С самого начала Крещения Руси в Калужском крае стали возводиться храмы, которые, к сожалению, не пережили монгольского нашествия




НазваниеС самого начала Крещения Руси в Калужском крае стали возводиться храмы, которые, к сожалению, не пережили монгольского нашествия
страница1/27
Дата конвертации16.12.2012
Размер454.59 Kb.
ТипТексты
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27
С самого начала Крещения Руси в Калужском крае стали возводиться храмы, которые, к сожалению, не пережили монгольского нашествия. О Калужских же храмах времен Московской Руси уже можно точно сказать, что было их удивительно много. Так, в 1626 году писцом Василием Плещеевым была произведена опись Калуги. Население было лишь около тысячи человек, причем из 493 городских дворов духовенства было - 107 дворов. Сама Калуга делилась на три части - “Город”, то есть крепость, Старый Острог и Новый Острог. В Крепости было 4 церкви - Троицкий собор, Преображенская церковь, церковь Алексия Митрополита и Никольская церковь. В Старом Остроге было 11 церквей: Архистратига Михаила, Никольская с приделом Святых Космы и Дамиана, Покровская под горой, Рождественская с приделом Святых Космы и Дамиана, Спасская на Подоле, Георгиевская, Петра и Павла, Варваринская, Георгиевская с приделом св.
Симеона Столпника и Воздвиженская. В Новом Остроге было 5 церквей:
Всемилостивого Спаса, Рождества Богородицы, Василия Великого, Сретения Богородицы (!), Введенская с приделом Первомученика архидиакона Стефана.
Кроме того, за городской стеной стояла еще одна церковь во имя Святой Великомученицы Варвары. Таким образом, на 1 тысячу населения была 21 церковь, и на один храм приходилось 15 дворов мирян и 5 дворов духовенства. В дальнейшем количество церквей не уменьшалось. Так, в 1654 году, когда городское население вследствие чумы опять сократилось до 1 тысячи человек, в Калуге были не только 30 старых деревянных церквей, поразивших Антиохийского патриарха Макария, но и сооружалась новая каменная церковь Воскресения Христова, восхищенное описание которой оставил архидиакон Павел Алеппский. В 1683 году в Калуге было по описи 27 церквей, из которых в крепости был Троицкий собор, церковь Алексия Митрополита и церковь Свт. Николая с приделом митрополита Филиппа. На
посаде церквей было 24, а именно: 1) Преображенская с двумя приделами, 2) Казанская в девичьем монастыре, 3) Христорождественская с приделом - на колокольне в 5 колоколов, 4) Покровская под горой, с приделом Трех святителей; 5) Ильинская, 6) Покровская с приделом Происхождения Честных Древ, на колокольне 6 колоколов; 7) Архангельская, на колокольне 5 колоколов; 8) Никольская за лавками с приделом Святых Космы и Дамиана;
9) Богоявленская с приделом Святой Великомученицы Варвары, на колокольне 7 колоколов; 10) Георгиевская за лавками, на колокольне 5 колоколов; 11) Знаменская, на колокольне 5 колоколов, 12) Благовещенская с приделом Георгиевским, на колокольне 5 колоколов; 13) Происхождения Честных Древ, на Воробьевке, прежде Георгиевская, на колокольне 5 колоколов; 14) Преображенская в Новой Слободе, на колокольне 6 колоколов; 15) Николослободская, 7 колоколов; 16) Успенская в Ямской Слободе, 7 колоколов, 17) Георгиевская на Песке, 6 колоколов; 18) Одигитриевская на Песке, 4 колокола; 19) Предтеченская, 3 колокола; 20) Преображенская на Глубоком, о двух главах; 21) Пятницкая на площади, о двух главах; 22) Воскресенская с Никольским приделом и колокольней на 7 колоколов; 23) Рождественская с приделом Святого Великомученика Никиты и колокольней на 7 колоколов; 24) Святителя Василия Великого с 4 колоколами. Все церкви, за исключением трех, были деревянными. Каменными были: Казанская монастырская, Никольская крепостная и Воскресенская 3. В силу данного обстоятельства, после общегородского пожара 1690 года, уничтожившего и крепость и церкви, новые храмы большей частью строились каменными. Так, в 1700 году в Калуге было 11 церквей каменных и 18 деревянных. В
