I. Организационно-методический раздел1 Цель и задачи курса




НазваниеI. Организационно-методический раздел1 Цель и задачи курса
Дата конвертации12.01.2013
Размер16.13 Kb.
ТипРеферат
I. Организационно-методический раздел

1—2. Цель и задачи курса:  познакомить учащихся с творческими биографиями и основными произведениями писателей, покинувших Россию после событий 1917 г., охарактеризовать их основные группы, ведущие темы и жанры их творчества.

3. Место курса в профессиональной подготовке магистранта: знание наследия писателей «первой волны» русской эмиграции как особой области отечественной литературы существенно расширит представления учащихся о процессе развития русской литературы в XX в.

4. Требования к уровню освоения содержания курса: магистрант должен ознакомиться с рекомендуемыми текстами, иметь представление о многообразии эмигрантской литературы, о творческих судьбах ее важнейших представителей.

II. Содержание курса

1. Разделы курса.

1.1. Введение.

1.2. Формирование литературы русского зарубежья.

1.3. «Старшие», «средние» и «младшие» писатели литературы русского зарубежья.

1.4. Литература русского зарубежья как единый текст.

1.5. И. А. Бунин.

1.6. И. С. Шмелев.

1.7. А. М. Ремизов.

1.8. Б. К. Зайцев.

1.9. В. В. Набоков (псевдоним до 1940 г. — В. Сирин)

1.10. Б. Ю. Поплавский.

2. Краткое содержание тем.

2.1. Введение.

2.1.1. Первая мировая война, Февральская революция, Октябрьский переворот и их действие на русскую культуру. Раскол на литературу «метрополии» и «зарубежья». Три русла литературы метрополии: «официальное», «внутренней эмиграции» и «гулаговское».

2.2. Формирование литературы зарубежья.

2.2.1. Писатели — «изгнанники» (М. Осоргин, М. Горький), «беженцы» (М. Цветаева, Д. Мережковский, З. Гиппиус), «эмигранты» (И. Бунин, А. Ремизов, Б. Зайцев) и «промежуточники» (А. Куприн, А. Толстой, М. Алданов и др.). «Волны» и «гнезда» рассеяния.

2.2.2. Внутренние раздоры и несогласия на почве политики (монархисты и «белая идея», конституционные и другие демократы, «сменовеховцы», «евразийцы» и др.), идеологии, религии, эстетики. Печатные центры русского зарубежья: монархическое «Возрождение» П. Б. Струве, либерально-демократические «Последние новости» П. Н. Милюкова («центральная газета русской эмиграции»), эсеровские «Дни» А. Ф. Керенского. Основные литературные журналы и журналы с литературными отделами: «Современные записки», «Воля России», «Беседа», «Числа» и др. Периодика и судьба литературного зарубежья.

2.2.3. Концентрация сил и формирование идеологии литературы русского зарубежья. И. Бунин: миссия русской эмиграции; речь на собрании 16 февраля 1924 г. Развитие идеи русской эмиграции в выступлениях эмигрантов (Б. Зайцев, «Ответ Мюллеру», 1929; и др.).

2.3. «Старшие», «средние» и «младшие» писатели литературы русского зарубежья.

2.3.1. Общее в тематике и проблематике литературы «метрополии» и «зарубежья». Ремизовская тема «погибели земли русской» в публицистике («Несвоевременные мысли» М. Горького, «SOS», «Гибель» и другие статьи Л. Андреева, «Окаянные дни» И. Бунина), документальной и художественной прозе и стихах («Русь» Тэффи, «Панихида» В. Набокова, «Не с теми я, кто бросил землю…» А. Ахматовой, «Взвихренная Русь» А. Ремизова, «Солнце мертвых» И. Шмелева, «В тупике» В. Вересаева и др.). Тема подлинного лица гражданской войны и правды о ней («Железный поток» А. Серафимовича, «Ледяной поход» Р. Гуля, «Странное путешествие», «Анна», «Авдотья-смерть» Б. Зайцева, «Про одну старуху» И. Шмелева, «На внутреннем фронте» П. Краснова, «Разгром» А. Фадеева, «Подвиг» и стихи В. Набокова). Переклички «по форме» между бывшими символистами, акмеистами и футуристами. Поэзия и проза писателей «среднего» поколения русского зарубежья. Строгие традиции и новаторство в поэзии и прозе В. Ходасевича, М. Цветаевой, Г. Иванова. Опыты создания «новой» прозы в творчестве М. Осоргина («образ времени», предложенный «свидетелем истории»), М. Алданова (историческая «необходимость», выражающая себя в парадоксальной и капризной «случайности»; между Л. Толстым и А. Франсом), Г. Газданова («русское» и «французское» на «ночных дорогах» поисков «вечночеловеческого»).

