Г. Р. Державина города Тамбова Русский провинциальный модерн на примере архитектуры Тамбова начала 20 века Исследовательская работа




НазваниеГ. Р. Державина города Тамбова Русский провинциальный модерн на примере архитектуры Тамбова начала 20 века Исследовательская работа
страница1/3
Дата конвертации01.07.2013
Размер54.42 Kb.
ТипИсследовательская работа
  1   2   3
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия № 12 имени Г.Р. Державина города Тамбова









Русский провинциальный модерн на примере архитектуры Тамбова начала 20 века

Исследовательская работа


Автор работы:
Остроухова Анастасия
9 б класс


Руководитель работы:
Гудухина Ольга Георгиевна, преподаватель МХК




Тамбов, 2013 год
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.....................................................................................4

Глава 1. Стиль модерн в русской архитектуре.....................................7

Глава 2. Специфика и особенности Тамбовского модерна на примере общественных зданий и частных особняков...........................................9

Глава 3. Сравнительная характеристика Тамбовского модерна с образцами столичного модерна....................................................... 11

Глава 4. Тамбовский модерн - сто лет спустя.....................................13

Глава 5. Виртуальная фотовыставка "Жемчужины Тамбовского модерна"......... .........................................................................21

Заключение...............................................................................28

Библиографический список...........................................................29













ВВЕДЕНИЕ

"Архитектура - та же летопись"
(Н. В. Гоголь)

В городах Центрального Черноземья, как и в большинстве провинциальных городов России, стиль модерн не получил особого распространения: не было здесь ни зодчих, способных создать целостные по архитектурно-художественному решению проекты, ни заказчиков-миллионеров, которые могли бы эти проекты субсидировать, но наш город Тамбов стал исключением.
Возможно, образцы архитектуры модерна в Тамбове не многочисленны и не имеют такой эстетической ценности как общепризнанные шедевры Московских и Петербургских зодчих, тем не менее, они есть, и являются неотъемлемой частью исторического облика города. Судьба многих из них плачевна и чем дальше историческая перспектива, тем дороже нам уцелевшие памятники, создающие уникальное своеобразие города.
В наши дни Тамбов, как и сто лет назад, переживает новый строительный бум, становится востребованным эстетическое начало стиля модерн с его духом преобразования и стремлением к прекрасному, поскольку российское общество подходит к новому качеству восприятия архитектуры.
"Возрастает эстетическая ценность архитектуры, определённым образом позволяющая украсить жизнь человека во времени и пространстве. Для эффективного использования в архитектуре сегодняшнего дня модернистских тенденций важно исследовать их проявления в исторической ретроспективе" [11] на основе регионального материала. В этом и заключается актуальность выбранной темы.
Объектом данного исследования является стиль модерн - один из ведущих стилей архитектуры начала 20 века.
Предмет исследования - архитектурные сооружения стиля модерн города Тамбова.
Цель работы - исследование истории развития провинциального модерна на примере застройки Тамбова начала 20 века и на основе полученной информации составление каталога сохранившихся в Тамбове зданий в стиле модерн.
В связи с целью обозначены и следующие задачи:
- изучить архитектурное своеобразие стиля модерн;
- раскрыть функциональные, технические и архитектурные особенности стиля модерн в Тамбове;
- сравнить тамбовский модерн с яркими образцами столичного модерна и установить особенность его влияния на архитектурную практику нашего города в начале 20 века;
- выявить сооружения в стиле модерн в Тамбове;
- установить имена тамбовских архитекторов, оставивших в наследие прекрасные образцы провинциального модерна;
- привлечь внимания горожан к проблеме сохранения самобытного архитектурного наследия;
- составить каталог сохранившихся в Тамбове зданий в стиле модерн; - провести фотовыставку "Жемчужина тамбовского модерна".
В ходе исследования мной была выдвинута следующая гипотеза:
изучение стиля модерн на примере архитектурных построек города Тамбова, позволит расширить представления об исторических и культурных процессах в жизни общества начала XX века и выявить черты архитектурного своеобразия нашего города.
Научная новизна исследования заключается в попытке сравнить Тамбовский модерн с аналогичными сооружениями этого стиля в России.
Практическая значимость заключается в том, что материалы, представленные в работе, могут служить для дальнейших исследований по этой теме, а полученная информация может быть использована в преподавании школьных курсов истории и МХК, организации экскурсий, для составления каталога "Объекты культурного наследия в стиле модерн, имеющие архитектурную и историческую значимость" и проведение фотовыставки "Жемчужина Тамбовского модерна".
Методология работы.
Методологической основой работы являются принципы историзма.
В работе использован ряд исследовательских методов: проблемно-хронологический метод, метод теоретического и исторического анализа документов и литературы, метод сравнения и сопоставления натурных материалов с архивными и литературными, проблемный метод (позволивший выделить основные направления исследования), метод натурных исследований (фотофиксация, зарисовки), метод сопоставительного анализа, интервьюирование.
Главной теоретической базой работы послужили материалы, изложенные в учебном издании заведующей кафедрой "Архитектура и строительство зданий", кандидата архитектуры, доцента Г.Л. Леденевой "Гражданская архитектура российской провинции конца XIX - начала XX столетий (на примере застройки г. Тамбова). При написании работы я обращалась к трудам тамбовских исследователей В.А., Кученковой, А.А., Горелова и Ю.К. Щукина, использовала документы Тамбовского областного краеведческого музея и Областного архива Тамбовской области, изучала публикации по данному вопросу в СМИ и Интернете.
















