Реферат по географии Тема : "Гловальные проблемы человечества" ученика 11"А" класса Павлюка Дениса




НазваниеРеферат по географии Тема : "Гловальные проблемы человечества" ученика 11"А" класса Павлюка Дениса
страница1/3
Дата конвертации31.12.2012
Размер93.27 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3
Средняя школа № 69






Реферат по географии

Тема : "Гловальные проблемы человечества" ученика 11"А" класса Павлюка Дениса













Дата:_____________ Оценка : ___





План :
1. Введение. Глобалистика.
2. Проблема войны и мира.
3. Проблемы экологии.
3.1 Химическое загрязнение биосферы.
3.2 Аэрозольное загрязнение атмосферы.
3.3 Фотохимический туман (Смог).
3.4 Химическое загрязнение природных вод.
3.5 Неорганическое загрязнение.
3.6 Органическое загрязнение.
3.7 Загрязнение почвы.
3.8 Пестициды как загрязняющий фактор.
3.9 Кислые атмосферные выпады на сушу.
4. Энерго-сырьевая проблема.
4.1 Введение. Классификация топлива.
4.2 Нефтяная промышленность России.
4.3 Перспективы ее развития.
5. Проблемы мирового океана.
5.1 Введение. Что такое Мировой океан.
5.2 Проблемы загрязнения Мирового океана.
5.2.1 Нефть и нефтепродукты.
5.3 Сброс отходов с целью захоронения. Дампинг.
6. Заключение.





По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного характера. Но все же это была далекая предыстория, своего рода "инкубационный периуд" современных глобальных проблем. В полной мере эти проблемы проявились уже во второй половине и, в особенности, в последней четверти XX века, то есть на рубеже двух веков и, даже, тысячелетий. Они были вызваны к жизни целым комплексом причин, отчетливо проявившихся именно в этот периуд.
В самом деле, никогда прежде само человечество не возрастало количественно в 2,5 раза при жизни только одного поколения , наращивая тем самым силу "демаграфического пресса". Никогда до этого человечество не вступало в периуд научно - технической революции, не доходило до постиндустриальной стадии развития, не открывало дороги в космос. Никогда прежде для его жизнеобеспечения не требовалось такого количества природных ресурсов и возвращаемые им в окружающюю среду отходы тоже не были столь велики. Никогда до этого не возникало такой глобализации мировой экономики, такой единой мировой информационной системы. Наконец, никогда прежде холодная война не подводила все человечество так близко к рубежу самоуничтожения.
Все это привлекло внимание к глобальным проблемам не только политики, но и науки. Сам термин глобалистика вошел в научный обиход на рубеже 60-70 годов, когда вышли в свет первые доклады Римскому клубу1. В СССР глобалистика начала развиваться в 80-е годы и, в особенности, с началом периода перестройки и перехода к приоритету общечеловеческих ценностей. Тогда же сформировалось и само понятие о глобальных проблемах, которые:
* во-первых, касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов и социальных слоев;
* во-вторых, приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случаеих обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации;
* в-третьих, требуют для своего решения сотрудничества в общепланетарном маштабе, совместных действий всех стран и народов.
Это понятие вряд ли можно считать достаточно четким. И не случайно многие авторы довольно по-разному трактуют существо глобалистики. Да и само количество глобальных проблем варьирует в очень широких пределах: от, примерно, десяти до сорока и более.Но если иметь в виду главные проблемы , то их не более десятка:
1) Проблема мира и разоружения, предотвращение новой мировой войны;
2) Экологическая проблема;
3) Демографическая проблема;
4) Энергетическая проблема;
5) Сырьевая проблема;
6) Продовольственная проблема;
7) Проблема использования Мирового океана;
8) Проблема мирного освоения космоса.
Но если в пределах экологической проблемы отдельно вычленить, скажем, проблемы обезлесения, опустынивания, загрязнения атмосферы и гидросферы, в пределах демографической проблемы - аспекты демографического взрыва и демографического кризиса, неконтролируемой урбанизации, переселения беженцев, да еще добавить к этому, в качестве самостоятельных проблем, проблемы борьбы с наркоманией и наркобизнесом, с организованной преступностью и терроризмом, ликвидации неграмотности, кризиса культуры и нравственности и многие другие, то общее число таких проблем возрастет в три-четыре раза.
В 80-х годах русский ученый Ю. Н. Гладков классифицировал и выделил, довольно интересным способом, основные положения глобалистики :
A) Наиболее "универсальные" проблемы политического и социально-экономического характера  предотвращение ядерной войны и сохранение мира, обеспечение устойчивого развития мирового сообщества и повышение уровня организованности и управляемости им;
B) Проблемы преимущественно природно-экономического характера  экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, Мирового океана;
C) Проблемы преимущественно социального характера  демографическая, межнациональных отношений, кризиса культуры, нравственности, дефицита демократии и охраны здоровья (а так же терроризма, в какой-то мере );
D) Проблемы смешанного характера, нерешенность которых, нередко приводит к массовой гибели людей  региональные конфликты, преступность, технологические аварии , стихийные бедствия и др;
E) Проблемы чисто научного характера  освоение космоса, исследование внутреннего строения Земли, долгосрочное прогнозирование климата и др;
F) "Малые проблемы", опять-таки "синтетического характера", сопровождающие все развитие человеческой цивилизации  бюрократия, эгоцентризм и т.п.2
В соответствии с такой классификацией была составлена и схема взаимосвязей глобальных проблем человечества:

