Большая Советская Энциклопедия (УЧ)




НазваниеБольшая Советская Энциклопедия (УЧ)
страница1/8
Дата конвертации21.06.2013
Размер115.47 Kb.
ТипТексты
  1   2   3   4   5   6   7   8
Большая Советская Энциклопедия (УЧ)



Уч-Аджи
Уч-Аджи',
посёлок городского типа в Байрам-Алийском районе Марыйской обл. Туркменской ССР. Расположен в Юго-Восточных Каракумах. Ж.-д. станция на линии Мары – Чарджоу. Каракулеводческий совхоз.





Учалы
Учалы',
город, центр Учалинского района Башкирской АССР. Расположен на вост. склоне хребта Уралтау, окружен озёрами; в 6 км
от ж.-д. станции Учалы (на линии Уфа – Челябинск), в 450 км к юго-востоку от Уфы. Горно-обогатительный комбинат (на базе медноколчеданных месторождений), картонно-рубероидный завод, масло-сырозавод, швейная фабрика. Музыкальное училище. Краеведческий музей.





Учами
Уча'ми
, река в Красноярском крае РСФСР, левый приток р. Нижняя Тунгуска (бассейна Енисея). Длина 466 км, площадь бассейна 21000 км
2
.
Течёт по Среднесибирскому плоскогорью в глубокой долине; образует пороги и шиверы. Питание снеговое и дождевое. Замерзает в октябре, вскрывается в мае. Основные притоки: Бирамба, Вэтэтэ – справа, Тере – слева.





Учан
Уча'н,
бывший город в Китае. С 1953 – часть города Ухань
.

 
У. основан в 3 в. В 6–13 вв. назывался Цзянся. В период правления династии Юань (13–14 вв.) стал провинциальным центром. В 1853 был занят повстанцами-тайпинами. Учанское восстание

1911 явилось началом Синьхайской революции
.
С октября 1938 по август 1945 находился в руках японских захватчиков. Освобожден от гоминьдановцев частями Народно-освободительной армии Китая в мае 1949.





Учанское восстание
Уча'нское восста'ние
1911, вооружённое восстание 10 октября 1911 в г. Учан (административный центр провинции Хубэй), положившее начало Синьхайской революции
.
Было поднято солдатами и сержантами т. н. новых войск (обученных и вооружённых по образцу иностранных буржуазных армий) учанского гарнизона при поддержке гражданского населения. Непосредственными организаторами и руководителями У. в. были революционные организации Вэньсюэшэ

и Гунцзиньхой
,
признававшие программу Тунмэнхоя
.
Восставшие свергли в Учане, а затем (11 и 12 октября 1911) в соседних городах Ханьяне и Ханькоу власть маньчжурской династии Цин, провозгласили независимость провинции Хубэй от пекинского правительства и введение республиканской формы правления. В течение первой недели после победы восстания Учанское военно-революционное правительство создало добровольческую революционную армию, основную солдатскую массу которой составляли крестьяне, рабочие, учащиеся. Учан превратился в главную базу революции. Восстание быстро распространилось на всю страну.
  Лит.:
Белов Е. А., Учанское восстание в Китае, М., 1971.
  Е. А. Белов.






Участия система
Уча'стия систе'ма
, в капиталистических странах система владения акционерными компаниями ценными бумагами др. акционерных компаний, на основе которой возникает многоступенчатая зависимость большого числа предприятий и фирм от финансовых групп или отдельных финансовых магнатов. См. Система участия
.






Учебная литература
Уче'бная литерату'ра,
произведения письменности и печати, создаваемые как средство обучения для определенной системы образования или переподготовки кадров, для конкретного учебного заведения или для самообразования.
  У. л. группируют по видам изданий: программно-методические – программы (рабочие, стабильные), методические указания к программам, методические письма и руководства; обучающие – буквари, учебники, учебные пособия (текстовые), лекции, конспекты лекций, сборники лекций; вспомогательные – хрестоматии, практикумы, сборники практических заданий, упражнений и задач, планы практических и семинарских занятий, атласы, сборники чертежей, рабочие тетради, лабораторные журналы; издания для чтения на иностранных языках, содержащие методический аппарат. Основной вид У. л. – учебник
.