2.3.2. Споры о судьбе литературы русского зарубежья. Позиции Г. Адамовича и В. Ходасевича. Какой быть «молодой» литературе зарубежья.

2.4. Литература русского зарубежья как единый текст.

2.4.1. Автобиографическая проза, ее двухголосие: Россия ушедшего времени как «град Китеж» и полемика с историей («Жизнь Арсеньева» И. Бунина, «Путешествие Глеба» Б. Зайцева, «В розовом блеске» А. Ремизова, «Лето Господне» и «Богомолье» И. Шмелева, «Юнкера» А. Куприна, «Детство Никиты» А. Толстого.

2.4.2. Литературная биография как попытка объяснить феномен русской литературы через ее классиков ( «Освобождение Толстого», «О Чехове» И. Бунина, «Жизнь Тургенева», «Жуковский», «Чехов» Б. Зайцева, «Державин», «Поэтическое хозяйство Пушкина», «О Пушкине» В. Ходасевича и др.).

2.4.3. Литературные мемуары как раскрытие личности русского писателя-творца, сформированного «серебряным веком», его в себя вобравшего и в себе отразившего: лирико-ностальгическая философская проза о духовной организации «внутреннего» человека перед угрозой физического и духовного уничтожения ( «Одиночество и свобода», «Комментарии» Г. Адамовича, «Дневник моих встреч: Цикл трагедий» Ю. Анненкова, «Курсив мой: Автобиография» Н. Берберовой, «Живые лица» З. Гиппиус, «Я унес Россию: Апология эмиграции» Р. Гуля, «Поезд на третьем пути» Дона Аминадо, «На берегах Невы», «На берегах Сены» И. Одоевцевой, «Москва», «Далекое» Б. Зайцева, «Петербургские зимы» Г. Иванова, «Современники» Н. Оцупа, «Бывшее и несбывшееся» Ф. Степуна, «Некрополь» В. Ходасевича).

2.4.4. Проблема «чистоты» традиций русской классики, взаимоотношений с русской литературой метрополии, взаимодействия с литературами зарубежья. Проблема читателя. Трагедия «незамеченного поколения»: проблемы его самоопределения и выживания.

2.5. И. А. Бунин.

2.5.1. Усиление проблем «бытийного». Социально-историческое и космическое в романе «Жизнь Арсеньева». Трагическая феноменология жизни — любви — смерти в «малой прозе» (рассказы 1920-х годов; цикл «Темные аллеи»). «Освобождение» от пространства и времени и растворение в музыке божественного мироздания: стихи, проза. «Философская симфония» — «Жизнь Арсеньева». «Освобождение Толстого» — грани художественного миропонимания Бунина.

2.6. И. С. Шмелев.

2.6.1. Двойное сложение личности: домашнее обрядовое православие и позитивизм универсанта. Двойная писательская судьба: совмещение в раннем творчестве книги «духовных» очерков «На скалах Валаама» (1897) и круга повестей «знаньевского» реализма («Распад», 1907, «Гражданин Уклейкин», 1908, и «Человек из ресторана», 1911). «Сказ» в творчестве 1900-х — 1910-х годов — путь Шмелева к неореализму.

2.6.2. Эмигрантское творчество. Эксперименты, игра с масками сказов в поисках выражения множества типов сознания: бытовых, социальных, психологических; маска сказа «автобиографического» героя («Солнце мертвых», 1923, «Лето Господне», 1933, «Богомолье», 1935). «Чистота и грусть красоты» (Т. Манн) сказа о житии Ильи Шаронова, сына дворового мастера Терешки, ставшего великим мастером русской иконы («Неупиваемая чаша»). Сказы-памфлеты «На пеньках» (1925), «Про одну старуху» (1925), «Няня из Москвы» (1936). Лирические очерки-сказы — «Русская песня» «Родное», «Старый Валаам». Попытка создания «итогового» романа о поисках души — «Пути небесные».