дальнейшем, в связи с ранее упоминавшимися трудностями наступившего синодального времени, при постоянном росте городского населения, количество храмов оставалось почти неизменным. Так, к 1785 году жителей в Калуге стало в 15 раз больше - 15.473 чел., а церквей меньше - всего 23, но деревянная только одна. Ко времени учреждения самостоятельной епархии население Калуги выросло еще в два раза, церквей же стало лишь.
Кроме того, 17 церквей было и в Калужском уезде. К 1799 году, времени учреждения Калужской епархии, список городских и церквей был таков: 1) Алексия Митрополита каменная, построена в 1785 г., 2) Архимандрита Михаила, построена прихожанами в 1687 г.; 3) Благовещенская, построена прихожанами в 1719 г.;4) Богоявленская, построена прихожанами в 1735 г.;
5) Воздвиженская на Воробьевке, построена в 1710 году; 6) Воздвиженская на Песке, построена прихожанами в 1700 году; 7) Воскресенская, построена прихожанами в 1685 г.; 8) Георгиевская за лавками, построена прихожанами в 1700 г.; 9) Мироносицкая в Ямской слободе, построена в 1798 г.; 10) Знаменская на Зеленом Крупце, построена купцом Ланиным в 1720 г.; 11) Ильинская за кузницами, построена прихожанами в 1659 году; 12) Предтеченская, построена прихожанами в 1735 году; 13) Казанская в женском монастыре, построена двумя калужскими купцами в 1726 г.; 14) Космы и Дамиана в Ямской слободе, построена в 1794 г.; 15) Николо-Козинская, построена вкладчиками для кладбища в 1755 году; 16) Николо-Слободская, построена прихожанами в 1691 году; 17) Никиты Мученика, построена в 1755 г.; 18) Одигитриевская на Песке, построена прихожанами в 1750 г.; 19) Параскевы Пятницы, кладбищенская, построена в 1701 г.; 20) Покровская в Кожевниках, построена прихожанами в 1686 г.;
21) Покрова на Рву, построена прихожанами и вкладчиками в 1685 г.; 22) Преображенская под горой, построена царевной Наталией Алексеевной в 1717 году; 23) Преображенская на Глубоком, построена прихожанами в 1700 г.;
24) Преображенская в Новой слободе, построена в 1735 г.; 25) Рождества Богородицы, построена прихожанами в 1702 г.; 26) Рождества Христова в Кожевниках, построена в 1797 г.; 27) Успенская, построена в 1762 г.; 28) Успенская в Ямской слободе, построена в 1754 г.Архитектура храмов Калужского края ничем из общерусских традиций не выделялась,но сами традиции столь были богаты, что мы с трудом сейчас можем лишь только представлять все великолепие Калуги церковной начала века.Все
великолепие это было уничтожено богоборческой властью,закрывшей в ХХ веке большинство храмов,и многие из них разрушившей.Приводимое ниже описание говорит обо всех храмах Калужской земли-и о существовавших к 1916 году,и о вновь созданных.При описании современного состояния храма использовались данные Архива Калужского Епархиального Управления,сведения же о состоянии храма к 1916 году брались из документов Государственного Архива Калужской Области , причем вконце описания каждой церкви точно указаны использованные документы ГАКО.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ХРАМЫ .