  У. л. для начальных и средних общеобразовательных школ, профессионально-технических, средних специальных учебных заведений, вузов, школ партийно-политического просвещения, системы повышения квалификации специалистов имеет определенные жанровые особенности.
  В современном мировом книгоиздании У. л. занимает важное место. Так, по данным ЮНЕСКО, выпуск школьных учебников колеблется от 3,5% до 39% числа названий, что объясняется особенностями систем образования различных стран. В СССР действует единая система управления народным образованием и изданием У. л. для всех видов учебных заведений. В 1975 У. л. составила свыше 10% книжной продукции СССР по числу названий и более 26% по тиражу. У. л. для общеобразовательной школы издают учебно-педагогические издательства союзных республик на национальных языках (в автономных республиках У. л. на национальных языках выпускают соответствующие национальные издательства): «Просвещение» (РСФСР) на русском языке, «Радянська школа» (УССР), «Народная асвета» (БССР), «Укитувчи» (Узбекской ССР), «Мектеп» (Казахской ССР), «Ганатлеба» (Грузинской ССР), «Маариф» (Азербайджанской ССР), «Швиеса» (Литовской ССР), «Лумина» (Молдавской ССР), «Валгус» (Эстонской ССР), «Мектеп» (Кирг изскойССР), «Луис» (АрмянскойССР). Для вузов и др. специальных учебных заведений У. л. выпускают центральные отраслевые издательства («Колос», «Медицина» и др.), центральное издательство «Высшая школа» и республиканские издательства «Вища школа» (УССР), «Вышэйшая школа» (БССР), издательства крупных университетов, научные издательства союзных республик. У. л. для сети политпросвещения издаёт центральное издательство Политиздат.
  Лит.:
Печать СССР в 1975 г., М., 1976; Редактирование отдельных видов литературы, М., 1973.
  Б. Г. Тяпкин.






Учебная программа
Уче'бная програ'мма
в системе обучения

документ, определяющий содержание и объём знаний, умений, навыков, подлежащих обязательному усвоению по каждой учебной дисциплине, а также содержание разделов и тем с распределением их по годам обучения. У. п. иногда сопровождается объяснительной запиской, в которой раскрываются задачи обучения данному предмету, последовательность изучения материала, особенности методов и организационных форм обучения, связь с преподаванием др. предметов и т.д.
  Основные принципы построения У. п.: соответствие содержания современным достижениям науки, техники и культуры, социальным целям воспитания учащихся и развитию их творческих способностей; преемственность между изучаемым и ранее изученным материалами; взаимосвязь между учебными предметами, отражающая естественные связи между соответствующими явлениями объективного мира.
  Содержание образования
,
определяемое У. п., конкретизируется в учебниках
,
учебных пособиях и методических указаниях.
  В СССР действуют государственные У. п., единые для учебных заведений и специальностей одного типа и профиля.





Учебник
Уче'бник,
книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на современном уровне достижений науки и культуры; основной и ведущий вид учебной литературы. Для каждой ступени образования и вида учебных заведений (общеобразовательная школа, профессионально-технические, средние специальные и высшие учебные заведения и др.), а также для самообразования создаются У., отвечающие целям и задачам обучения и воспитания определенных возрастных и социальных групп.
  История У. начинается в глубокой древности. Шумерийские глиняные дощечки с учебными текстами насчитывают 4,5 тыс. лет. В античном мире некоторые сочинения древних авторов содержали систему научных знаний и использовались в качестве учебных книг, например «Начала» Евклида (около 300 до н. э.) служили У. геометрии в течение многих веков (до конца 19 в. насчитывалось 2500 печатных изданий «Начал» в разных странах). В средние века, когда церковь заняла господствующее место в просвещении, для обучения использовались богослужебные книги («Псалтырь», «Часослов» и др.). В связи с развитием книгопечатания духовенство лишилось монополии на образование (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7, с. 350–51). В 17 в. чешский педагог-гуманист Я. А. Коменский

