Когда возникает объект обложения земельным налогом?




НазваниеКогда возникает объект обложения земельным налогом?
Дата конвертации10.05.2013
Размер40.36 Kb.
ТипТексты
Проблемы уплаты земельного налога: разъяснения Минфина Спецрежим в виде упрощенной системы налогообложения предполагает замену ряда налогов, таких как налог на прибыль организаций, НДС, НДФЛ, налогом, уплачиваемым при применении УСНО. При этом "упрощенцы" остаются плательщиками земельного налога.
Несмотря на то что гл. 31 "Земельный налог" НК РФ действует уже пять лет (с 1 января 2005 года), вопросов по ее применению меньше не становится. Плательщики земельного налога часто сталкиваются с непреодолимыми преградами на пути оформления земельных отношений и уплаты данного налога. Финансисты, в свою очередь, разъясняют отдельные положения гл. 31 НК РФ. В данной статье мы рассмотрели последние разъяснения Минфина, а также мнения арбитражных судов по вопросам исчисления и уплаты земельного налога.
Когда возникает объект обложения земельным налогом?
Весьма распространена следующая ситуация: покупается объект недвижимости, принимается на баланс организации, а земельный участок под этим объектом то ли оформлен, то ли нет. Надо ли платить земельный налог?
Согласно ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Основанием для признания организации плательщиком земельного налога являются выданные в установленном порядке документы (свидетельства, государственные акты, решения и т.п.) о соответствующем праве на землю, сведения из которых учитываются непосредственно для целей налогообложения, а также документы, служащие основанием для регистрации прав на земельный участок.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
При этом п. 2 ст. 8 ГК РФ установлено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Таким образом, если права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента их регистрации, государственная регистрация этих прав носит правообразующий характер, а в случае, когда право на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает в соответствии с федеральным законом не с момента государственной регистрации, она носит правоподтверждающий характер.
Если право на земельный участок появляется у организации в силу закона, она обязана уплачивать земельный налог с момента возникновения такого права.
При этом на основании п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиком земельного налога также признается лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления до вступления в силу Закона N 122-ФЗ. Аналогичные разъяснения приведены и в Письме Минфина РФ от 12.10.2009 N 03-05-05-02/62.
Таким образом, согласно п. 1 ст. 6 Закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.
При этом, как следует из п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Закона N 122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в реестре. Поэтому на основании п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
Поскольку при универсальном правопреемстве (реорганизация юридических лиц, за исключением выделения, а также наследование) вещные права на земельные участки, упомянутые в п. 1 ст. 388 НК РФ, переходят непосредственно в силу закона, правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права (Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 54)).
Из вышесказанного следует, что основанием для взимания земельного налога является документ, подтверждающий право собственности или право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, а организация может быть признана плательщиком земельного налога только в отношении тех земельных участков, на которые у нее оформлены правоустанавливающие документы (Письмо Минфина РФ от 23.04.2009 N 03-05-05-02/24).
Чтобы оформить правоустанавливающие документы на земельный участок, необходимо его сформировать и провести в отношении него государственный кадастровый учет. Только после этого возникает объект налогообложения. Такая позиция Минфина представлена как в Письме от 30.12.2009 N 03-05-05-02/88, так и в более ранних письмах (Письмо от 23.04.2009 N 03-05-05-02/23). Она согласуется и с позицией ВАС (п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ N 54).
Являются ли объектом обложения земельным налогом части земельного участка, по которым существуют ограничения (обременения) права: зона воздушных линий электропередач, водоохранная зона водного объекта, охранная зона газораспределительной сети?
По мнению финансистов, представленному в Письме от 23.04.2009 N 03-05-05-02/23, поскольку гл. 31 НК РФ не определены особенности налогообложения земельных участков, часть которых обременена сервитутом, собственник такого земельного участка признается плательщиком земельного налога в отношении всего земельного участка, в том числе часть которого обременена сервитутом.
Организация является собственником земельных участков, которые передает управляющей компании для включения их в состав паевого инвестиционного фонда (ПИФ). Поскольку при этом право собственности у организации на переданные участки прекращается и возникает право общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев, кто несет обязанность по уплате земельного налога в отношении данных участков?
Мнение финансистов по этому вопросу представлено в письмах от 15.04.2009 N 03-05-05-02/14, от 20.04.2009 N 03-05-05-02/17.
В соответствии со ст. 1014 ГК РФ и ст. 11 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее - Закон N 156-ФЗ) по общему правилу учредителем доверительного управления является собственник имущества, который передает это имущество управляющей компании для включения его в состав ПИФ с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления.
При передаче недвижимого имущества в состав ПИФ право собственности учредителя доверительного управления на передаваемое имущество прекращается и возникает право общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев, которое подлежит государственной регистрации в ЕГРП (п. 2 ст. 11 Закона N 156-ФЗ).
