Реферат по педагогике психолого-педагогические проблемы использования компьютерных игр, программ с игровой компонентой в образовании Студентка




НазваниеРеферат по педагогике психолого-педагогические проблемы использования компьютерных игр, программ с игровой компонентой в образовании Студентка
страница1/6
Дата конвертации01.06.2013
Размер62.22 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6
Психолого-педагогические проблемы использования компьютерных игр, программ с игровой компонентой в образовании МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ ПО ПЕДАГОГИКЕ
Психолого-педагогические проблемы использования компьютерных игр, программ с игровой компонентой в образовании Студентка:
Гойтина Ю.В.
Факультет:
информатика 21 группа
Преподаватель:
Климова
Татьяна Егоровна
Магнитогорск, 2000г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е ВСТУПЛЕНИЕ (2) ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КОМПЬЮТЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ (4) КОМПЬЮТЕР КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И
РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ (12)
КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА: УЧИМ ИЛИ ИГРАЕМ? (16)
КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ (23)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР (31)
ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХ
ПРОГРАММ (32)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (33)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (34)
ВСТУПЛЕНИЕ.
Актуальность психолого-педагогических проблем компьютеризации обучения значительно возросла. На первом этапе школьной компьютеризации решались в основном задачи, связанные с материально-техническим обеспечением, разработкой учебных программ и методических пособий, подготовкой преподавательских кадров. Этот этап характеризуется осознанием того, что отставание в области компьютерного обучения недопустимо. Однако недостаточность средств препятствовала немедленному решению поставленных задач в полном объеме. Многие важные проблемы отодвигались на второй план или решались путем вынужденного компромисса (примером может служить «безмашинный» вариант обучения).
По мере создания материально-технической базы все острее вставали вопросы, связанные с разработкой психолого-педагогических основ компьютерного обучения. Выяснилось, что их недооценка может привести к весьма серьезным последствиям. Вместо навыков и желания работать с ПК может возникнуть устойчивое психологическое «отталкивание», потеря у учащегося интереса к самостоятельному получению знаний, пассивность мысли, инертность и др.
Важно обеспечить опережающее развитие теории, обосновать и верифицировать оптимальные способы применения ПК в обучении.
Одно из наиболее важных направлений работы связано с применением компьютерных игр. Соединение эмоциональной привлекательности, которое присуще игре, и аудиовизуальных, вычислительных, информационных и др. возможностей ВТ несет в себе большой дидактический потенциал, который может и должен быть реализован в школьной практике.
Игра занимает наибольший удельный вес в общении учащихся с машиной. Знакомясь с устройством ПК и приступая к изучению языка программирования, школьники, прежде всего, спрашивают, нельзя ли будет поиграть с компьютером; подобные факты для многих учителей оказываются неопровержимым аргументом в пользу игр.
Достоинства компьютерных игр связывают, прежде всего, с повышением мотивации к деятельности. Подчас и сам ПК рассматривается учащимися (особенно в младшем школьном возрасте) как игрушка, которая вместе с новизной теряет и свою привлекательность.
В результате эмоциональная привлекательность компьютерных игр не только мало способствует достижению учебных целей; но нередко идет им в ущерб: происходит подмена этих целей чисто игровыми.
По своей дидактической направленности наиболее распространенными и действенными оказались игры, предназначенные для контроля и оценки знаний и умений учащихся. Определенные успехи достигнуты при обучении дошкольников и младших школьников: имеется, например, ряд обучающих программ, позволяющих ознакомить детей этого возраста с понятием баз данных и языками запроса к ним, освоить клавиатуру и т.д. Создано также немало компьютерных игр, которые успешно применяются для формирования навыков чтения, письма и счета.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КОМПЬЮТЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Можно выделить 3 группы психолого-педагогических проблем компьютерного обучения. К первой относятся проблемы теоретико-методологического характера, ко второй – связанные с разработкой технологии обучения, к третьей – с проектированием обучающих программ.
В постановке и решении проблем каждой из выделенных групп применительно к компьютерным играм имеются свои особенности. Так, помимо пересмотра и уточнения многих традиционных понятий педагогической психологии и дидактики решения проблем, отнесенных к первой группе, предполагает также уточнение представлений о природе игры и ее психолого-педагогических особенностях.