2.7. А. М. Ремизов.

2.7.1. Личность. Биография. Позиция. Эмигрантское творчество. Фольклоризм. Этнографизм. Исконно русский «лад» речи. Биография реальная и вымышленная. Книги «самой жизни» (автобиографическая проза). Духовная биография — литература литературы («Огонь вещей» и др.).

2.8.Б. К. Зайцев.

2.8.1. Первая половина творческого пути — этапы неореалистического творчества. Раннехристианский пантеизм и панпантеизм в рассказах «Миф», «Тихие зори», «Священник Кронид», «Хлеб, люди и земля», «Волки», «Черные ветры». Повесть «Аграфена» — итог раннего творчества (обыденное как бытийное: жизнь как житие; принятие и «оправдание» жизни человеческой). Зайцев и учение В. Соловьева о «вечной женственности» как «оправдание» бытия и его воплощение в рассказах «Изгнание», «Спокойствие», «Земная печаль», в повести «Голубая звезда» и ее эпилоге «Странное путешествие». Лирический импрессионизм прозы первой половины пути.

2.8.2. Переход к «строгой правде» в повести «Анна», рассказе «Авдотья-смерть». Путь к воцерковленной вере — основная тема эмигрантского творчества: «жития»-апокрифы о русском («действенном») православии — «Преподобный Сергий Радонежский», «Афон», «Валаам», «Алексей — Божий человек»; роман о путях «возрождения» русской души («Дом в Пасси»); автобиографическая тетралогия «Путешествие Глеба» — эпос о духовном пути героя к внутреннему религиозному жизнеустройству; литературные биографии («Жизнь Тургенева», «Жуковский», «Чехов») как осуществление поисков духовности их героями. «Эпический» импрессионизм.

2.8.3. Зайцев и Италия. Зайцев и Данте. Зайцев — переводчик Данте. Воспоминания («Москва», «Далекое») как литература.

2.9. В. В. Набоков (псевдоним до 1940 г. — В. Сирин).

2.9.1. Детство, юность, их мифологизация в стихах и прозе. Набоков и литературные предшественники. Тема творца литературной вселенной — главная в творчестве Набокова. Художник и родина; художник и вера; художник и вымысел (невидимый мир, иррациональное знание), художник и творение мира. «Лабиринты» и «загадки» — путь прикосновения к «несказанному», к разгадке неисчерпаемости смыслов самой жизни. Полюсы сознания образа автобиографического героя («творца»): ирония и лиризм, беспощадность и незащищенность. Биографии автобиографических героев и их антиподов, двойников, спутников в «русских» романах как способ выявления характерологических и творческих доминант. Единство текста творчества Набокова и неповторимость литературных приемов каждого романа, каждого сборника рассказов. Набоков — принципиальный экспериментатор и «авангардист». «Диалоги» с современниками: Буниным, Зайцевым и др. Англоязычные романы писателя. Набоков — переводчик, исследователь литературы. «Другие берега» его биографии: естествоиспытатель, шахматист, педагог.

2.10. Б. Ю. Поплавский.

2.10.1. Личная и литературная судьба — одна из самых характерных для писателей «незамеченного поколения». Сборники стихов «Флаги» (1931), «Снежный час» (1936), «В венке из воска» (1938) — синтез русской классики — Лермонтова, Блока; великих французов — Верлена, Аполлинера; сюрреалистов, Джойса и др. Сюрреалистическая техника стихов поэта, его религиозно-мистические искания (жажда веры и трагедия богооставленности). Роман «Аполлон Безобразов» (1930—1935).

3. Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу.