обосновал роль и значение У. как массового учебного средства, реализующего основные принципы дидактики. Созданный им первый иллюстрированный У. «Мир чувственных вещей в картинках» (1658) явился образцом для создателей У. в течение нескольких столетий.
  Первым русским печатным У. была азбука (букварь), изданная Иваном Федоровым

во Львове в 1574. Из четырёх веков существования русских печатных У. 1-я треть приходится на букварно-грамматические У., среди которых наиболее значительны грамматика Зизания (1596), грамматика М. Смотрицкого (1619, служила У. более 100 лет до появления «Российской грамматики» М. В. Ломоносова в 1757), букварь Кариона Истомина (1694, полностью гравирован Л. Буниным), носивший светский характер. В 1703 вышла «Арифметика» Л. Магницкого, являвшаяся до конца 18 в. основным У. арифметики и алгебры. Характерно, что первой книгой гражданского шрифта, введённого Петром 1, был У. – «Геометриа славенски землемерие» (1708). В 1760 вышел «Краткий российский летописец с родословием» – первый У. отечественной истории, написанный Ломоносовым. В конце 18 – начале 19 вв. Комиссией об учреждении народных училищ были выпущены У. по математике, физике, химии, географии, естествознанию, иностранным языкам и др. В середине 19 в. успехи естественных наук, подъём общественно-педагогического движения за демократизацию обучения определили новое направление в подходе к составлению У. Образцом этого явилось «Родное слово» (книга для чтения) К. Д. Ушинского

(1864, книга имела 146 изданий), основная идея которого состояла в реализации в процессе обучения единства речи и мышления, мышления и чувственного опыта. Вслед за ним вышли У. для народных школ, написанные последователями идей Ушинского В. И. Водовозовым, Н. А. Корфом и др. В конце 19 – начале 20 вв. появляются У. по физике К. Д. Краевича и А. В. Цингера, по алгебре и геометрии Л. П. Киселева и С. П. Рыбкина, по географии А. С. Баркова, А. А. Крубера, С. С. Григорьева и С. В. Чефранова, выдержавшие многократные издания (некоторые из них в переработанном виде использовались в сов. школе – например учебник Киселева по алгебре имел 42 издания, выходил до 1965, его же У. по геометрии имел 31 издание и выходил до 1970).
  В период становления сов. системы народного образования в центре внимания было создание принципиально новых учебных программ, отвечающих целям и задачам обучения и воспитания подрастающих поколений строителей коммунистического общества. Дореволюционные У., особенно по гуманитарным дисциплинам, при новых программах оказались непригодными, а попытки приспособить их к условиям сов. школы не могли дать положительных результатов. Отказ от дореволюционных У. перерос в отрицание необходимости стабильных У. вообще. В 20-х – начале 30-х гг. получили распространение т. н. рабочие книги, «рассыпные» У., журналы-учебники и даже газеты-учебники. ЦК ВКП (б) в постановлении «Об учебниках для начальной и средней школы» (12 февраля 1933) осудил такую практику подготовки У. и обязал Наркомпрос РСФСР и ОГИЗ обеспечить издание стабильных школьных У. С этого времени в СССР ведётся систсматическая работа по созданщо и выпуску У., рассчитанных на их применение в течение длительного времени. В основе этой работы лежит указание В. И. Ленина о том, что «... главная задача всякого руководства: дать основные понятия по излагаемому предмету и указать, в каком направлении следует изучать его подробнее и почему важно такое изучение» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 4, с. 40). Огромное значение для формирования теоретических основ и практики подготовки У. имели многочисленные статьи, рецензии и выступления Н. К. Крупской по этим вопросам.
  Советские школьные У. являются средством осуществления учебно-воспитательных задач, стоящих перед школой: систематического, прочного и сознательного усвоения знаний, формирования у школьников марксистско-ленинского мировоззрения и коммунистической нравственности. Общий уровень подготовки по основам наук, воспитательный эффект обучения находятся в прямой зависимости от качества школьного У. Ещё Ушинский писал: «... При хорошем учебнике и благоразумной методе и посредственный преподаватель может быть хорошим, а без того и другого и лучший преподаватель... долго, а может быть, и никогда не выйдет на настоящую дорогу» (Собр. соч., т. 11, 1952, с. 48). Высокое качество У. – это воплощение передовых методических идей, одна из основ эффективности учительского труда.
  В практике подготовки и издания сов. У. сложились определенные принципы как по их содержанию, так и по методическому построению, требования к языку, художественному оформлению, полиграфическому исполнению и гигиене издания. Содержание сов. У. определяется учебной программой. Основные требования, предъявляемые к школьному У.: знания должны раскрывать основы данной науки, всемерно содействовать воспитанию учащихся, формировать научное мировоззрение и готовить к практической деятельности, знания должны быть вполне доступны для учащихся данных возрастных групп.
  В У. знания подаются в определенной методической обработке и методическом построении, которые обусловливают приёмы усвоения учащимися знаний и содействуют развитию их мышления и эмоций. Правильное методическое построение У. (соотношение его компонентов – текстов, иллюстраций, аппарата и т.д.) делает его содержание соответствующим целям и процессу усвоения знаний учащимися. Характерной чертой современного сов. У. является то, что он создаётся и используется как составная часть учебного комплекса (учебник – сборник задач и упражнений – книги для чтения и хрестоматии – справочники и словари – материалы для организации самостоятельной работы учащихся). Разработка учебных комплексов, превращение их в функциональное единство элементов (систему) создаёт новое качество, а сами элементы комплекса, прежде всего У., приобретают новые системные свойства. У. всё активнее выступает в роли интегрирующего и организующего средства.
  Начавшееся в середине 60-х гг. введение в сов. общеобразовательной школе новых программ обусловило создание У., призванных привести уровень образования учащихся в соответствие с новыми задачами коммунистического строительства, с требованиями научно-технического прогресса. Над проблемами школьного У. работают многочисленные научно-исследовательские педагогические центры, учебно-педагогические издательства, к составлению У. привлечены видные учёные, писатели, художники. Наряду с развитием и совершенствованием теоретических основ и методики традиционных У. появился новый вид учебной книги – программированный учебник
.

