Тема "Металлы. Электрохимический ряд напряжения металлов. Химические свойства" Цель: опираясь на ранее полученные знания, подвести учащихся к пониманию представлений о металлах как химических элементах и простых веществах




НазваниеТема "Металлы. Электрохимический ряд напряжения металлов. Химические свойства" Цель: опираясь на ранее полученные знания, подвести учащихся к пониманию представлений о металлах как химических элементах и простых веществах
Дата конвертации29.06.2013
Размер19.64 Kb.
ТипТексты

Тема "Металлы. Электрохимический ряд напряжения металлов. Химические свойства"

Цель: опираясь на ранее полученные знания, подвести учащихся к пониманию представлений о металлах как химических элементах и простых веществах.
Задачи:
1) Расширить и углубить знания учащихся о химических свойствах металлов;
2) Продолжить формирование мировоззренческих взглядов (умения устанавливать причинно-следственные связи между строением и свойствами металлов, доказывать переход количественных изменений в качественные);
3) Добавить и обобщить знания об электрохимическом ряде напряжения металлов;
4) Изучить основные правила электрохимического ряда напряжения металлов и научиться применять эти знания при решении конкретных задач;
5) Прививать навыки самостоятельной работы, учить четко и грамотно выражать свои мысли.
Тип урока: урок усвоения и углубления ранее полученных знаний.
Методы: словесный, наглядный, демонстрационный, проблемно-поисковый, контроль знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, экран; презентация, химический эксперимент.
Учебник: О.С. Габриелян "Химия 11 класс" (базовый уровень)

Ход урока

1. Актуализация знаний
Выполнение теста по теме "ОВР. Электролиз". Решение задачи части С5 у доски.
2. Постановка целей и задач урока.

На доске эпиграф "Земные недра раздираю Металл блестящий извлекаю На украшение твое..."
А.Н. Радищев Учитель: Обратите внимание на эпиграф. Какое ключевое слово в нем можно увидеть? (металлы).
Обратите внимание на слайд. Из чего сделана эта скульптура? (слайд № 2) (из металла)
Внимательно оглядитесь вокруг, что в классе сделано из металлов? Какие металлы находятся у вас дома? В ваших школьных аксессуарах?
Где бы вы ни были - дома или в транспорте - вы увидите какое множество металлов трудятся вокруг нас и для нас.
Учитель: Какие физические свойства отображены на этих иллюстрациях? Перечислите . (слайд № 3). Все ли вы перечислили физические свойства? Обратите внимание на слайд (слайд № 4). Вспомните чем они обусловлены? (учащиеся перечисляют чем обусловлен металлический блеск, электро- и теплопроводность и т.д.)
Учитель: Какое положение занимают металлы в таблице Д.И.Менделеева?
(Металлы находятся в начале периодов и в конце групп. Занимают левый нижний угол по диагонали водород - астат) Вспомните, какое строение атомов характерно для металлов?
Обратите внимание на слайд №5. Запишите в тетрадь.
Учитель: Как будут изменяться свойства металлов в периодах и группах?
(в периодах слева направо металлические свойства уменьшаются, так как увеличивается заряд ядра и число электронов на внешнем слое, а в группах сверху вниз - увеличиваться, так как увеличивается радиус атома) Посмотрите на слайд № 6. Запишите в тетрадь.
Учитель: Строение атомов металла определяют их химические свойства и способы получения. Назовите основной способ получения металлов из их соединений. (электролиз). Что такое электролиз?
Остановимся на химических свойствах металлов. Обратите внимание на схему (слайд № 7). С какими химическими элементами реагируют металлы как простые вещества?
Откройте учебник на с. 164. Найдите реакции взаимодействия металлов с неметаллами. С какими неметаллами реагируют металлы? (учащиеся перечисляют из параграфа) Какие особенности протекания реакций характерны для сурьмы? Найдите в тексте учебника на с.164. При каких условиях протекает данная реакция?
Запишем эти реакции и покажем переход электронов (слайд №8). У доски один ученик записывает эти реакции в ОВР виде.
Учитель: При взаимодействии металлов с неметаллами надо обратить внимание вот на что, если у металла переменная степень окисления, то продукт его взаимодействия с неметаллом будет зависеть от окислительных свойств последнего.
Например:
Fe + S = FeS
2Fe + 3CL2 = 2FeCL3
Учитель: при взаимодействии металлов с кислородом образуются оксиды и пероксиды, в зависимости от активности металла. Это можно отобразить следующей схемой:

Ме + О2 →оксид Ме = основный и амфотерный
\
Пероксид Ме
- Какие металлы будут образовывать пероксиды? (щелочные). Назовите щелочной металл который будет реагировать с кислородом при обычных условиях (литий). Еще раз обратите внимание на схему, запишите ее в тетрадь.
Какой общий вывод можно сделать из рассмотренных реакций взаимодействия металлов с неметаллами? (слайд №9). Запишите вывод в тетрадь.
Учитель: Как будут реагировать металлы с водой? Какие из металлов будут реагировать с водой наиболее активно? Обратите внимание на таблицу Менделеева (Это щелочные и щелочноземельные металлы).
В какой группе находятся щелочные металлы? Как будет изменяться плотность металлов от лития до франция? Вспомните, как хранят литий, натрий и калий? Почему натрий хранят под слоем керосина? (потому что он очень активный металл).
Запишите реакцию взаимодействия натрия и кальция с водой (у доски). (Слайд № 10)
Демонстрация опыта - взаимодействие натрия с водой с добавлением индикатора фенолфталеина.
Обратите внимание на р.118 на с.167. какой способ собирания водорода на нем изображен?
От чего зависит скорость химической реакции щелочных металлов с водой? Найдите ответ на с.167.
Учитель: способность металлов взаимодействовать с растворами кислот и следующие свойства металлов вытекают из положения в электрохимическом ряду напряжения металлов. На с. 167 найдите информацию о том, как реагируют металлы с кислотами, при каких условиях?
Обратите внимание на слайд №11 - все ли условия я указала? Почему должна образоваться растворимая соль? (учащиеся находят ответы на вопросы из параграфа).
Давайте рассмотрим реакцию взаимодействия цинка с кислотой (реакция Кавендиша).
Демонстрация опыта
Zn + HCL = ZnCL2 + H2
Уравняйте и запишите в ионном виде (у доски). Где применяют эту реакцию?
А теперь проделаем эту реакцию с уксусной кислотой.
Демонстрация опыта
Есть ли внешние отличия между этими двумя реакциями? В чем они заключаются? (с соляной кислотой цинк реагирует бурно, а с уксусной нет, потому что она очень слабая кислота) Запишите реакцию в молекулярном ионном виде.
2CH3COOH+ Zn = (CH3COO)2Zn + H2
Учитель: И последнее, что нам осталось с вами разобрать - это реакции взаимодействие металлов с растворами солей.
И в этих реакциях соблюдаются условия. Найдите их в параграфе на с. 169. Обратите внимание на слайд №12. Запишите условия в тетрадь.
Например, вы знаете, что процесс ржавления железа в природе это долгий процесс, но в лаборатории его можно ускорить.
Демонстрация опыта
Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu.
Посмотрите внимательно на гвоздь, какие изменения вы увидели. Какой тип реакции? (замещения).
Напишите уравнения реакции взаимодействия железа с сульфатом меди (II) в ионном и ОВР виде.
Учитель: Мы с вами рассмотрели химические свойства металлов, давайте подведем итог.
На каких особенностях строения атомов основываются химические свойства металлов?
Посмотрите на слайд №13. Запишите вывод в тетрадь.
Давайте сейчас закрепим полученные знания, проделав следующие упражнения.
Обратите внимание на слайд №14.
Домашнее задание: §20 с. 164 - 169, на слайде изображены генетические ряды, вам дома надо решить цепочки превращений.












