  1. Общая характеристика литературы «первой волны» русского зарубежья: ее состав, формирование идеологии, полемика о назначении и судьбах.
  2. Тема революции и войны в прозе зарубежья и метрополии: «Несвоевременные мысли» М. Горького — «Окаянные дни» И. Бунина, «О» Л. Андреева — «Слово о погибели русской земли» А. Ремизова, «Солнце мертвых» И. Шмелева — «В тупике» В. Вересаева, «Железный поток» А. Серафимовича — «Ледяной поход» Р. Гуля и др.
  3. И. Бунин: «Жизнь Арсеньева», «Темные аллеи», «Освобождение Толстого».
  4. А. Куприн: литературные апокрифы о России. Автобиографические повести и рассказы. Роман «Жанета», очерки о Франции.
  5. И. Шмелев: ушедшая Россия в сказах Шмелева («Неупиваемая чаша», «Лето Господне», «Няня из Москвы»). Роман «Пути небесные» — итоговая книга Шмелева.
  6. Жанры и виды «лада русской речи» в книгах А. Ремизова «Взвихренная Русь», «Подстриженными глазами», «Встречи».
  7. Б. Зайцев: повести «Анна», «Авдотья-смерть», автобиографическая тетралогия «Путешествие Глеба».
  8. Романы В. Набокова — «Машенька», Б. Зайцева — «Дом в Пасси».
  9. Образ времени в романах М. Осоргина «Сивцев Вражек», «Времена», «Свидетель истории».
  10. «Русское» и «французское» в повестях Г. Газданова «Вечер у Клэр», «История одного путешествия», «Ночные дороги», «Призрак Александра Вольфа».
  11. Художественная историософия в цикле повестей М. Алданова «Мыслитель», «Загадка Толстого».
  12. В. Набоков — романист.
  13. Рассказы В. Набокова.
  14. Б. Поплавский. «Аполлон Безобразов».
  15. Мемуарная проза (две книги из списка в «Рекомендуемой литературе» по выбору отвечающего).


III. Распределение часов курса по темам и видам работы

Наименование тем и разделов Часы
Всего Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Лекции Семинары
ВСЕГО 70 36 - 34


IV. Форма итогового контроля

Экзамен.

V. Учебно-методическое обеспечение курса

Рекомендуемая литература (основная)

Тексты

  1. Бунин И. А. «Митина любовь». «Жизнь Арсеньева». Рассказы 1920-х годов. «Темные аллеи». «Окаянные дни». «Миссия русской эмиграции».
  2. Куприн А. И. «Царев гость из Наровчата». «Купол Св. Исаакия Далматского». «Юнкера». «Ночь в лесу». «Вальдшнепы». «Ральф». «Жанета».
  3. Шмелев И. С. «Солнце мертвых». «Неупиваемая чаша». «Русская песня». «Лето Господне». «Няня из Москвы» (или) «Пути небесные».
  4. Ремизов А. М. «Взвихренная Русь». «В розовом блеске» (или) «Подстриженными глазами». «Огонь вещей». «Встречи» (обязательно: «Ал. Макс. Пешков — Максим Горький»).
  5. Зайцев Б. К. «Анна». «Авдотья-смерть». «Преподобный Сергий Радонежский». «Дом в Пасси». «Путешествие Глеба». «Москва» (или) «Далекое». «Вандейский эпилог». «Молодость — Россия».
  6. Гиппиус 3. Н. «Сияния».
  7. Мережковский Д. С. «Иисус Неизвестный» (1932).
  8. Бальмонт К. Д. «Дар земли». «Мое — ей. Стихи о России».
  9. Иванов Г. В. Стихи.
  10. Ходасевич В. Ф. «Некрополь». «Державин».
  11. Цветаева М. И. Стихи из книг «Лебединый стан», «Ремесло», «После России». «Поэма горы» (или) «Поэма конца» (или) «Поэма воздуха».
  12. Осоргин М. А. «Сивцев Вражек». «Свидетель истории». «Времена».
  13. Газданов Г. «Вечер у Клэр». «История одного путешествия». «Ночные дороги». Рассказы.
  14. Алданов М. Л. «Мыслитель» («Девятое Термидора», «Чертов мост», «Заговор», «Св. Елена — маленький остров»). «Ключ» — «Бегство» — «Пещера». «Загадка Толстого». «Современники».
  15. Набоков В. В. Стихотворения. «Машенька». «Защита Лужина». «Приглашение на казнь». «Дар». «Лолита». Рассказы из сборника «Возвращение Чорба». «Соглядатай». «Весна в Фиальте».
  16. Иванов Г. В. «Распад атома».
  17. Поплавский Б. Ю. «Аполлон Безобразов». Стихи.