Действующие храмы г. Калуги

Свято - Троицкий Кафедральный собор
Первое известие о Калужском соборе восходит к 1610 г., под каковой датой упоминается соборный храм во имя Живоначальныя Троицы в Никоновской летописи. В этой церкви был похоронен Тушинский вор. По некоторым данным, этот деревянный собор был сожжен запорожцами в 1618 г. и второй был выстроен боярином Романовым. В описи 1626 г. он описывается так:
“древян, клетцки и о дву шатрах, в приделе апостола Иванна Богослова, а в церкве строенье все сполна: деисус с праздники и пророки, местный образ Живоначальныя Троицы, обложен серебром, да в приделе Иванна Богослова деисус да у Троицы свеча поставлена большая, да у Троицы же шесть колокол: четыре колокола Троецкие, а два колокола поставил на время гость Смирной Судовщиков. Да у Троицы же церковных книг: евангилье запрестольное печатное, да евангилье толковое, полууставье письменное, да два охтая печатных, да минея печатная , да апостол печатный, да два трефолоя письменные, да два прелого во весь год, да псалтырь, да чесовник, да две триоди цветных, да постная печатные, да служебник печатной; да ризы атласные, стихарь да патрахель, кадило, сосуды церковные”.

Со временем этот храм пришел в ветхость, и около 1687 г. был построен новый - каменный. Высеченная на камне в стене церкви, около западных дверей, надпись гласила: “лета 7195 (1686) ноября в 1 день на память святых чудотворцев безсребренников Космы и Дамиана построена сия святая соборная и апостольcкая церковь во имя Живоначальныя Троицы. А строила сию святую соборную церковь по обещанию своему Степанова жена Тарасовича Хитрово, вдова боярыня Анна Петровна, бывшая мамка царя Федора Алексеевича, для вечного поминовения сего царя”.
Чрез сто лет и этот храм обветшал, и в 1786 г. был заложен новый собор, строение которого поручили купцу Шемякину. За два года был выведен цоколь и после этого постройка храма была приостановлена до 1804 г.,
т.к. Шемякин в 1788 г. умер и средств для продолжения работ не было. До
1799 г. службы проходили в неразобранной части старого собора.
В 1800 г. дворянство и купечество предложили на прежнем фундаменте соорудить храм во имя апп. Петра и Павла, на что пожертвовали 26 тыс.
руб. С 1804 г. на эти и на вновь поступившие “из избытков имущества Калужских граждан и Калужского губернского дворянства” средства стал строиться собор с колокольнею, и был построен в конце 1811 г. В
1807-1808 г. каменную и кирпичную кладку собора производил крестьянин Владимирской губернии Суздальского уезда села Семеновского Петр Иванов с товарищами. В 1809 г. старый собор был разобран на Семинарский храм.
В 1811 году московскому купцу Григорию Дмитриевичу Дмитриеву было поручено изготовить иконостас по эскизам архитектора Матвея Федоровича Казакова. Мастер поставил условие: производить работу в Москве, очевидно учитывая удобства для Казакова, а затем, по контракту, готовые детали мастер со своими рабочими должен был перевезти в Калугу и собрать на месте. В сентябре 1812 года, во время Пожара в Москве, сгорел дом Дмитриева с заказанным иконостасом, что помешало вовремя выполнить заказ. Сам М.Ф. Казаков умер в Рязани в октябре 1812 года. В январе 1813 года тот же мастер Дмитриев возобновил контракт на изготовление иконостаса и в октябре 1814 года поставил его в Соборе.
Пол Собора был выстлан чугунными плитами, а стены были сделаны из искуственного мрамора. На колокольне находилось 6 колоколов, два из которых весили 550пудов и 200 пудов. В 1818 г. отделка храма была закончена, и 10 апреля 1819 г. в среду по Пасхе собор был освящен еп.
Антонием. Вся постройка собора обошлась в 200 тыс. руб.
Весь собор был обнесен тесно примыкающей к стенам колоннадой из тосканских колонн, а на углах располагались пилястры. В промежутках между колоннами, в верхней части, были помещены священные изображения небольших размеров. На алтарной части, в центре, было большое изображение Святой Троицы, а с боков, на соответствующих приделах, были изображения Калужской и Тихвинской икон Божией Матери. Боковые входы были с фронтонами на 6 колоннах , во фронтонах были картины из священной истории. Купол храма, увенчанный крестом, был сделан в византийском стиле в форме полушария.