Глобальные прблемы человечества стали важным обьектом междисциплинарных исследований, в которых учатвуют и общественные, и естественные, и технические науки. Среди отдельных таких наук можно назвать философию, экономику, социологию, право, географию, биологию, экололию, физику, химию, океанологию и др. науки.
Важное место среди них занимает и география, в структуре которой в 80-е годы возникло новое направление, получившее назввание геоглобалистики. Его организационным началом следует, очевидно, считать совместную сессию Секции глобальных проблем Научного совета по философии и социальным прбемам науки и техники при Президиуме АН СССР, которая проходила в апреле 1984 года. Доклады на этой сессии сделали академик И. П. Герасимов , В. С. Преображенский, В. М. Котляков и другие видные ученые академического института. Это было первое осмысление сущности геоглобалистики и основных направлений ее развития в нашей стране. Затем формирование геоглобалистики продолжалось, прежде всего в том же институте. Во второй половине 80-х годов здесь было проведено специальное исследование "Глобальные проблемы и география ", включавшее разработку методических подходов к теме, рассмотрение всех глобальных проблем в совокупности и определение места геграфии в изучении опасных глобальных тенденций и приске путей их разрешения.
Итак, выделим, на мой взгляд, главнейшие аспекты глобальных проблем и попытаюсь рассказать о них более подробно :
==> Проблема войны и мира;
==> Проблемы экологии;
==> Энергосырьевая проблема;
==> Проблемы Мирового океана.


1. Проблема войны и мира

На протяжении нескольких послевоенных десятилетий проблема войны и мира, предотвращения новой мировой войны была важнешей глобальной проблемой человечества. И для этого были все основания.
Известно, что войны накладывали свой отпечаток на развитие общества во все предыдущие эпохи развития человеческой цивилизации. Только в XX веке в двух мировых и локальных войнах погибло более 100 млн человек. А во второй полвине этого столетия появилось ядерное оружие и возникла реальная возможность уничтожения целых стран и, даже, континентов, то есть практически всей современной цивилизации. Достаточно сказать, что в одном ядероном заряде могла быть сконцентрирована разрушительная сила, в несколько раз превышающая силу всех взрывчатых веществ, использованных во всех предшествующих войнах вместе взятых. К тому же ядерные боеприпасы в сочетании с баллистическими ракетами, в случае их применения, могли бы способны в считанные минуты преодолевать огромные расстояния и наносить удары практически по любой точке земного шара. В таком случае потенциальными объектами ядерного поражения неизбежно должны были стать не только, и даже не столько, противоборствующие вооруженные силы, сколько вся территория воюющих и других стран. А суммарная мощность уже накопленного в мире ядерного оружия более чем достаточно, чтобы не раз уничтожить все живое на Земле. В результате мир подошел к такой критической точке , когда знаменитый гамлетовский вопрос "Быть или не быть?" встал уже не перед отдельными группами людей, а пред всем человечеством....
Из таблицы вытекает, что в 1987-1991 годах мировая торговля оружием сократилась более чем в два раза. Сократилась она и в большинстве ведущих стран-продавцов, причем в особенности в СССР, который прежде был ведущим мировым экспортером оружия и военной техники, и конкурировал с США за лидерство на мировом рынке вооружений.

