Проект выполнили: у ченики 4 5 классов Пионерской сош группы: «Литераторы»




НазваниеПроект выполнили: у ченики 4 5 классов Пионерской сош группы: «Литераторы»
Дата конвертации09.06.2013
Размер21.88 Kb.
ТипИсследовательская работа
Русский героический эпос

Проект
выполнили:

у
ченики 4
-
5 классов

Пионерской СОШ

Группы: «Литераторы», «Историки», «Богатыри»


Цель исследования:

Изучить русский героический эпос и показать сходство
характера современного человека и персонажей русских былин



Гипотеза:


Предположим,

что

былины

и

былинные

герои

это

не

вымысел,

а

сказания,

которые

дошли

до

наших

дней

и

стали

историей

нашего

государства,

а

такие

черты

характера,

как

мужество,

честность,

мудрость,

благородство,

делают

героев

русских

былин

современными
.


Работая
над темой, мы
узнали:

1
.

Что

такое

былины

и

как

они

рождались
.

2
.

Кто

главные

герои

былин
.


2. Какую
роль играют былины в жизни
человека.

3
. В какое
время жили
богатыри.

4. Какие существуют циклы былин.

5
.

Чему

учат

былины
.

6
.

Как

питались

богатыри
.

7
.

Почему

богатыри

такие

сильные
.







Исследовательская работа

в группах

Социальный опрос
групп

1 группа
«Историки»

3 группа
«Богатыри»

2 группа
«Литераторы»

Выводы

Группа «Историки»


Что такое былина?



Былина



русские народные эпические песни. Они повествуют о подвигах богатырей, содержащихся с чудовищами или вражеским войском, отправляющихся в загробный мир или еще каким


либо образом
проявляющих свою силу, удаль, храбрость
.



первые термин
былины

был введѐн в
1839 году ваном ахаровым в
сборнике «есни русского народа».


ародное же название этих
произведений
«старина,



старинушка
, старина».


Былины: вымысел или история с элементами фантастики?


ольшинство
известных нам
былин создавалось
в 9
±

12
веках. днако, можно заметить в текстах былин отголоски событий и быта гораздо более поздних эпох (16 и даже 19 веков). очему так происходило
?


«алеко не все события и герои, воспетые в былинах,

оставались
в памяти потомков. Ранее возникшие

произведения
перерабатывались применительно к новым

событиям
и новым людям, иногда прежним героям

приписывались
подвиги, совершаемые позднее.

Так
в течение столетий складывался особый мир былин, который объединил в себе людей из разных столетий и эпох.

Так
, все киевские богатыри становились современниками

одного
князя ладимира, хотя им приходилось сражаться

с
врагами, досаждавшими Руси с 10 до 16 веков».


Карта былинного мира

Группа «Литераторы"


Классификация циклов

Существует два цикла
былин

Новгородский цикл

Киевский цикл


Главные

герои

былин



богатыри,

люди

исключительные,

наделенные

чертами,

которыми

не

обладает

обычный

человек
:

невиданной

силой,

безграничной

храбростью,

особенным

умением

или

талантом
.

В

центре

былины



образы

богатырей,

наделенными

моральными

качествами,

самоотверженно

преданных

Родине
.


Киевский цикл
былин

Особенности:


Действие
происходит в Киеве или около него.


В центре повествования стоит князь Владимир.


Основная тема: защита Русской земли от кочевников.


Герои
: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Вольга

и
Микула
Селянинович
.


Илья Муромец


В
образе любимого богатыря народ создал поэтическую биографию
крестьянского сына

с
его спокойной уверенностью в себе и чуждой аффектации силой.


Первый
подвиг, который соверши л Илья Муромец после исцеления,
-

это корчевка пней и расчистка для пашни.



лавнейший
герой русских былин, только сюжет
о
его битве с оловьем
-
азбойником имеет более
ста вариантов.