Колокольня связывалась с храмом колоннадой по 3 колонны с каждой стороны; здесь же была сделана паперть. Колокольня 4-х ярусная. Первый ярус с портиками на четырех колоннах с каждой стороны, причем угловые – четырехугольные. Второй ярус восьмиугольный. Чтоб сделать переход к 3-му круглому ярусу в угловых углублениях стоит по колонне с ионической капителью. Третий ярус круглый, с парой колонн на закруглениях расположенных напротив углов первого яруса с ионической капителью. В
четвертом, небольшом круглом ярусе вмонтированы часы с циферблатом на 4 стороны. Около циферблата, с боков, на каждой стороне поставлено по ионической колонне. Завершение колокольни круглое с длинным шпилем.
В храме было два придела. Один - в честь Тихвинской иконы Божией Матери, располагался с северной стороны храма и был устроен в 1859 г. усердием Чернова. Второй придел в честь Калужской иконы Божией Матери располагался с южной стороны храма и был сооружен стараниями г-жи Кавериной.

Внутри храма, близ южных дверей были погребены 3 калужских епископа.
Епископ Евлампий (+1813г.) был захоронен 27 мая 1813 года. Епископ Николай (+1851г.) был захоронен в сентябре 1851 года. В апреле 1881 г.
Архиепископ Григорий (+1881г) был погребен архиепископом Тульским Никандром в западном углу кафедрального собора, против правого придела, рядом с могилами епископов Евлампия и Николая. На могиле его совершались панихиды, по которым многие получали исцеления.
По свидетельству архимандрита Леонида (Кавелина) в 50-е годы XIX века Калужский архиерей Григорий (Миткевич) позаботился об утеплении Собора:
в цоколе были устроены калориферы.
В 1885 году производилась промывка мрамора от копоти.
В 1892 г. губернатор А.Г. Булыгин, с согласия епархиального начальства, на свои деньги устроил вокруг храма сквер. История устройства этого сквера такова. Обширная площадь, окружавшая Собор, была обрамлена с трех сторон присутственными местами и духовной семинарией, а с четвертой городским садом и представляла собой пустое место, на котором паслись чьи-то коровы и козы. На этой площадке росли старые тополя, летом почти всегда стоявшие от червей без листьев. Кроме этих тополей, между семинарским храмом и северными дверями собора росла Григорьевская аллея.
Свое название аллея получила потому, что была посажена при архиепископе Григорие, жившем в помещении рядом с семинарским храмом и любившем ходить ходить на службы по этой аллее. В 1892 г. эта аллея была подновлена, а старые тополя убраны. В этом же году бывший начальник губернии А.Г. Булыгин на свои средства устроил сквер. Всю соборную площадь обнесли железной сквозной решеткой и поставили при 4-х въездах на площадь 8 чугунных фонарей и таких же скамеек. Внутри сквера в семмитричном порядке посадили молодые хвойные деревья и провели дорожки.
В память посещения Калуги в 1888 г. великим князем Владимиром Александровичем и супругой его великой княгиней Марией Павловной, сквер был назван Владимирским.

В 1894 году реставрировался алтарь и снова промывался мрамор.
Капитальный ремонт собора, начавшийся в 1909 году и растянувшийся до 1917 года, так и не был доведен до конца. В 1909 г. был произведен тщательный осмотр здания с участием академика архитектуры Михаила Тимофеевича Преображенского. Было намечено облицевать цоколь, переменить сгнившие балки, промыть мрамор стен, расширить подвалы, сменить стершийся пол. Полы в храме были частью деревянные, частью каменные, а в средней части храма чугунные. Держать полы в чистоте было очень трудно:
так как деревянные крашенные быстро снашиваются и лупятся, каменные стираясь дают значительную пыль, а чугунные, с рисунчатыми углублениями, задерживают в себе мусор и грязь. Кроме того весной и осенью от сырости они ржавеют. Протирать их деревянным маслом или графитом опасно для одежды молящихся, от керосина - сильный запах. Каменные и деревянные полы заменили метлахской плиткой с рисунком по эскизам академика М.Т.
Преображенского

