Мы с вами коснулись периода конца XVI века. В




НазваниеМы с вами коснулись периода конца XVI века. В
страница1/3
Дата конвертации13.12.2012
Размер34.88 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3
irc-15.txt 24.10.95


Л Е К Ц И Я 15
Мы с вами коснулись периода конца XVI века. В
России возникло патриаршество в определенных условиях, но это событие стоит в ряду с разными другими изменениямии жизни и значительными событиями , которые происходят в России и во всем православном и неправославном мире. Можно сказать, что конец XVI века - это некоторая новая эпоха в истории. В
Польско-литовском государстве введена Уния, которая сильно меняет отношения между православными и католиками. Все это подготавливает те события XVII века, которые выразятся в смутном времени в России. Это время, конечно, не сразу возникло, оно имело длительную подготовку. Для нас полезно рассмотреть как и из чего возникло это смутное время. Нас интересует этот вопрос со стороны духовной.
Подготовление смутного времени заключалось во многом.
Конечно в том, что в государстве было много негативных настроений, в том, что Иван Грозный пролил чрезвычайно много крови, что он преследовал духовенство в Пскове и Новгороде, что он убил ....., что он совершил много других казней, что дела государства были расстроены, война со Стефаном Баторием была проиграна, татары были допущены почти до Москвы и многое тому подобное. Ожесточение народа произошло несомненно на этой почве. Правление Федора Иоановича, следующее за Иваном Грозным, было более мягким, как бы качком в другую сторону;
но несмотря на эту попытку восстановления мира, спокойствия, и благочестия, народные силы, прежде всего духовные, были настолько подорваны, что явилось смутное время. Откуда мог взятья самозванец, каким образом возникнуть? Если бы была подлинная вера в незыблемость строя, доверие к правителям, то, конечно, никаких самозванцев не было бы.
Сейчас мы не будем касаться смутного времени, а остановимся, прежде всего, на духовных причинах всех потрясений, которые выпали на долю русского народа на рубеже XVI и XVII веков. Но не только расстройство жизни народа

- 2 -

послужило основой постигших Россию несчастий. К тому же внешние по отношению к России силы в значительной степени участвовали в развертывании всех драматических событий, о которых будем говорить позднее. Конечно, если бы народные силы не были подорваны, то никакие интриги против России успехом бы не увенчались. Но когда это случилось, то варварские действия, направленные против православной церкви, в первую очередь, дали о себе знать. Я имею в виду те планы окатоличивания России, которые являются несомненным историческим фактом, которые послужили в огромной степени успеху самозванца. Идею внедрения самозванца всячески поддерживали католики. Но все это произошло не сразу, шла определенная длительная подготовка. Те самые силы, которые осуществили Унию в Польско-Литовском государстве, мечтали о распространении Унии в ее католичеком виде в России.
Эта деятельность,которая была обширной, была связана с природой католицизма. Мы ранее, когда разбирали, что такое Уния, говорили, что православие и католичество - это две разные экклезиологии, что в деле Унии они соприкаснулись, и, конечно, они не могли найти никаких точек соприкосновения; их нельзя соедиить, как нельзя перемешать воду и масло. Все попытки соединения разных учений о Церкви так внешними и остаются. По существу вся Уния сводится к тому, что православные не имеют настоящего представления об истинной
вере. Существовавшая тогда упрощенная точка зрения у католиков на православие существовала не сдучайно, но и не потому, что она была исторически обусловлена; она была плодом того уровня зрелости, на котором человечество находилось в XVI веке. Эта позиция еще неразрывно связана с самой природой католицизма; всякая унианальная деятельность к распространению католицизма любыми способами связана с собственной его природой - он иным быть не может.
Агрессивность католицизма, способность его к тайной деятельности любыми, даже непорядочными средствами - это идет изнутри католицизма, это его природа.
Это легко объяснить. Мы все это видим в католичестве с самого начала; уже Уния XIIIвека ... было точно таким же мероприятием и все последующие движения католицизма