Приложение 1
Тест по теме "Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз".
Часть А. Из предложенных вариантов ответов выберите ОДИН верный.
А1. Какая из перечисленных ниже реакций относится к окислительно-восстановительной:
1) AL2O3 + HCL = ALCL3 + H2O;
2) Fe + CuSO4 = Cu + FeSO4;
3) Ca(OH)2 = CaO + H2O;
4) CO2 + CaO = CaCO3.
А2. Элементы, отдающие электроны называются:
1) Восстановителями;
2) Окислителями;
3) Катализаторами;
4) Ингибиторами.
А3. Условный заряд атомов химического элемента в соединении, вычисленный на основе предположения, что он состоит только из простых ионов, называется:
1) Степень диссоциации;
2) Степень окисления;
3) Степень полимеризации;
4) Валентность.
А4. Элементы, принимающие электроны называются:
1) Восстановителями;
2) Окислителями;
3) Катализаторами;
4) Ингибиторами.
А5. В каком ряду правильно перечислены сильные восстановители:
1) Металлы, водород, азотная кислота, кислород, озон;
2) Фтор, кислород, озон, галогены, азотная и серная кислоты, перманганат калия;
3) Металлы, водород, оксид углерода (II), углерод, сероводород, аммиак.
4) Металлы, водород, азотная кислота, кислород, аммиак, оксид углерода (IV).
А6. Электролиз - это:
1) Распад электролитов на катионы и анионы;
2) Необратимый процесс, происходящий на электродах;
3) Окислительно-восстановительные реакции, протекающие на электродах при прохождении электрического тока через расплав или раствор электролита;
4) Реакции, протекающие под действием электрического тока, без изменения степеней окисления.
А7. При электролизе водного раствора бромида калия на аноде выделяется:
1) Бромоводород;
2) Водород;
3) Бром;
4) Кислород.
А8. При электролизе водного раствора фторида натрия на аноде выделяется:
1) Водород;
2) Фтороводород;
3) Фтор;
4) Кислород.
А9. Какой процесс изображен в следующей схеме:
С-4 - 8 е ---------→ С +4
1) Окисление;
2) Восстановление;
А10. Какой ученый впервые использовал электролиз:
1) Ч. Холл;
2) Г. Дэви;
3) П. Эру;
4) Д.И. Менделеев.

Часть В. На соответствие. В задании В1 - В3 установите соответствие.

В1. Установите соответствие между формулой вещества и продуктом, выделяющимся на аноде при электролизе его водного раствора.
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТ НА АНОДЕ А) NaCL; 1) CL2;
Б) NaCLO4; 2) CL2, O2;
В) NaOH; 3) O2;
Г) NaBr 4) H2, Br2;
5) O2, Br2;
6) Br2.

А Б В Г
В2. Установите соответствие между формулой вещества и продуктом, выделяющимся при электролизе его водного раствора на инертном аноде.
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТ НА АНОДЕ А) HgSO4; 1) F2;
Б) KF; 2) O2;
В) HgCL2; 3) Hg;
Г) RbOH. 4) H2;
5) CL2;
6) H2, O2.
А Б В Г
В3. Установите соответствие между названием металла и способом его электрического получения.
МЕТАЛЛ СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ А) натрий; 1) электролиз водного раствора солей;
Б) алюминий; 2) электролиз водного раствора гидрооксида;
В) серебро; 3) электролиз расплава поваренной соли;
Г) медь. 4) электролиз расплавленного оксида;
5) электролиз раствора оксида в расплавленном криолите;
6) электролиз расплавленного нитрата.
А Б В Г

Похожие:

Тема \"Металлы. Электрохимический ряд напряжения металлов. Химические свойства\" Цель: опираясь на ранее полученные знания, подвести учащихся к пониманию представлений о металлах как химических элементах и простых веществах iconТипы химических реакций на примере свойств воды
Цель: изучить новые понятия электролиз, фотолиз, фотосинтез, щелочные и щелочноземельные металлы, гидроксиды, условие взаимодействия...
Тема \"Металлы. Электрохимический ряд напряжения металлов. Химические свойства\" Цель: опираясь на ранее полученные знания, подвести учащихся к пониманию представлений о металлах как химических элементах и простых веществах icon1 Металлы, класс 9, О. С габриелян
Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений, Москва, Дрофа, 2011 Цель урока: формирование на основании...
Тема \"Металлы. Электрохимический ряд напряжения металлов. Химические свойства\" Цель: опираясь на ранее полученные знания, подвести учащихся к пониманию представлений о металлах как химических элементах и простых веществах icon* Результаты проекта
Они узнают о том, как история государства отразилась на Государственных символах каждой страны. Полученные знания в рамках проекта...
Тема \"Металлы. Электрохимический ряд напряжения металлов. Химические свойства\" Цель: опираясь на ранее полученные знания, подвести учащихся к пониманию представлений о металлах как химических элементах и простых веществах iconТема урока: "Общие химические свойства металлов"
Урок-лекция с использованием авторской презентации. В презентации использованы видеоопыты из диска "Уроки химии 8 9 классы" Виртуальная...
Тема \"Металлы. Электрохимический ряд напряжения металлов. Химические свойства\" Цель: опираясь на ранее полученные знания, подвести учащихся к пониманию представлений о металлах как химических элементах и простых веществах icon"Металлы" 09. 11 Практическая работа №1. Осуществление цепочки химических превращений 14. 11 Практическая работа №2. Получение и свойства соединений металлов 16. 11 Практическая работа №3. Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ 21. 11 Проверочная работа "Галогены" 14
...
Тема \"Металлы. Электрохимический ряд напряжения металлов. Химические свойства\" Цель: опираясь на ранее полученные знания, подвести учащихся к пониманию представлений о металлах как химических элементах и простых веществах iconЦель: Подвести родителей к пониманию того, что они несут ответственность за то, как их дети будут относиться к своим детям
В индивидуальные беседы с детьми и их родителями по неадекватному поведении детей
Тема \"Металлы. Электрохимический ряд напряжения металлов. Химические свойства\" Цель: опираясь на ранее полученные знания, подвести учащихся к пониманию представлений о металлах как химических элементах и простых веществах iconБ из драгоценных металлов или металлов, плакированных драгоценными металлами
Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными...
Тема \"Металлы. Электрохимический ряд напряжения металлов. Химические свойства\" Цель: опираясь на ранее полученные знания, подвести учащихся к пониманию представлений о металлах как химических элементах и простых веществах icon"Виды ходьбы, видов бега" Цель: Изучение различных видов ходьбы. Закрепление изученных упражнений. Совершенствование ранее изученных простых акробатических упражнений, танцевальных шагов, видов бега
Тема: "Виды ходьбы" Цель: Изучение различных видов ходьбы. Закрепление изученных упражнений. Совершенствование ранее изученных простых...
Тема \"Металлы. Электрохимический ряд напряжения металлов. Химические свойства\" Цель: опираясь на ранее полученные знания, подвести учащихся к пониманию представлений о металлах как химических элементах и простых веществах iconШпаргалка Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать
...
Тема \"Металлы. Электрохимический ряд напряжения металлов. Химические свойства\" Цель: опираясь на ранее полученные знания, подвести учащихся к пониманию представлений о металлах как химических элементах и простых веществах iconТема урока: Систематизация и обобщение знаний по теме: "Производная"
Цель урока: 1 повторить и систематизировать знания учащихся по данной теме и умения находить производную функции
Разместите кнопку на своём сайте:
txt.rushkolnik.ru



База данных защищена авторским правом ©txt.rushkolnik.ru 2012
обратиться к администрации
txt.rushkolnik.ru
Главная страница