Между тем согласно п. 30 Методических рекомендаций об особенностях государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в составе паевого инвестиционного фонда, и сделок с ним (Приказ Росрегистрации от 25.07.2007 N 157) при государственной регистрации права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, находящееся в составе ПИФ, в ЕГРП указывается, что собственниками такого имущества являются владельцы инвестиционных паев соответствующего паевого инвестиционного фонда, без указания имен (наименований) владельцев инвестиционных паев и размеров принадлежащих им долей в праве общей долевой собственности.
Кроме того, следует отметить, что доля в праве собственности на имущество (в том числе на земельный участок), переданное в доверительное управление управляющей компании, удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой этой управляющей компанией (инвестиционный пай), которая не является правоустанавливающим документом на это имущество (в том числе на земельный участок).
Данные обстоятельства не позволяют определить владельцев инвестиционных паев в качестве плательщиков земельного налога в отношении земельных участков, составляющих ПИФ.
Управляющая компания также не может быть признана плательщиком земельного налога в отношении земельных участков, составляющих ПИФ, поскольку осуществляет лишь доверительное управление этим фондом, не обладая правомочиями собственника на эти земельные участки.
В соответствии со ст. 10 Закона N 156-ФЗ ПИФ, представляя собой обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление, и имущества, полученного в процессе такого управления, не является юридическим лицом.
Учитывая, что для целей НК РФ под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, и иностранные юридические лица, а также принимая во внимание положения ст. 388 НК РФ, ПИФ не может быть признан плательщиком земельного налога в отношении имущества, составляющего этот фонд.
Организация приобрела здание, находящееся на чужом земельном участке, на основании договора купли-продажи. Должны ли мы уплачивать земельный налог?
Основанием для взимания земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный участок, то есть зарегистрированное в установленном порядке право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования.
Вместе с тем при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник (ст. 35 ЗК РФ).
В случае приобретения права собственности на здание, строение или сооружение на основании договора купли-продажи необходимо учитывать положения ст. 552 ГК РФ, согласно которым по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования. При этом в случае продажи недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости (п. 3 ст. 552 ГК РФ).
Такое мнение представлено в Письме Минфина РФ от 17.04.2009 N 03-05-05-02/15.
Один предприниматель продал другому объект недвижимости с земельным участком по договору купли-продажи нежилых зданий. Договор и акт приемки-передачи датированы 25.12.2008, свидетельство о праве собственности - 21.01.2009. Кто обязан уплатить земельный налог за январь 2009 года? Дата возникновения (прекращения) права собственности на участок определяется по договору пакту приемки-передачи или по свидетельству о праве собственности?
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Исходя из этого основанием для взимания земельного налога является наличие у налогоплательщика правоустанавливающих документов на земельный участок. Такие разъяснения приведены в Письме Минфина РФ от 24.07.2009 N 03-05-06-02/66.
В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено ст. 396 НК РФ. При этом, если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав (п. 7 ст. 396 НК РФ). Таким образом, за январь 2009 года земельный налог обязан уплатить продавец.
Как определить налоговую базу по земельному налогу при владении помещением в многоквартирном доме?
Покупая квартиры в жилых домах, затем переводя эти помещения в нежилые (а сегодня часто сразу строятся первые этажи под офисы и другие нужды, отличные от жилья), налогоплательщики сталкиваются с проблемой выделения доли в общем имуществе в многоквартирных домах в целях определения налоговой базы по земельному налогу.
На основании ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, сформирован и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, то такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
По мнению финансистов, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, плательщиками земельного налога признаются собственники жилых и нежилых помещений этого дома (письма Минфина РФ от 02.09.2009 N 03-05-06-02/87, от 17.08.2009 N 03-05-06-02/80, от 25.12.2009 N 03-05-06-02/126).
Но если земельный участок, занимаемый жилым домом, в котором располагается нежилое помещение, принадлежащее организации на праве собственности, не сформирован, то в этом случае отсутствует объект обложения земельным налогом и, следовательно, в отношении такого земельного участка не может быть произведено исчисление земельного налога (Письмо Минфина РФ от 16.12.2009 N 03-05-05-02/84).
Часто у налогоплательщиков возникает вопрос об уплате земельного налога при аренде помещений в многоквартирном доме. Являются ли они в данном случае плательщиками земельного налога?
В соответствии со ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Пунктом 1 ст. 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. В связи с этим основанием для взимания земельного налога является наличие у налогоплательщика правоустанавливающих документов на земельный участок.
Исходя из вышесказанного организация не признается плательщиком земельного налога в отношении земельного участка, занимаемого многоквартирным домом, в котором находится нежилое помещение, используемое данной организацией по договору аренды (Письмо Минфина РФ от 10.08.2009 N 03-05-05-02/47).
Согласно п. 1 ст. 392 НК РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