Прежде всего, необходимо уточнить понятие «учебная игра». Несмотря на огромное количество игр, которое принято считать учебными, и лавинообразный рост числа публикаций, посвященных этой теме, смысл, который вкладывается в данное понятие, остается неясным.
Учебная игра – сложное системное образование, допускающее различные способы представления. В частности она может выступать как деятельность, как процесс, “вплетающийся” в иную деятельность, и как особая форма учебной деятельности. Каждое из этих представлений имеет свою сферу применимости.
Так, наиболее распространенное представление об игре как деятельности в строгом смысле применимо лишь к дошкольникам и развлекательным и спортивным играм, поскольку цели, средства и продукты деятельности непосредственно связаны с игрой. Если же речь идет об игре учебной, нет оснований говорить о деятельности в целом как об игровой. В случае когда игра представлена в виде процесса вплетенного в иную деятельность, на первый план выступает соотношение между прямыми и побочными продуктами игры. Основное требование, которое следует учитывать при разработке и применении игры в учебном процессе, заключается в том, чтобы достижение игровых целей (выигрыша, приза, рекорда и пр.) предполагало достижение и определенных учебных целей.
Следует указать еще на проблему классификации компьютерных учебных игр. Вопросы построения классификационных моделей, которые активно обсуждались и применительно к традиционным играм, приобрели особую актуальность для компьютерных игр: появился новый предмет исследования, для фиксации которого и ориентировки в нем наличия некоторой классификационной системы стало необходимостью.
Вторая группа психолого-педагогических проблем связана с разработкой технологии компьютерного обучения, то есть системы средств и способов их применения, которые позволяли бы эффективно использовать концептуальные положения при решении конкретных педагогических задач. Две проблемы имеют здесь особенно принципиальное значение. Это управление учебной деятельностью и уточнение места и функций игры в учебном процессе.
Управление учебной деятельностью должно быть непрямым и отсроченным. Акцент делается на замечаниях общего характера пожеланиях, метафорических высказываниях и т. д. Мера помощи, оказываемая учащемуся, должна быть меньшей, чем при решении неигровых учебных задач. Однако после завершения целостного фрагмента возможны и прямые указания на допущенные ошибки, оптимальный способ действия, реализованную стратегию.
Что касается листа компьютерной в учебном процессе, то здесь целесообразно выделить два момента:
Выявление множества учебных целей, для достижения которых применение компьютерной игры оказывается наиболее эффективной. Преимущество компьютерной игры связывают обычно с повышением мотивации, стимулированием инициативы и творческого мышления, вовлечением в учебную деятельность практически всех учащихся, приобретением ими опыта сотрудничества и системных представлений, «структурированием знаний», которые могут применяться в различных областях, их объединением в сложную и сбалансированную картину мира.
Это установление оптимального соотношения между игровыми и неигровыми формами компьютерного обучения. При частом употреблении игры происходит «насыщение» его, поддерживая мотивацию становится все труднее.
Оптимизация соотношений игровых и неигровых форм компьютерного обучения связано с использованием компьютерной игровой среды. Она не ограничивает действия строгим набором правил, дает ребенку большое «поле самостоятельности» и возможность выбора между игрой и не игрой.
Проектирование обучающих программ – сложный, имеющий системное строение многоуровневый процесс, выступающий связующим звеном между теорией и практикой компьютерного обучения. Получаемый «на выходе» этого процесса продукт – записанная на языке программирования или в машинном коде программа реализует определенные представления о теоретической модели и технологии обучения и следственно, содержит в снятом виде все предыдущие этапы разработки обучающих компьютерных программ.
Имеющиеся подходы к анализу и разработке игровых компьютерных игр берут, как правило, в качестве точки отсчета игровые характеристики либо особенности учебного материала, на котором учебная игра строится и эффективному усвоению которого она должна способствовать. При этом специфика учебной игры как особой формы учебной деятельности учитывается недостаточно. Более того, она и не может быть учтена достаточно полно, поскольку для этого необходима опора на развитую психолого-педагогическую теорию обучения учебной игры. Проектирование – творческий процесс, который требует специальной подготовки. Это касается не только овладения специальными знаниями и умениями, но организацией коллективной деятельности с другими разработчиками компьютерных игровых программ. Целесообразна организация специальной подготовки к проектированию, рассчитанная на различные профессиональные группы разработчиков-программистов, педагогов, психологов, преподавателей, а также учащихся и студентов, которая может быть построена в форме творческого тренинга.