о 30 лет лья сидел сиднем, не
владея руками и ногами, затем получил чудесное исцеление и богатырскую силу от калик перехожих (странствующих паломников). го
личность символизирует переход от «старших» богатырей к «младшим»: он был знаком со вятогором и тот, согласно некоторым вариантам, перед смертью передал ему часть своей великой силы (по другим лья отказался от
нее). былинах лья уромец предстает перед нами как «старый казак», обладающий недюжинной силой, могучий и мудрый.



Добрыня Никитич


аиболее
популярный после льи уромца герой русского эпоса.
амый «интеллигентный
» из былинных
богатырей; в нем воплощены те качества, которые народ в совокупности обозначал словом « вежество
»:
образованность, прекрасное воспитание, знание норм этикета, умение играть на гуслях, ум (обрыня великолепно играет в шахматы). се это делает его особенно пригодным для дипломатических поручений: в былинах он часто представляет интересы князя ладимира в заграничных землях. роме перечисленных качеств он, как и все богатыри, храбр и отважен. же с детства (с 12 или 15 лет) обрыня прекрасно владеет оружием.


Алёша Попович


ладший из знаменитой троицы былинных богатырей, сын ростовского попа
евонтия

(редко
±

едора).
звестен как молодецкой удалью, находчивостью и богатырской храбростью, так и вспыльчивостью, хвастовством. леша весел, насмешлив и остер на язык.
рагов он часто побеждает не силой, а военной хитростью: притворяется глухим и заставляет противника подойти поближе, под каким
-
нибудь предлогом
вынуждает врага обернуться и т.п.

Вольга

Святославович (
Волх
)



мя героя,
олх
, указывает на то, что родился великий кудесник, волхв. н рождением связан с природой, как с природой и борьбой с ней была связана вся жизнь первобытного человека. редки русских, раньше чем стать земледельцами, зависели от охоты, которая когда
-
то была основной формой
добычи средств существования. огда
олх

рождается, звери,
рыбы и птицы в страхе прячутся: родился великий охотник.
олх

умеет обращаться в животных: рыб он ловит в образе щуки, птиц
²

обернувшись соколом, лесных зверей
²

серым
волком. н чародей и оборотень.



н
воюет так же, как охотится: путем волшебного умения, «хитрости
-
мудрости».



лемянник
великого князя ладимира.


сех
удивлял силой
±

крепостью


богатырской
, а пуще того умом
±



разумом
не по годам молодым



Микула
Селянинович


ахарь, обладающий недюжинной силой.
ольга

сеславьевич

встретил его, когда в сопровождении дружины ехал за данью в города урчевец
,
рестьяновец

и реховец. рест иллер видел в икуле древнее божество земледелия; таким образом, встреча его с ольгой

±

это встреча бога
-
охотника с богом
-
пахарем.
громная сила, способность с легкостью поднять тягу земную (что оказалось не под силу могучему вятогору), сближают его с так называемыми «старшими» богатырями
±

наиболее древними персонажами русского эпоса.


Новгородский
цикл былин

Особенности:


этом цикле затронуты социальные темы. Это обусловлено своеобразием жизни Новгорода, который вѐл торговлю со многими странами.


ерои
: Садко, асилий
услаевич
.


Василий
Буслаевич


ерой новгородского эпоса, отличающийся независимым и задиристым нравом.
асилий
±

силач и буян, взбунтовавшийся
против овгорода и учинивший настоящее сражение на
олховском

мосту.


Садко


ерой новгородских былин, гусляр, разбогатевший благодаря помощи морского царя. ился об заклад с другими новгородскими купцами, что сможет скупить все товары в городе (как правило, герой этот спор проигрывает). атем попал в царство к морскому владыке, где потешал его своей игрой на гуслях. о
совету иколы ожайского выбрал себе в жены ɑернавушку

-

воплощение новгородской реки,
благодаря чему смог вернуться домой из волшебного подводного мира.


Группа «Богатыри»

Чем питались богатыри?


сновной

пищей

богатырей

был

ржаной

хлеб,

всевозможные

каши,

особенно

овсяная,

рыба,

уха
.

ольшое

значение

придавалось

репе
.

е

случайно

о

ней

складывались

русские

народные

сказки

(«епка»,

«ершки

и

корешки»)
.