 
Учебную литературу, предназначенную для профессиональной подготовки и системы повышения квалификации, в том смысле, как это принято для средней общеобразовательной школы, У. назвать нельзя, т.к. в большинстве случаев – это руководства, приближающиеся к производственной литературе и отвечающие практическим задачам подготовки квалифицированного работника.
  У. для высшей школы в отличие от школьных, как правило, излагают не основы, а самую науку. У. для вузов готовятся как по общенаучным дисциплинам, так и по многочисленным специальностям. Дифференциация наук, появление новых направлений приводят к относительно быстрому старению вузовских У. по специальностям, в дополнение к ним выпускаются различного рода учебные издания (лекции, семинары, избранные главы по той или иной научной теме и др.).
  Подготовка и издание У. в СССР – дело большой государственной важности. Об этом свидетельствуют постановления ЦК партии, Сов. правительства по вопросам подготовки, издания и распространения У. У. – самая массовая и доступная книга в СССР. В 1975 только для средних общеобразовательных школ было издано около 2400 названий У. на 52 языках, тиражом свыше 300 млн. экз. Учреждены ежегодные Государственные премии за У.; в 1970–76 Государственными премиями отмечено свыше 20 У. для средней общеобразовательной школы, средних специальных и высших учебных заведений.
  Больших успехов в подготовке и издании У. достигли и др. социалистические страны. Развивается содружество учебно-педагогических издательств СССР с издательствами ГДР, ПНР и др., активно исследуются пути совершенствования современных У. в различных научно-исследовательских педагогических учреждениях.
  В капиталистических странах, как правило, подготовка и выпуск У. децентрализованы, по одному и тому же учебному предмету выпускаются несколько параллельных конкурирующих У., что объясняется отсутствием единых школьных учебных программ и др. причинами.
  Лит.:
Ленин В. И., О воспитании и образовании. [Сб. ст.], 3 изд., М., 1973; Пед. соч. в 10 тт., Крупская Н. К., т. 3, М., 1959, т. 10, М., 1962; Народное образование в СССР. Сб. документов. 1917–1973, М., 1974; Проблемы школьного учебника. (Сб. ст.], в. 1–4, М., 1974–76; Preparing textbook manuscripts. A guide for authors in developing countries, [P.], UNESCO, 1970.
  И. М. Терехов.