Исследования закономерностей обучения информатики и вычислительной технике, а также использованием компьютеров в учебном процессе составляют приоритетные направления в педагогической психологии и педагогической практике. Изучение информатики и вычислительной техники, использование компьютеров в обучении составляют комплексную проблему, успешное решение которых возможно в совместной работе педагогов и психологов, логиков и математиков, преподавателей и учителей. Одним из важнейших является вопрос о начальном этапе освоения компьютерной грамотности. Начинать ли обучение в 15 лет или 11 – 12 лет, когда сложилась система основных операций и созданы возможности решать интеллектуальные задачи в уме или на более ранних этапах. На разных возрастных ступенях развития интеллектуальных операций использования компьютеров для решения интеллектуальных задач может принести как пользу, так и вред. Известно, например, что использование микрокалькулятора в период интенсивного развития интеллектуальных операций задерживает умственное развитие. Необходимо предупредить нежелательные последствия использования компьютеров в обучении.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Реферат по педагогике психолого-педагогические проблемы использования компьютерных игр, программ с игровой компонентой в образовании Студентка iconКогда наступает Аврал-неоплачиваемые переработки в игровой индустрии
Аврала'(Crunch Time)—неоплачиваемых сверхурочных в индустрии производства компьютерных игр и причинах, по которым это происходит
Реферат по педагогике психолого-педагогические проблемы использования компьютерных игр, программ с игровой компонентой в образовании Студентка iconТема: Влияние компьютерных игр на развитие детей младшего школьного возраста
Лузина Евгения, студентка бакалавриата 1 курса специальности Педагогика
Реферат по педагогике психолого-педагогические проблемы использования компьютерных игр, программ с игровой компонентой в образовании Студентка iconКонференции: Педагогические методы и технологии обучения в профессиональном образовании
Бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Омской области "Калачинский аграрно-технический техникум",...
Реферат по педагогике психолого-педагогические проблемы использования компьютерных игр, программ с игровой компонентой в образовании Студентка iconРеферат по дисциплине: История отечества Тема: "Историческая личность: Александр ii" Выполнила студентка 1 курса
Министерство общего и профессионального образования московский психолого-социальный институт
Реферат по педагогике психолого-педагогические проблемы использования компьютерных игр, программ с игровой компонентой в образовании Студентка iconРеферат по дисциплине: История отечества Тема: реформы ивана IV грозного выполнила студентка 1 курса
Министерство общего и профессионального образования московский психолого-социальный институт
Реферат по педагогике психолого-педагогические проблемы использования компьютерных игр, программ с игровой компонентой в образовании Студентка iconРеферат по дисциплине: История отечества Тема: "Историческая личность: Александр ii" Выполнила студентка 1 курса
Министерство общего и профессионального образования московский психолого-социальный институт
Реферат по педагогике психолого-педагогические проблемы использования компьютерных игр, программ с игровой компонентой в образовании Студентка iconВ. П. Зинченко Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения д. Б. Эльконина в. В. Давыдова) Рекомендовано Министерством образования Российской Федерац
Скрыть структуру Страница Описание Версия для печати Зинченко В. П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы...
Реферат по педагогике психолого-педагогические проблемы использования компьютерных игр, программ с игровой компонентой в образовании Студентка iconЗ. И. Енина, Т. Е. Лапшина, Лицей N1 вгту
Из опыта создания компьютерных обучающих программ и их использования в преподавании химии в политехническом лицее n1 г. Воронежа
Реферат по педагогике психолого-педагогические проблемы использования компьютерных игр, программ с игровой компонентой в образовании Студентка iconMultiverse Network mmog платформа, включающая сервер, клиент, и инструментарий. (Бесплатный для разработки и use-revenue sharing для коммерчесских продуктов)
Клиент/Серверный игровой движок, написанный на языке Java, содержащий api для онлайновых игр реального времени, будь-то ИаИки, Иахматы,...
Реферат по педагогике психолого-педагогические проблемы использования компьютерных игр, программ с игровой компонентой в образовании Студентка iconСодержание [убрать]
Жанры компьютерных игр Материал из Википедии — свободной энциклопедии (Перенаправлено с Классификация компьютерных и видеоигр) Перейти...
Разместите кнопку на своём сайте:
txt.rushkolnik.ru



База данных защищена авторским правом ©txt.rushkolnik.ru 2012
обратиться к администрации
txt.rushkolnik.ru
Главная страница