В последующие годы возникла необходимость электрификации Собора, замены калориферного отопления паровым. Долго обсуждался вопрос о замене разнокалиберного покрытия пола (каменные, чугунные плиты, дерево) метлахской плиткой, изготовленной по рисунку академика Преображенского.
Но желание разместить заказ повыгоднее, выбор завода изготовителя затянули решение вопроса до начала I Мировой войны. Заказы одному из белорусских заводов были аннулированы.
В результате капитального ремонта в 1912 г. осуществили перестройку между храмом и колокольней, вынув колонны.
В соборе имелось Царское место, с образом Марии Магдалины. Оно было устроено в память того, что здесь 2 мая 1826г. стояла на литургии Императрица Мария Феодоровна.

В 1924 году созданная в городе комиссия из представителей советской власти, преследовавшая цель выяснить возможность использования помещения Собора в культурно-просветительских целях, провела осмотр здания и пришла к заключению о том, что его можно приспособить под Дом Народных Собраний, но для этого нужно было заставить общину верующих добровольно отказаться от своего здания.

В соответствующем акте было зафиксировано, что здание не имеет художественной ценности, а “в смысле архитектуры памятника ценность его заурядна”. Единственное, что заслуживает внимания и сохранения, по мнению комиссии, это “казаковский” иконостас, но и он, наряду с другими предметами культа, должен быть удален из помещения.
Главнаука Наркомпроса, представитель которой Мамуровский участвовал в работе комиссии, держала на контроле только иконостас. Здание же Собора подлежало переустройству и переоборудованию.
Власти стали действовать по продуманной схеме: поставили перед общиной верующих условия:

1) в короткий срок провести необходимый ремонт;
2) застраховать здание;

3) взять обязательство отапливать здание, чтобы предотвратить дальнейшее его разрушение.

Выполнить все эти условия бедной малоприходской общине, да еще в обстановке хозяйственной разрухи, было не по силам и средствам, и она официально отказалась от дальнейшего использования здания.
Как выяснилось впоследствии, Горсовету и строительным организациям тоже было невозможно осуществить задуманное. Поэтому начали с самого простого: освобождения собора от предметов культа (сняли кресты и колокола, вынесли иконы, закрасили росписи на стенах и куполе, разобрали иконостас и вывезли его). Поскольку ни один из храмов Калуги не мог вместить иконостас с его грандиозными деталями, то они были сложены сначала в Благовещенском соборе, куда была перемещена кафедра, а затем в подвале Никитской церкви. И наконец, по распоряжению Горсовета выброшены из подвала, так как надо было разместить там сено. Дальнейшая судьба иконостаса не известна.

Приспособление Собора проходило медленно и непоследовательно: не могли окончательно остановить выбор на конкретном учреждении культуры, какое можно было бы разместить в здании (Дом Народных Собраний, клуб, театр, летний театр). Наконец в 30-х годах осановились на Доме Обороны.
В первой половине 30-х годов в здании Троицкого собора был кинотеатр и кружки Осоавиахима (Дом Обороны). В Доме Обороны то ли хранилось, то ли экспонировалось различное оружие. В алтарной части находилась аппаратная. По рассказам очевидцев, использовались и подвальные помещения. В восточной части подвалов (по другим источникам – в цоколе) Троицкого собора размещалась школа ПВХО (противоздушной и химической обороны). Были оборудованы помещения для учебных занятий, тут же находились кладовые с учебными пособиями и имуществом организации. По
рассказам очевидцев зимой 1937 г. в здании располагался даже зверинец.
В октябре 1941 года в Соборе был пожар. Накануне вступления немцев в Калугу начальник школы ПВХО К.Ф. Кузнецов получил приказ взорвать Собор, чтобы фашисты не смогли воспользоваться имуществом школы. На грузовой автомашине было доставлено несколько ящиков взрывчатки, которой было явно недостаточно для того, чтобы здание собора было уничтожено полностью, а портить попусту памятник архитектуры Кузнецов не хотел. 10
октября 1941 г. по приказу К.Ф. Кузнецова собор подожгли изнутри.
Начальник школы ПВХО рассчитывал, что таким образом Собор пострадает меньше всего (по воспоминаниям сына Кузнецова).
1 июня 1943 г. Горисполком безвозмездно передал в распоряжение фронтового Эвакуационного Пункта городской парк. 14 декабря 1943 г. была произведена проверка парка Культуры и отдыха, в том числе был осмотрен и Собор: “…Здание собора полуразрушено, штукатурка обвалилась, деревянные части сожжены, отопительная и водопроводная системы разрушены; от собора сохранились только стены”. В момент обследования собор был занят госпиталем под склад, подвалы использовались под овощехранилище.
В 1954 году Управлением по делам архитектуры при Совете Министров РСФСР и Областным отделом по делам архитектуры было принято решение о восстановлении здания Собора под архив. В летнее время 1954 г. была проведена работа по обеспыливанию и перемещению документальных материалов.