  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Большая Советская Энциклопедия (УЧ) iconБольшая Советская Энциклопедия (УК) бсэ бсэ большая Советская Энциклопедия (УК) ук ук, см Уголовный кодекс
Нижнеудинском районе Иркутской области рсфср. Железнодорожная станция на Транссибирской магистрали, в 30 км
Большая Советская Энциклопедия (УЧ) iconБольшая Советская Энциклопедия (АЙ) Бсэ Бсэ Большая Советская Энциклопедия (АЙ)
Ай, река в Башкирской асср и Челябинской области рсфср, левый приток р. Уфы. Длина 549 км, площадь бассейна 15 000 км
Большая Советская Энциклопедия (УЧ) iconБольшая Советская Энциклопедия (АР) Бсэ Бсэ Большая Советская Энциклопедия (АР)
Ар (от лат area площадь), единица площади в метрической системе мер,равна площади квадрата со стороной в 10 м, т е. 1 ар = 100 м
Большая Советская Энциклопедия (УЧ) iconБольшая Советская Энциклопедия (ЭЛ) Бсэ Бсэ Большая Советская Энциклопедия (ЭЛ)
Сирии. В риме Э. воздвиг храм богу Элагабалу на Палатине, намереваясь провозгласить его верховным богом римского государства. Расточительность...
Большая Советская Энциклопедия (УЧ) iconБольшая Советская Энциклопедия (АБ) Бсэ Бсэ Большая Советская Энциклопедия (АБ)
Аба' (Aba), город на Ю. Нигерии, на реке Аба, в месте пересечения железной дороги Порт-Харкорт Энугу и шоссе. 131 тыс жителей (1963)....
Большая Советская Энциклопедия (УЧ) iconБольшая Советская Энциклопедия (АЗ) Бсэ Бсэ Большая Советская Энциклопедия (АЗ)
А. один из руководителей кампании гражданского неповиновения в 1919-22 и в 1930. Возглавлял индийскую делегации во время переговоров...
Большая Советская Энциклопедия (УЧ) iconБольшая Советская Энциклопедия (АМ) Бсэ Бсэ Большая Советская Энциклопедия (АМ)
Осака, в префектуре Хиого. 501 тыс жителей (1965). Фактически западный город-спутник г. Осака. Значительный центр тяжёлой промышленности...
Большая Советская Энциклопедия (УЧ) iconБольшая Советская Энциклопедия (АВ) Бсэ Бсэ Большая Советская Энциклопедия (АВ)
Таунгу, объединившим под своей властью все бирманские территории. В 1600-28 и 1635-1752 А. была его столицей. В государстве Конбаунов...
Большая Советская Энциклопедия (УЧ) iconБольшая Советская Энциклопедия (АН) Бсэ Бсэ Большая Советская Энциклопедия (АН)
Кореи, занимал командные посты в корейской народно-революционной армии, возглавлявшейся Ким Ир Сеном. После освобождения Кореи член...
Большая Советская Энциклопедия (УЧ) iconКниги: Большая Советская Энциклопедия (МЕ) Автор(ы): SaSiSa. Ru
Электронная Библиотека Название книги: Большая Советская Энциклопедия (МЕ) Автор(ы): SaSiSa. Ru
Разместите кнопку на своём сайте:
txt.rushkolnik.ru



База данных защищена авторским правом ©txt.rushkolnik.ru 2012
обратиться к администрации
txt.rushkolnik.ru
Главная страница