праздничные

дни

любимым

угощением

были

пряники,

пироги

с

грибами,

ягодами,

капустой
.

ногочисленные

варенья,

причем

не

только

из

ягод,

но

и

из

некоторых

овощей
:

морковь

с

медом

и

другие
.

акже

хозяйки

искусно

готовили

мясо

в

русской

печи,

употреблялось

мясо

дичи,

добытое

мужчинами

на

охоте
.

ить

богатыри

любили

целебные

медовые

пряные

сбитни

и

квасы,

настои

из

листьев

зверобоя,

мяты,

ромашки,

иван
-
чая,

лечебный

овсяный

и,

особенно,

льняной

кисель
.


Существовал ли особый режим питания у богатырей?


собый режим у богатырей существовал во время поста. уществовали однодневные и многодневные посты. днодневные посты установлены в среды и пятницы всего года, за исключением нескольких недель.
ногодневных постов
-

четыре: еликий,
етров, спенский и ождественский. о
время поста запрещалось употреблять в пищу продукты, в составе которых входило мясо, молоко и молочные ингредиенты, продукты содержащие яйца, рыбу, растительные масла и алкоголь.


Какие "виды спорта" предпочитали богатыри


сновные виды спорта у богатырей: улачный бой, стрельба из лука, борьба, поднятие тяжестей, лапта,
городки.



улачный
бой
-

«потеха» мужественного
русского народа, имел несколько разновидностей:


* тенка на стенку.


* одиночные бои


* массовые бои.




уществовали
они в оссии, начиная с глубокой древности до начала XX века. омимо развлечения, кулачный бой был своеобразной школой войны, развивающей у народа навыки, необходимые для защиты одины
.


улачные бои обычно проводились по праздникам, а разгул боѐв начинался во время асленичной недели. о количеству участников они делились на:
«улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу». етом бой проходил на площадях, зимой
²

на замѐрзших реках и озѐрах.




трельба

из

лука

²

искусство

или

практическое

умение

по

стрельбе

в

цель

(либо

на

дальность)

с

использованием

лука

и

стрел
.

скусство

стрельбы

из

лука

возникло

в

эпоху

позднего

палеолита

либо

раннего

мезолита
.



древних

русских

летописях

есть

упоминание

о

народной

игре

-

лапте
.




роме

того,

мы

считаем,

что

богатыри

любили

играть

в

лапту

и

городки
.

а

и

среди

предметов,

найденных

при

раскопках

древнего

овгорода,

обнаружено

немало

мячей

и

сама

лапта

(палка
-
бита),

давшая

название

игре
.

начит,

более

тысячи

лет

живет

эта

игра

в

народе
.




ородки

-

старинная

славянская

игра
.

ѐ

история

насчитывает

несколько

веков
.

поминание

о

городках

можно

найти

и

в

сказках,

и

в

старинных

легендах,

и

в

документах,

относящихся

к

истории

ревней

уси
.

Эта

игра

вошла

в

нашу

историю,

как

часть

национальной

культуры
.


Физические упражнения


одно из средств физического
развития и
воспитания


тренняя

гимнастика

±

система

физических

упражнений

для

развития

организма

и

укрепления

здоровья,

выполняемая

с

утра
.


тренняя

гимнастика

до

уроков

оказывает

благоприятное

воздействие

на

организм
.

на

способствует

регулированию

процессов

возбуждения

и

торможения

в

коре

головного

мозга
.

лияние

такой

гимнастики

на

центральную

нервную

систему

очень

важно,

так

как

мы

часто

приходим

в

школу

или

чрезмерно

возбуждѐнными,

или

заторможенными
.

оэтому

необходимо

проводить

гимнастику

до

начала

занятий
.


Во имя кого или чего
совершают
подвиги
богатыри?

народа русского

одины

для защиты от
захватчиков

во имя добра и
справедливости

люби мой

Каких богатырей вы знаете?

лья уромец

обрыня икитич

леша опович

икита ожемяка

вятогор

адко

Какими качествами
богатырей обладают мальчики
вашего класса?