Мировая торговля оружием (в ценах 1990г., млрд дол.)
Мир, страны 1987г. 1988г. 1989г. 1990г. 1991г. Весь мир 45,8 39,3 38,2 29,0 22,1 США 13,7 11,9 11,9 11,2 11,2 СССР 17,7 15,1 14,9 9,6 3,9 ФРГ 0,8 1,3 0,8 1,2 2,0 Китай 2,9 1,9 0,9 1,0 1,1 Великобритания 2,2 1,7 2,7 1,6 1,0 Франция 3,2 2,4 2,9 2,0 0,8 Еще более впечатляющим оказались результаты запрещения химического оружия, производство которого Великобритания прекратила в середине 50-х, Франция  в середине 70-х, СССР  в 1987 году , а США  в 1990 году. В январе 1992 года, после более чем двадцатилетних переговоров и обсуждений , была принята Международная конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении, которую поднисали сразу 130 !!! стран.
Двадцатый век, принесший человечеству две невиданные, до этого, по масштабам мировые войны, еще более обострил значение проблемы войны и мира. В этот период развивается пацифистское движение, зародившееся в США и Великобритании после наполеоновских войн. Оно отвергает всякое насилие и любые войны , в том числе и оборонительные. Некоторые современные представители пацифизма3 считают, что войны исчезнут тогда, когда население на земле станет стабильным; другие разрабатывают такие мероприятия, на которые можно было бы переключить "воинственный инстинкт" человека. Таким "моральным эквивалентом", по их мнению, может служить развитие спорта, особенно состязаний, связанных с риском для жизни.
Известный исследователь Й.Галтунга попытался выйти за узкие рамки пацифизма; его концепция выражается в "минимизации насилия и несправедливости в мире", тогда только и смогут высшие жизненные человеческие ценности. Весьма интересна позиция одного из самых влиятельных теоретиков Римского клуба А.Печчеи, который утверждает, что созданный человеком научно-технический комплекс "лишил его ориентиров и равновесия, повергнув в хаос всю человеческую систему".Основную причину, подрывающую устои мира, он видит в изъянах психологии и морали индивида - алчнос-ти, эгоизме, склонности к злу, насилию и т.д. Поэтому главную роль в осуществлении гуманистической переориентации человечества, по его мнению, играет "изменение людьми своих привычек, нравов, поведения"."Вопрос сводится к тому, -пишет он- , как убедить людей в различных уголках мира, что именно в усовершенствовании их человеческих качеств лежит ключ к решению проблем."
  1   2   3

Похожие:

Реферат по географии Тема : \"Гловальные проблемы человечества\" ученика 11\"А\" класса Павлюка Дениса iconРеферат по географии Тема : "Гловальные проблемы человечества" ученика 11"А" класса Павлюка Дениса
В полной мере эти проблемы проявились уже во второй половине и, в особенности, в последней четверти XX века, то есть на рубеже двух...
Реферат по географии Тема : \"Гловальные проблемы человечества\" ученика 11\"А\" класса Павлюка Дениса iconРеферат по географии на тему: "мировое машиностроение" Ученика 10 "Е" класса
Краткая характеристика отдельных отраслей стр
Реферат по географии Тема : \"Гловальные проблемы человечества\" ученика 11\"А\" класса Павлюка Дениса iconРеферат по географии ученика гимназии №1530 10"миф" класса Кузина Виталия. Тема: "Энергетические
Установки с пневматическим преобразователем Волновая энергетическая установка "Каймей" Норвежская промышленная волновая станция Английский...
Реферат по географии Тема : \"Гловальные проблемы человечества\" ученика 11\"А\" класса Павлюка Дениса iconРеферат по географии ученика 7 "В" класса Бахвалова Андрея Тема: Айсберги
От них периодически откалываются айсберги. На контакте с морем ускоряется движение ледяных потоков, их концы всплывают, образуя плавучие...
Реферат по географии Тема : \"Гловальные проблемы человечества\" ученика 11\"А\" класса Павлюка Дениса iconРеферат по географии Международное разделение труда и экономическое единство мира в ХХ веке. Ученика 11 ''А'' класса
Относительные преимущества 5 две тенденции в экономике наций и всего мира в целом. 7
Реферат по географии Тема : \"Гловальные проблемы человечества\" ученика 11\"А\" класса Павлюка Дениса iconРеферат по географии: Проблемы Мирового океана Оля Николаева, ученица 10 "б" класса срптл-и
Именно Океан стал колыбелью жизни на Земле; сейчас в нём обитает около 4/5 всех живых существ планеты
Реферат по географии Тема : \"Гловальные проблемы человечества\" ученика 11\"А\" класса Павлюка Дениса iconРеферат по географии: Проблемы Мирового океана Оля Николаева, ученица 10 "б" класса срптл-и
Именно Океан стал колыбелью жизни на Земле; сейчас в нём обитает около 4/5 всех живых существ планеты
Реферат по географии Тема : \"Гловальные проблемы человечества\" ученика 11\"А\" класса Павлюка Дениса iconРеферат по географии ученика хх класса хх хххххххххх хххххххххххххххх Санкт-Петербург, 1998
Природа Швеции. Природные ресурсы. Население Швеции. Трудовые ресурсы. 5 Государство всеобщего благосостояния в Швеции. 6 Политическая...
Реферат по географии Тема : \"Гловальные проблемы человечества\" ученика 11\"А\" класса Павлюка Дениса iconРеферат по географии ученика хх класса хх хххххххххх хххххххххххххххх Санкт-Петербург, 1998
Природа Швеции. Природные ресурсы. Население Швеции. Трудовые ресурсы. 5 Государство всеобщего благосостояния в Швеции. 6 Политическая...
Реферат по географии Тема : \"Гловальные проблемы человечества\" ученика 11\"А\" класса Павлюка Дениса iconРеферат по географии Работу Ученица 9 "Б" класса Казакова Анна Научный

Разместите кнопку на своём сайте:
txt.rushkolnik.ru



База данных защищена авторским правом ©txt.rushkolnik.ru 2012
обратиться к администрации
txt.rushkolnik.ru
Главная страница