Таким образом, для исчисления суммы земельного налога налогоплательщику необходимо уточнить внутреннюю площадь всех помещений, находящихся в жилом доме, рассчитать соотношение между внутренней площадью помещения, принадлежащего на правах собственности ООО, и внутренней площадью всех помещений жилого дома и соответственно определить долю в общей долевой собственности сособственников, равную доле на земельный участок. На практике это бывает сделать весьма затруднительно в силу того, что техническая инвентаризация жилых зданий не проводилась более пяти лет, а в отдельных случаях - более 35 лет. Естественно, что у налогоплательщиков возникает вопрос: как рассчитать земельный налог, если в здании произошли существенные изменения, которые не вносились в общий технический паспорт здания, имеется разница между фактическим состоянием площадей помещений и данными технического паспорта, составленного на дату последней инвентаризации?
По мнению финансистов, представленному в Письме от 30.12.2009 N 03-05-05-02/88, доля в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме для целей исчисления земельного налога может быть определена на основании имеющейся в органах, осуществляющих технический учет и инвентаризацию недвижимости, технической документации на жилой дом.
В данном случае согласиться с мнением финансистов можно лишь частично. С одной стороны, платить налог надо, и других документально зафиксированных данных кроме данных БТИ просто нет. А с другой стороны, изменения, произошедшие с момента последней инвентаризации, столь существенны, что это влияет на сумму налога. В этом случае налоговое законодательство не предусматривает никаких норм для органов, осуществляющих технический учет, в гл. 31 НК РФ не установлено никаких сроков по проведению инвентаризации для целей налогообложения. То есть по своей инициативе проводить инвентаризацию и вносить изменения они вряд ли будут.
В этом плане показательно Письмо Минэкономразвития РФ от 22.10.2009 N Д06-3008. Согласно ст. 390 НК РФ кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определяется Правительством РФ (ст. 66 Земельного кодекса РФ). Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила). Согласно этому документу государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в пять лет и не чаще одного раза в три года. Так вот на практике сроки, установленные законодательно, не выдерживаются. Правомерно ли пользоваться такими данными для исчисления земельного налога? По мнению Минэкономразвития, законодательно установлена периодичность проведения государственной кадастровой оценки земель, а не срок действия ее результатов. Применение кадастровой стоимости земельного участка в качестве налоговой базы по земельному налогу регулируется гл. 31 НК РФ. В то же время в налоговом законодательстве не установлен период действия результатов государственной кадастровой оценки земель. По мнению департамента, применение результатов государственной кадастровой оценки земель, проведенной более пяти лет назад, в целях налогообложения не противоречит налоговому законодательству РФ.
Возвращаясь к многоквартирному дому, собственнику нежилого помещения можно порекомендовать обращаться в БТИ с просьбой о проведении технической инвентаризации и внесении изменений в данные технического учета. А до тех пор - платить земельный налог на основании имеющихся документов. К сожалению, другого варианта пока нет.
Проблемы определения стоимости земельного участка На основании п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
При этом п. 3 ст. 391 НК РФ предусматривается, что налогоплательщики, являющиеся организациями, определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Порядок представления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, определен в ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В частности, сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, могут быть представлены в виде кадастровой выписки об объекте недвижимости, содержащей запрашиваемые сведения об этом объекте.
По мнению финансистов, представленному в Письме от 20.04.2009 N 03-05-05-02/18, определение налоговой базы по земельному налогу должно осуществляться организацией на основании документов, содержащих сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и выданных уполномоченным органом кадастрового учета. С 1 марта 2009 года в соответствии с Указом Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Когда должна применяться нормативная цена земли при исчислении земельного налога?
Согласно ст. 2 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ.
В соответствии со ст. 53 НК РФ налоговая база, которая представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения, и порядок ее определения по местным налогам устанавливаются НК РФ.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством НК РФ (ст. 390 НК РФ).
На основании п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
Согласно п. 13 ст. 3 Закона N 137-ФЗ в случае, если кадастровая стоимость земли не установлена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.
Постановлением Пленума ВАС РФ N 54 (п. 7) определено, что, если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, арбитражным судам следует руководствоваться положениями ст. 65 ЗК РФ и п. 13 ст. 3 Закона N 137-ФЗ, согласно которым в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.
В данном случае мнение финансистов совпадает с мнением арбитражных судей (письма Минфина РФ от 13.08.2009 N 03-05-04-02/55, от 12.08.2009 N 03-05-05-02/48).
Может ли быть изменена государственная кадастровая оценка земли в течение налогового периода?
В силу п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта этого года в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков".
Из данных норм НК РФ следует, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и для целей налогообложения не может изменяться в течение налогового периода (в том числе в связи с переводом земель из одной категории в другую, изменением вида разрешенного использования земельного участка), если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на указанную дату.
По мнению финансистов, представленному в Письме от 29.01.2009 N 03-05-06-02/05, например, в 2009 году возможно изменение налоговой базы по земельному налогу, определенной по состоянию на 1 января 2009 года, в случае, если в силу судебного решения в 2009 году были изменены результаты государственной кадастровой оценки земли, утвержденные по состоянию на 1 января 2009 года.
Какую кадастровую стоимость необходимо применять для исчисления земельного налога в случае, если площадь земельного участка в государственном акте больше (или меньше), чем площадь, указанная в кадастровом паспорте?
Порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков определен Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 N 52. По мнению Минфина, представленному в Письме от 11.03.2009 N 03-05-05-02/10, при исчислении земельного налога должна применяться кадастровая стоимость земельного участка доведенная до налогоплательщиков в вышеуказанном порядке. По вопросам, связанным с несоответствием данных, отражаемых в правоустанавливающих документах на земельный участок, данным кадастрового учета земельного участка, следует обращаться в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии или ее территориальные органы.
Какую ставку земельного налога применять?
В соответствии с п. 1 ст. 396 НК РФ сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Согласно ст. 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в пределах, определенных в данной статье. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка.
Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).
Земельный участок, принадлежащий одному налогоплательщику, имеет более одного вида разрешенного использования. Должны ли в отношении данного участка применяться различные ставки земельного налога?
Согласно Приказу Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 "Об утверждении Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" для земельных участков с более чем одним видом разрешенного использования выбирается максимальное значение кадастровой стоимости.
Главой 31 НК РФ не предусмотрено исчисление земельного налога в отношении земельного участка, принадлежащего одному налогоплательщику, с применением различных налоговых ставок, установленных в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка.
В отношении земельного участка, принадлежащего одному налогоплательщику, с более чем одним видом разрешенного использования применяется налоговая ставка, установленная в отношении того вида разрешенного использования земельного участка, которому соответствует установленная для него кадастровая стоимость (налоговая база). Такое мнение финансистов представлено в Письме от 25.06.2009 N 03-05-04-02/46.
У организации в собственности находится земельный участок, в отношении которого установлено два вида разрешенного использования. Какую ставку земельного налога следует применять в отношении данного земельного участка, если представительным органом муниципального образования утверждены разные ставки для указанных видов разрешенного использования участка?
В Письме от 24.02.2009 N 03-05-04-02/15 финансисты также приходят к выводу, что в отношении земельного участка с более чем одним видом разрешенного использования следует применять налоговую ставку, установленную в отношении того вида разрешенного использования земельного участка, которому соответствует установленная для него кадастровая стоимость (налоговая база). Но при этом они рекомендуют налогоплательщикам обратиться в органы муниципального образования.
В соответствии с п. 2 ст. 34.2 НК РФ финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения нормативно-правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.
По мнению финансистов, при рассмотрении обращений налогоплательщиков по вопросу о применении нормативно-правового акта муниципального образования в части налоговых ставок по земельному налогу в отношении земельного участка с более чем одним видом разрешенного использования (согласно правоустанавливающему документу) финансовому органу муниципального образования необходимо руководствоваться информацией, запрошенной в органах Роснедвижимости, о том, в соответствии с каким видом разрешенного использования определена кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего налогоплательщику.
При этом Минфин рекомендует во избежание разногласий между налоговым органом и налогоплательщиками по применению нормативно-правового акта муниципального образования о земельном налоге представительному органу муниципального образования рассмотреть вопрос об установлении одной налоговой ставки для указанных в обращении видов разрешенного использования земельного участка.
Имеют ли право представительные органы муниципальных образований дифференцировать налоговые ставки, а также устанавливать налоговые льготы по земельному налогу, например в отношении земельных участков, на которых расположены объекты производственного назначения?
Согласно гл. 31 "Земельный налог" НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
Представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.
При этом представительные органы муниципальных образований вправе принимать решения об установлении дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка (п. 2 ст. 394 НК РФ).
По мнению Минфина, поскольку представительные органы муниципальных образований вправе дифференцировать налоговые ставки, а также устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков, вопрос о снижении ставок земельного налога или о предоставлении льгот по уплате земельного налога в отношении земельных участков, на которых расположены объекты производственного назначения, может быть решен представительными органами соответствующих муниципальных образований (Письмо Минфина РФ от 05.06.2009 N 03-05-06-02/49).
Для осуществления жилищного строительства строительная организация приобрела земельные участки. На момент регистрации права собственности земельные участки не были предназначены для жилищного строительства. В связи с этим производилось изменение их целевого назначения для осуществления жилищного строительства. С какого момента организация вправе применять ставку земельного налога в размере 0,3%: с даты регистрации права собственности или с даты изменения целевого назначения земельных участков? С какого момента в отношении данных земельных участков применяется повышающий коэффициент 2? Какую дату считать датой постройки объекта недвижимости?
Исходя из норм Налогового кодекса налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в том числе в зависимости от изменения вида разрешенного использования земельного участка), если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на указанную дату.