ГЛАВА I.
Стиль модерн в русской архитектуре

Стиль, а точнее - стилевое направление, модерн завоевал весь мир на рубеже двух веков - девятнадцатого и двадцатого. Он проник не только во все виды искусства, но и в быт: в мебели, коврах, тканях, посуде, осветительных приборах, - словом, везде проявились черты этого стиля.
В архитектуре модерн возник в противовес эклектическим течениям XIX века, когда фасады домов декорировались то под готику, то под ренессанс, то "а ля рококо". Передовые архитекторы задались целью создать собственный язык архитектурной выразительности, присущий новой эпохе. Лучшим из них это удалось.
Основной целью модерна стало объединение в антиэклектическом движении - стремлении противопоставить свое творчество эклектизму предыдущего периода [1].
Модерн как течение существовал не долго, и имеет достаточно четкие хронологические границы: от конца 1880-х годов до 1914 года, то есть начала Первой мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы.
Отличительными особенностями модерна являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, "природных" линий, интерес к новым технологиям, в особенности, в архитектуре, расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.
Возникновение стиля модерн соответствует эпохе империализма, когда возникла потребность строить не только замки, ратуши и церкви, но и заводы, вокзалы, аэродромы, выставочные залы, магистрали. Поэтому возникает потребность в использовании новых материалов. Такие материалы появляются: железо (сталь), бетон, стекло. Они дополняют использование камня, кирпича и дерева.
В отдельных крупных городах и регионах модерн имел свои отличительные черты. Так появились термины: модерн - московский, петербургский, провинциальный и т.д.
Несмотря на важность архитектурных памятников эпохи модерн для истории архитектуры и культуры России в целом, на данный момент не существует ни одного полноценного музея, посвященного этому стилю.
Более того, нет ни одного крупного музея, посвященного самым ярким представителям модерна - Ф. Шехтелю и Л. Кекушеву. Многие здания недоступны не только для гражданских лиц, но и для научных сотрудников, основная причина заключается в том, что многие здания отданы, например, посольствам. Десятки зданий находятся на грани разрушения, поскольку по каким-либо причинам не занесены в реестр охраняемых государством памятников.

























ГЛАВА II.
Специфика и особенности Тамбовского модерна на примере общественных зданий и частных особняков

Архитектура исторической части Тамбова стала отражением позитивных процессов происшедших в строительной сфере провинциальных городов России в конце XIX - начале XX столетий, а также результатом активного привлечения на периферию специалистов-архитекторов. В 1900- х гг. на "арену архитектурной жизни" Тамбова пришло молодого поколения зодчих: М.А. Вагапов (губернский инженер), В.М. Лемке (городской архитектор), В.И. Фреймана, Ф.О. Чеботаровича, П.Ф. Федоровского, Ф.А. Свирчевского и др. Практически все названные специалисты, в отличие от предыдущего состава, имели высшую квалификацию. Некоторые из них, как, например А.И. Карапетов, П.Ф. Федоровский, В.И. Фрейман и Ф.А. Свирчевский, проявили выдающиеся способности, уже, будучи студентами архитектурных заведений. Результаты их учебы были особо отмечены серебряными медалями. Пик активности деятельности нового поколения зодчих в Тамбове совпал с утверждением и началом освоения нового городского плана в 1903 - 1912 гг. Именно в это время появились наиболее интересные постройки[h] в том числе и в стиле модерн, ставшие впоследствии памятниками истории и архитектуры города, определившие специфику его среды.
Первое, что хотелось бы отметить - разнообразие типологической палитры Тамбовского модерна. Наряду с крупнейшими общественными зданиями, такими, банки, электро-театры, гостиницы и доходные дома, мы видим и городские особняки, принадлежавшие Тамбовской деловой и культурной элите.
Таким образом, тамбовский модерн был более ориентирован на московскую архитектурную школу, чем на Петербургскую. Вероятно потому, что его памятники по большей части представляли собой особняки, торговые здания, гостиницы, а не доходные дома. Отличием от московской школы является почти полное отсутствие изразцовых панно. Керамика использовалась в основном как однотонная поверхность, часто контрастна по цвету. Зато широко применялся лепной декор самого разного характера. Несмотря на проникновение в зодчество новых строительных материалов и объемно-пространственных идей, архитектура Тамбовского модерна чаще всего была откровенно фасадна. "Их композиционный строй чаще всего не отражал внутренней структуры дома. Акцентировались главным образом входные элементы. С этой целью вводились всевозможные декоративные накладки (ризалиты, пилястры). Иногда входы оформлялись развитыми порталами, имели активно выступающие элементы в виде навесов и зонтиков всевозможных конфигураций. Завершения часто усложнялись динамично очерченными карнизами, высокими парапетами. В отдельных случаях как, например, в композициях дома братьев Замятиных и особняке Ефановых, использовались средства объемной пластики. Выразительные силуэты этих зданий обеспечены наличием шатровых крыш [лед]. Для многих домовладельцев "лицо дома" играло роль своеобразной визитной карточки, повествующей о занимаемом положении, богатстве и культурных предпочтениях. Например, усадьба Асеева на Набережной улице Тамбова или Аносова на Советской улице.
"Активно в архитектурной практике Тамбова применялись металлические конструкции. Благодаря приемам консольного защемления, использованию чугунных опор, появились новые пространственные решения лестниц, обогатившие интерьеры помещений. Наиболее интересны чугунные литые лестницы в доме Толмачева, ремесленном училище, Нарышкинской читальне. Металлические решетки, навесы, балконы, которые часто совмещались с порталами, украшали фасады многих городских зданий. Интересны и всевозможные чугунные ограждения лестниц, парапетов крыш. На основе металлической конструкции (консольно защемленной балки с подкосом) в практике местного строительства стали широко применяться такие элементы "новой" архитектуры, как эркеры.