В 1953 – 1954 гг. был проведен капитальный ремонт и двухразовая покраска всей кровли архива, смена балок чердачного перекрытия, частичная смена стропил и замена старого железа кровли. 6 августа 1954 г. ураганом, пронесшимся над Калугой, было сорвано новое железо с кровли архива на 50
%. Авария была устранена. Но с таянием снега крыша снова дала течь в нескольких местах.

Потом более 30 лет, вплоть до 1991г., в Соборе располагалась спортивная школа, а в приделе храма были душевые.
В 1990 г. началась реставрация собора под концертный зал. Во время реставрации были разобраны два слоя перекрытия полов. На глубине 1 м.
под полом рабочие обнаружили учебно-боевое оружие – довоенное советское обгоревшее и деформированнное. Подвалы до 1000 кв. м.; лабиринты громадной калориферной печи. На специальном этаже – размещались две громадные калориферные печи. Под алтарной частью – ризница, подвалы под цоколем. После разборки современного пола под засыпкой работающие наткнулись на лестницу, верхние ступени которой каменные.
Решением от 15. 07. 1991 г. № 262 “О передаче в собственность Калужской Епархии бывшего церковного здания Свято - Троицкого собора г.Калуги” было постановлено передать в собственность Калужской Епархии бывший Свято - Троицкий собор г.Калуги для использования его по прямому назначению.

Летом 1992 г. западная часть Собора была освящена, и с тех пор там начались Богослужения, проводившиеся вначале только в воскресные и праздничные дни.

28 - 29 июня 1992 г. во время празднования 500-летия со дня кончины Преподобного Тихона Калужского чудотворца и дня города Калуги, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II посетил наш город. 29 июня в девять часов утра на площади возле Троицкого собора Святейший Патриарх Московский совершил Божественную Литургию в сослужении иерархов Русской Православной Церкви и клира Калужской Епархии.
В 1994 году во время своего визита в Калугу в день празднования Вознесения Господа нашего Иисуса Христа Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Парфений III после Божественной Литургии в Свято - Георгиевском Кафедральном соборе г.Калуги совершил в Свято-Троицком соборе освящение новосооруженных крестов, которые летом того же года были водружены на колокольню собора.
К 1997 году в Соборе были проведены следующие работы: позолочены кресты, покрыт медью центральный купол, оштукатурена северная стена, на куполе с улицы сделаны все реставрационные работы и поставлены цветные витражи. В
нишах на куполе написаны иконы. Собор был расписан силами местной иконописной мастерской. Внутри барабан расписан в древнерусском стиле. В
его центре изображен лик Спасителя, вокруг которого в искусственно сделанных, между окнами, нишах располагаются лики восьми Ветхозаветных святых. Купол сочетает в своей внутренней архитектуре два стиля классический и византийский. Возрожденный кафедральный собор вмещает в себя более тысячи верующих.

В 1999 году,в дни празднования 200-летнего юбилея Калужской епархии ,Собор был освящен Святейшим патриархом Московским ивсея Руси Алексием
II-м.