Таким образом, изменение вида разрешенного использования земельного участка, влияющее на величину кадастровой стоимости земельного участка и произошедшее в течение налогового периода, учитывается при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде.
На основании п. 15 ст. 396 НК РФ в отношении земельного участка, приобретенного (предоставленного) в собственность организации на условиях осуществления на нем жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы земельного налога производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данный земельный участок вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Следовательно, предусмотренная п. 1 ст. 394 НК РФ ставка земельного налога в размере 0,3% и повышающие коэффициенты, установленные п. 15 ст. 396 НК РФ, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, могут применяться лишь со следующего налогового периода.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства не позднее срока, который предусмотрен договором и должен быть единым для участников долевого строительства, которым застройщик обязан передать объекты долевого строительства, входящие в состав многоквартирного дома или в состав блок-секции многоквартирного дома, имеющей отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
При этом обязательства застройщика считаются исполненными с момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства (ст. 12 Закона N 214-ФЗ).
Учитывая, что право собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства подлежит государственной регистрации на основании документов, подтверждающих факт его постройки (разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома), и передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства, полагаем, что обязанность организации-застройщика по применению повышающих коэффициентов, установленных п. 15 ст. 396 НК РФ, прекращается с момента исполнения этой организацией обязательств перед всеми участниками долевого строительства в порядке, определенном ст. 12 Закона N 214-ФЗ (Письмо Минфина РФ от 05.05.2009 N 03-05-05-02/25).
Отчетность "упрощенцев" по земельному налогу Согласно ст. 393 НК РФ налоговым периодом по уплате земельного налога признается календарный год, а отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются I, II и III кварталы календарного года.
В соответствии с п. 1 ст. 398 НК РФ налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями и использующие принадлежащие им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию.
Согласно п. 2 ст. 398 НК РФ начиная с 1 января 2009 года указанная категория налогоплательщиков, за исключением налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, установленные гл. 26.1 и 26.2 НК РФ, уплачивающая в течение налогового периода авансовые платежи по земельному налогу, по истечении отчетного периода представляет в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не обязаны подавать по земельному налогу налоговые расчеты за отчетный период. Однако авансовые платежи по данному налогу уплачиваются по итогам отчетного периода в прежнем порядке.
Обязан ли индивидуальный предприниматель представлять авансовые расчеты по земельному налогу в 2009 году, если по видам осуществляемой деятельности предприниматель применяет два специальных режима: УСНО и ЕНВД, установленные соответственно гл. 26.2 и 26.3 НК РФ?
В случае, если предпринимательская деятельность индивидуального предпринимателя, применяющего УСНО и ЕНВД, осуществляется на одном земельном участке, указанный индивидуальный предприниматель не освобождается от обязанности по представлению налоговых расчетов по авансовым платежам по земельному налогу в отношении такого земельного участка.
Если предпринимательская деятельность индивидуального предпринимателя, применяющего УСНО и ЕНВД, осуществляется на разных земельных участках, индивидуальный предприниматель обязан представлять налоговые расчеты по авансовым платежам по земельному налогу лишь в отношении земельного участка, на котором осуществляется предпринимательская деятельность, в отношении которой применяется система налогообложения в виде ЕНВД.
Такие разъяснения представлены в Письме Минфина РФ от 06.04.2009 N 03-11-09/123.
Вместо заключения
Проблем с уплатой земельного налога, судя по всему, в ближайшее время меньше не будет. Спорных вопросов - тоже.
Что касается нормативно-правовых актов представительных органов муниципальных образований, касающихся вопросов уплаты земельного налога, то Минэкономразвития дает такие советы. Согласно положению о Минэкономразвития министерство не уполномочено проверять легитимность нормативно-правовых актов субъектов РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативно-правовым актом органа исполнительной власти субъекта РФ нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативно-правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Также сообщаем, что в силу ч. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативно-правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативно-правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативно-правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (Письмо Минэкономразвития РФ от 02.06.2009 N Д06-1512). Остается только идти в суд.
Будут ли вноситься изменения в законодательство Российской Федерации, регламентирующее установление и уплату земельного налога, арендных платежей за землю, а также определение кадастровой стоимости земельных участков? По мнению Минфина, согласованному с Минэкономразвития и Минрегионом, внесение изменений в законодательство Российской Федерации, регламентирующее установление и уплату земельного налога, не требуется (Письмо Минфина РФ от 22.06.2009 N 03-05-05-02/33).
Е.П. Зобова,
главный редактор журнала "Упрощенная система налогообложения:
бухгалтерский учет и налогообложение" "Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, 4, март, апрель 2010 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Когда возникает объект обложения земельным налогом? iconВозникает ли объект обложения налогом на прибыль?
В каких случаях этого не избежать? Как определить величину дохода, учитывая, что договор, на основании которого имущество передается...

