предприятии
Суть ценовой политики предприятия заключается в том, чтобы устанавливать на товары (услуги) такие цены и так варьировать ими в зависимости...
Политика конкретного предприятия в области налогов (за что, сколько и когда платить) имеет различные задачи и принципы систематизации в зависимости от этапа развития бизнеса iconСтатья Принципы государственной политики в области образования
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах
Политика конкретного предприятия в области налогов (за что, сколько и когда платить) имеет различные задачи и принципы систематизации в зависимости от этапа развития бизнеса iconПостановление От 30. 06. 2007 n 74 г. Томск о внесении изменений в постановление Губернатора Томской области от 11. 04. 2007 n 40
Департамент финансов Томской области проектов решений уполномоченного органа по контролю и надзору в области налогов и сборов об...
Разместите кнопку на своём сайте:
txt.rushkolnik.ru



База данных защищена авторским правом ©txt.rushkolnik.ru 2012
обратиться к администрации
txt.rushkolnik.ru
Главная страница