ф.32, оп.19, д.49, л.209.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Похожие:

С самого начала Крещения Руси в Калужском крае стали возводиться храмы, которые, к сожалению, не пережили монгольского нашествия iconПрограмма по предмету «история русской церкви» для 1-го курса кдс
Попытаться выявить и показать основные тенденции в зарождении и дальнейшем развитии Русской Церкви в период от Крещения Руси до монгольского...
С самого начала Крещения Руси в Калужском крае стали возводиться храмы, которые, к сожалению, не пережили монгольского нашествия iconСодержание: Значение тысячелетнего юбилея Крещения Руси. Характер славянских племен, населявших будущую Россию. Кн. Владимир до крещения
Исполнилось тысячелетие Крещения Руси. Есть нечто величественное и даже мистическое в этом редком юбилее, побуждающее нас задуматься...
С самого начала Крещения Руси в Калужском крае стали возводиться храмы, которые, к сожалению, не пережили монгольского нашествия iconИстория монастырей и монашества чрезвычайно важна для понимания многих сторон жизни Калужского края, так как именно обители и их насельники являлись образцами жизненного уклада Руси
Именно монастырская жизнь являлась духовным эталоном для православных, именно в монастыре многие заканчивали свою жизнь. Подобное...
С самого начала Крещения Руси в Калужском крае стали возводиться храмы, которые, к сожалению, не пережили монгольского нашествия iconКрещение Руси в трудах академика Е. Е. Голубинского
Игоря с греками, говоря о варягах, как о стороне, заключающей мир с греками, и в оба раза между ними различаются и отдельно упоминаются...
С самого начала Крещения Руси в Калужском крае стали возводиться храмы, которые, к сожалению, не пережили монгольского нашествия iconНа Руси свекла известна примерно с X xi веков. Сведения о ней встречаются в раисе "Изборнике" Святослава. Предполагается, что свой славный путь по Руси свекла начала из Киевского княжества
Вскоре и европейцы стали рассматривать свеклу главным образом как корнеплод. Так, Теофраст в сво их "Исследованиях о растениях" пишет,...
С самого начала Крещения Руси в Калужском крае стали возводиться храмы, которые, к сожалению, не пережили монгольского нашествия iconДиакон Герман Иванов-тринадцатый, "Ватикан и Россия", доклад, прочитанный на 24-м съезде Русской Православной Молодежи в год Тысячелетия Крещения Руси, изд
Ниже речь пойдет о Ватикане, его идеологии и захватнической политике, а никак, естественно, о рядовых католиках. Католицизм представляется...
С самого начала Крещения Руси в Калужском крае стали возводиться храмы, которые, к сожалению, не пережили монгольского нашествия iconУкраина: история, археология и поиски идентичности в украинских краях, история с самого начала существовала не сама по себе, а имела высокое призвание и ценилась как немаловажный аргумент
Грушевского «История Украины-Руси». Ее автор уделил огромное внимание вопросам археологии. Первый том «Истории Украины-Руси» включил...
С самого начала Крещения Руси в Калужском крае стали возводиться храмы, которые, к сожалению, не пережили монгольского нашествия iconРеферат "Традиционные и новые оценки татаро-монгольского иго на Руси"
Новосибирский государственный аграрный университет Агрономический факультет кафедра истории и политологии
С самого начала Крещения Руси в Калужском крае стали возводиться храмы, которые, к сожалению, не пережили монгольского нашествия iconЗа Вашу бескорыстную, скромную, но такую важную поддержку, которую Вы с самого начала оказывали созданию нашего цикла "Дюны"
За Вашу бескорыстную, скромную, но такую важную поддержку, которую Вы с самого начала оказывали созданию нашего цикла "Дюны". Ваш...
С самого начала Крещения Руси в Калужском крае стали возводиться храмы, которые, к сожалению, не пережили монгольского нашествия iconБ. А. Рыбаков язычестводрев h ейруси москва 1987 Книга
Она посвящена роли древней языческой религии в государственной и народной жизни Киевской Руси до принятия христианства. Автор показывает...
Разместите кнопку на своём сайте:
txt.rushkolnik.ru



База данных защищена авторским правом ©txt.rushkolnik.ru 2012
обратиться к администрации
txt.rushkolnik.ru
Главная страница