Когда возникает объект обложения земельным налогом? iconУчастки под многоквартирными домами: проблемы обложения земельным налогом в соответствии с подпунктом 7 п. 1 ст. 1, ст
Минфина России от 23. 06. 2010 n 03-05-05-02/43. В обоснование такой позиции можно привести следующие аргументы

Когда возникает объект обложения земельным налогом? iconОсновные причины возникновения трудностей, по мнению автора, таковы
...

Когда возникает объект обложения земельным налогом? iconЗданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды
Юридические лица могут использовать земельные участки, которые не признаются объектом налогообложения земельным налогом. К таким...

Когда возникает объект обложения земельным налогом? iconПример: работником организации является инвалид II группы. За
...

Когда возникает объект обложения земельным налогом? icon"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, n 46
Опыт проведения аудиторских проверок показывает, что не все налогоплательщики в должной мере понимают специфику учета и обложения...

Когда возникает объект обложения земельным налогом? iconЗемельный налог: разъяснили Ничего не забыли?
Вас выпустил документ Постановление от 23. 07. 2009 n 54 (далее Постановление n 54), в котором рассмотрел некоторые спорные вопросы,...

Когда возникает объект обложения земельным налогом? iconНалогом на добавленную стоимость (далее ндс)
Особенности налогообложения коммерческой деятельности бюджетного учреждения При анализе особенностей налогообложения предпринимательской...

Когда возникает объект обложения земельным налогом? iconПродажа объекта недвижимости: особенности бухучета и налогообложения На практике нередко возникает ситуация, когда организации-собственнику требуется продать объект недвижимости
Что, в свою очередь, оказывает влияние на порядок отражения операций по сделке в бухгалтерском и налоговом учете продавца. Об этом...

Когда возникает объект обложения земельным налогом? iconА. Г. Доброй ночи. Не знаю, что возникает у вас в сознании, когда произносят слова недостающее звено, у меня возникает ужас от того, что пытаясь постичь всё, что нас окружает, в том числе и нас самих, получив, к
Постоянный адрес произведения

Разместите кнопку на своём сайте:
txt.rushkolnik.ru



База данных защищена авторским правом ©txt.rushkolnik.ru 2012
обратиться к администрации
txt.rushkolnik.ru
Главная страница