  1   2   3

Похожие:

Г. Р. Державина города Тамбова Русский провинциальный модерн на примере архитектуры Тамбова начала 20 века Исследовательская работа iconПояснительная записка в этом учебном году в объединении "Эколенок" занимаются две группы воспитанников. Группа №1 мдоу детский сад комбинированного вида №24 "Сказка", группа №2 мдоу детский сад комбинированного вида №69 "Мальвина" Октябрьского района города Тамбова.
Эколенок" занимаются две группы воспитанников. Группа №1 мдоу детский сад комбинированного вида №24 "Сказка", группа №2 мдоу детский...
Г. Р. Державина города Тамбова Русский провинциальный модерн на примере архитектуры Тамбова начала 20 века Исследовательская работа iconЗаочное путешествие в историю Тамбовского края и нашего села
В этом году исполняется 375 лет со дня основания Тамбова. В это же время люди заселяли земли вокруг города
Г. Р. Державина города Тамбова Русский провинциальный модерн на примере архитектуры Тамбова начала 20 века Исследовательская работа iconОбразовательная программа для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста, рассчитанная на 3 года Составитель
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №59 "Ягодка" города Тамбова
Г. Р. Державина города Тамбова Русский провинциальный модерн на примере архитектуры Тамбова начала 20 века Исследовательская работа iconПрограмма направлена на решение следующих проблем: статус школьной библиотеки
Комитет образования администрации города тамбова муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная...
Г. Р. Державина города Тамбова Русский провинциальный модерн на примере архитектуры Тамбова начала 20 века Исследовательская работа iconОбязательными для изучения являются темы
Фио автора: Емельянова Мария Степановна, преподаватель тогаоу спо "Педагогический колледж г. Тамбова" Тема: "Компетентностный подход...
Г. Р. Державина города Тамбова Русский провинциальный модерн на примере архитектуры Тамбова начала 20 века Исследовательская работа iconВид работы: исследовательская работа секция: русский язык и литература
Список участников конкурсов "Мой первый проект" и "От гипотезы к открытию!"
Г. Р. Державина города Тамбова Русский провинциальный модерн на примере архитектуры Тамбова начала 20 века Исследовательская работа iconИсследовательская работа на тему: "Разработка стратегии развития предприятия на примере ООО "Профи-Строй" студентка 2 курса группы 334 специальность
...
Г. Р. Державина города Тамбова Русский провинциальный модерн на примере архитектуры Тамбова начала 20 века Исследовательская работа iconГатчина 1908
Игорь Северянин. Сонет серебряного века Изд: Русский сонет конца XIX- начала XX века. М.: Правда, 1990. 768 с
Г. Р. Державина города Тамбова Русский провинциальный модерн на примере архитектуры Тамбова начала 20 века Исследовательская работа iconИсследовательская работа по английскому языку на тему "Рунглийский диалект английского языка" Выполнил ученик 9 класса г моу-сош №28 города Тулы Артёмов Алексей

Г. Р. Державина города Тамбова Русский провинциальный модерн на примере архитектуры Тамбова начала 20 века Исследовательская работа iconRu: Посол Люксембурга в РФ против пересмотра итогов Второй мировой войны
Тамбова 23 мая 2010 года, отвечая на вопрос об отношении к пересмотру итогов войны, к деятельности националистических организаций...
Разместите кнопку на своём сайте:
txt.rushkolnik.ru



База данных защищена авторским правом ©txt.rushkolnik.ru 2012
обратиться к администрации
txt.rushkolnik.ru
Главная страница