Мемуарная проза

  1. Адамович Г. В. «Одиночество и свобода».
  2. Анненков Ю. П. «Дневник моих встреч».
  3. Берберова Н. Я. «Курсив мой».
  4. Гиппиус 3. Н. «Живые лица».
  5. Гуль Р. В. «Я унес Россию: Апология эмиграции».
  6. Дон Аминадо. «Поезд на третьем пути».
  7. Иванов Г. В. «Петербургские зимы».
  8. Зайцев Б. К. «Молодость — Россия».
  9. Набоков В. В. «Другие берега».
  10. Одоевцева И. В. «На берегах Невы». «На берегах Сены».
  11. Степун Ф. А. «Бывшее и несбывшееся».


Учебные пособия

  1. Лексикон русской литературы XX века / Сост. В. Казак. М., 1996.
  2. Литературная энциклопедия русского зарубежья. 1918—1940. Т. 1: Книги; Т. 2: Периодика. М., 2002.
  3. Михайлов О. Н. Литература русского зарубежья. М., 1995. [Рец.]: Русская мысль. 1996. № 4107. С. 13.
  4. Плетнев Р. История русской литературы XX века. Нью-Йорк, 1987.
  5. Русская литература в эмиграции / Под ред. Н. П. Полторацкого. Питсбург, 1972.
  6. Русские писатели XX века: Словарь: В 2 т. / Отв. ред. Н. А. Грознова. М., 1998.
  7. Словарь поэтов русского зарубежья / Под ред. В. Крейда. СПб., 1999.
  8. Соколов Л. Г. Судьба русской литературной эмиграции 1920-х годов. М., 1991.
  9. Струве Г. Русская литература в изгнании. СПб., 1998.
  10. Толстой И. Н. Книжный угол // Толстой И. Н. Курсив эпохи. СПб., 1993.


Автор-составитель

канд. филол. наук, доц. Л. А. Иезуитова




Похожие:

I. Организационно-методический раздел1 Цель и задачи курса iconI. Организационно-методический раздел1 Цель и задачи курса
«одного миросозерцания, одной веры, одного способа общения людей» (Л. Н. Толстой); раскрыть основную эстетическую установку литературы,...
I. Организационно-методический раздел1 Цель и задачи курса iconМдс 1 Межгосударственный организационно-методический документ

I. Организационно-методический раздел1 Цель и задачи курса icon"Визитная карточка" проекта
Творческое название Вашего учебного проекта В полимеры с головой 6) Предмет (предметы) Физическая и коллоидная химия 7) Возрастная...
I. Организационно-методический раздел1 Цель и задачи курса iconПрограмма по стилистике для 1-го курса Калужской духовной семинарии предисловие задачи курса
Объем курса 60 академических часов (30 занятий), не считая самостоятельной работы студентов и экзамена
I. Организационно-методический раздел1 Цель и задачи курса iconСеминар для преподавателей. Обсуждение структуры учебного курса в Университете Манчестера на примере курса по радиоактивности и измерениям (ауд. 419)
С 1 по 6 декабря в иатэ будет проведен цикл лекций на английском языке для всех желающих и методический семинар для преподавателей....
I. Организационно-методический раздел1 Цель и задачи курса icon10) Вопросы учебной темы (проблемные, учебные)
Предмет (предметы) "Электронная техника" 7) Возрастная группа участников проекта Учащиеся 2-го курса 8) Цели и задачи Вашего учебного...
I. Организационно-методический раздел1 Цель и задачи курса iconПрограмма по риторике для 2-го курса Московской Духовной Семинарии введение задачи курса
Обучение приемам самостоятельного построения основных видов публичной устной и письменной речи
I. Организационно-методический раздел1 Цель и задачи курса iconКурс лекций по дисциплине «Правоохранительные и судебные органы» для специальности 030503. 51 Правоведение
Предмет и метод дисциплины. Задачи курса. Соотношение с другими учебными дисциплинами Система курса
I. Организационно-методический раздел1 Цель и задачи курса iconРеферат функции государства
Оперативно- исполнительная деятельность 12 8 Правоохранительная деятельность 12 9 Организационно- регламентирующая деятельность 12...
I. Организационно-методический раздел1 Цель и задачи курса iconПрограмма по церковному праву для 4-го курса Московской Духовной Cеминарии Программные разделы курса. I. Предмет и задачи Церковного права
Взаимоотношения Православной Церкви c инославными Церквами, нехристианскими конфессиями и государством
Разместите кнопку на своём сайте:
txt.rushkolnik.ru



База данных защищена авторским правом ©txt.rushkolnik.ru 2012
обратиться к администрации
txt.rushkolnik.ru
Главная страница