0
1
2
3
4
5
6
3

4

4

3

1

6

1

1

3

1

3

Почетно ли в наше время быть богатырем?

да

нет

Можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу родину
в Великую
Отечественную войну?

14

0

0
2
4
6
8
10
12
14
16
да

нет

Динамические наблюдения участников проекта

Итоги нашей работы


одводя итог нашей работы можно с уверенностью сказать,
что
действительно былины
и былинные герои это не вымысел, а сказания, которые дошли до наших дней и стали историей нашего государства, а такие черты характера, как мужество, честность, мудрость, благородство, делают героев русских былин современными.


ылины учат нас:


ордится за свой народ и его героев


ыть верным одине


ыть честным, справедливым,
добрым и любить родину


ыть умным, сильным ,
храбрым и отважным


ɑтобы быть сильным и здоровым нужно правильно питаться и заниматься спортом.

«ужно
прожить жизнь так, чтобы принести как можно больше полезного, нужного, доброго для окружающих тебя людей, для своей одины, а если потребуется встать на защиту своей родины»



Похожие:

Проект выполнили: у ченики 4 5 классов Пионерской сош группы: «Литераторы» iconКомпьютерно игровая зависимость
Проект выполнили студенты группы иа 21: Глинский Владимир Иванович, Пак Александр Сергеевич, Кириченко Олег Игоревич.**. В нашем...
Проект выполнили: у ченики 4 5 классов Пионерской сош группы: «Литераторы» iconКраткое содержание проекта Учебный проект «Красота спасёт мир »
Филиал мбоу «Горельская сош» в с. Солдатская Духовка, Филиал мбоу «Цнинская сош №1» в с. Кузьмино-Гать, филиал мбоу «Стрелецкая сош»...
Проект выполнили: у ченики 4 5 классов Пионерской сош группы: «Литераторы» iconКраткое содержание проекта Учебный проект «Красота спасёт мир »
Филиал мбоу «Горельская сош» в с. Солдатская Духовка, Филиал мбоу «Цнинская сош №1» в с. Кузьмино-Гать, филиал мбоу «Стрелецкая сош»...
Проект выполнили: у ченики 4 5 классов Пионерской сош группы: «Литераторы» iconЧитель начальных классов мбоу сош №28 г. Балаково

Проект выполнили: у ченики 4 5 классов Пионерской сош группы: «Литераторы» iconВыполнили: дети старшей группы №12
Узнать, какие именно лекарственные растения помогают при простуде, болях в животе, проблемах с кожей, нервами
Проект выполнили: у ченики 4 5 классов Пионерской сош группы: «Литераторы» iconДень Матери внеклассное мероприятие в 1 классе
Составила Молчанова Людмила Сергеевна учитель начальных классов г г. Армавир, мбоу-сош №19
Проект выполнили: у ченики 4 5 классов Пионерской сош группы: «Литераторы» iconПрограмма работы с обучающимися группы риска, составная часть воспитательной работы в школе. Моу сош №1 с углубленным изучением отдельных предметов • Актуальность темы продиктована тем, что в настоящее время все больше становится подростков «группы риска»
«группы риска», которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержены негативным внешним воздействиям...
Проект выполнили: у ченики 4 5 классов Пионерской сош группы: «Литераторы» iconУрок окружающего мира в 4 классе Тема «Пустыни» Презентацию выполнила учитель начальных классов моу сош №20 г алаково Саратовской области Егорова М

Проект выполнили: у ченики 4 5 классов Пионерской сош группы: «Литераторы» iconМоу "сош п. Новосельский Ершовского района Саратовской области"
Проведена и подготовлена учащимися 9 и 11 классов под руководством учителя русского языка и литературы Столовой О. А. и
Проект выполнили: у ченики 4 5 классов Пионерской сош группы: «Литераторы» iconКнига мост в мир знаний
...
Разместите кнопку на своём сайте:
txt.rushkolnik.ru



База данных защищена авторским правом ©txt.rushkolnik.ru 2012
обратиться к администрации
txt.rushkolnik.ru
Главная страница