- 3 -

унинального характера совершенно однородны. Такая природа католицизма связана с идеей построения земного царства.
Католичество всегда являеться потенциальным мировым государством, что с точки зрения православия, является неправильным, неразумным, несостоятельным учением о Царствии Божием на Земле. Католичество сначала в несколько наивных формах пыталось осуществить реальную рллитическую власть над миром. Так было при Гильдероанде, при Иннокентии III и других великих папах, при которых в начале истории средневекового католицизма католичество достигло апогея своей власти, когда авторитет королей стоял часто ниже авторитета папы; тогда и возникла формула, что "короли - вассалы папы". Несмотря на отдельные неудачи, казалось, что мировая империя католицизма способна к расширению, но все это было, конечно, чистой видимостью.
Однако, в природе католицизма ничего не изменилось, хотя эта католическая средневековая концепция была посрамлена и исторически не оправдалась, т.к. государства и народы не захотели быть вассалами папы. Это очевидно, как бы мы к этому не относились. Мы можем это относить за счет греха человеческой гордости, но тем не менее это не осуществилось потому,что на самом деле католичество все-таки христианство и в католичестве присутствует церковность. Но Мир и Церковь все же противоположны и долговременный союз между ними невозможен. И все же католичество не изменило своей основной концепции распространения себя в мире, как земной власти, и поэтому учение католичемства о Церкви несет в себе все свои недостатки. Я говорю об этом так подробно потому, что были планы окатоличивания России.
Я хотел бы остановиться на личности и трудах того человека, на которого и были возложены во второй половине XVI и начале XVII века заботы по подготовке таких планов; это был знаменитый иезуит Пастевино, Антоний Пастевин, как его звали в русской литературе, который был направлен Папой Григорием XIII к Ивану Грозному в качестве посланника Папы и который оставил замечательные записки, в которых излагаются весьма подробно все идеи, которым он служил. Здесь, например, было "Послание к Папе", "Послание к государям" и различные другие

- 4 -

документы, из которых длстаточно явственно выявляется, какие планы реально вынашивает Римская .... в отношении России и как они должны были осуществляться. Пастевин умер в 1611 году; все события, которые походили в России, проходили на его глазах, и он возлагал на них большие надежды, т. к. был горячим сторонником первого самозванца. Он полагал, что наступил момент, когда все чаяния, о которых он писал гораздо раньше, еще в 80-х годах XVI века, наконец, осуществились почти через четверть века со времени его миссии. Поэтому можно обратиться к его сочинениям, чтобы осветить вопрос о том, что делалось Римом в отношении России.
Пастевин пишет, что если существует план, то Господь подаст предлог и повод для того, чтобы этот план осуществился; надо трудиться и Господь поможет. Пастевин был членом Ордена Иезуитов, он был несомненно глубоко предан своему Ордену и находился под впечатлением его успехов. Орден Иезуитов был основан в 1640 году; успехи его были очевидны и много иезуитских проповедников трудилось в разных странах.
Пастевин постоянно ссылается на их успехи. В Москву он прибыл для ведения переговоров о мире между Стефаном Баторием и Иваном Грозным. Во всех его сочинениях чувствуется замечательная иезуитская школа, он умеет показть себя полезным для московитов, но совершенно очевидно, что сочувствует он, конечно, полякам. Поляки были католиками, дело поляков служило распространению истинной веры, ну а русские - это схизматики, которых надо просвещать.
Одновременно он ведет записки, тщательно наблюдая жизнь России, что является замечательным источником по изучению быта и нравов русских того времени. Все, что он пишет о нравах, быте, семейном укладе, одежде, питании, климате, растительности, городах, крепостях, придворном быте, - все это он пишет ради того, чтобы проанализировать религиозное состояние русских и предложить способы внедрения в России католичества. Его поражало в России отсутствие образования;
никто не знает истории Церкви, иностранного языка, нет ни одной гимназии, ни одной школы, а только училища, где обучали церковно-славянскому языку, чтению Псалтири, цифрам и это почти все. Поэтому русские ему кажутся невеждами. Но он

- 5 -

отмечает, что народ в России преданный Государю и своей схизме, уверенный в непоколебимости и истинности своей веры.
И в связи с этим он признает, что ввести в России католичество трудно; однако, необходимо делать усилия.
Пастевин пишет о том, что если какой-либо католический саященник приедет в Россию, то он, вероятно усомниться в успехе дела проповедования католичества в России, что лучше оставить этих невежественных людей в их простоте; вероятно, он встречался с такими деятелями католичества. Но Пастевин не согласен с такой точкой зрения. Конечно, считает он, необходимо приобретать верующих, потому что для него, как члена Ордена Иезуитов, очевидно, что католичество нужно проповедовать любыми средствами. Он говорит: "В наш век в отдаленнейших странах Индии на Западе, Востоке и Юге Бог воздвиг всюду на местах повергнутых идолов знак Креста и сделал так, что за незначительный промежуток времени богослжение стало вестись среди самых разных национальностей на едином латинском языке". На самом деле, как известно, это была эпоха великих географических открытий; вслед за этими открытиями всюду распространилась католическая миссия, которая создавала целые государства. Кака известно, в Парагвае возникло целое государство иезуитов, - это весьма драматический момент истории для Южной Америки и катастрофический пример того, что могли сделать католики, которые делали принудительное обращение ( принудительный коммунизм).
  1   2   3

Похожие:

Мы с вами коснулись периода конца XVI века. В iconПамяти Николая Васильевича Орлова посвящается От автора Перед вами, уважаемый читатель, не документальная хроника, не научное исследование
Перед вами попытка художественной реконструкции событий конца Второй мировой войны и нашего времени, связанных с поразительной тайной...
Мы с вами коснулись периода конца XVI века. В iconВ своей пьесе конца XVI века «Как вам это понравится» Уильям Шекспир написал: «Весь мир театр, в нем женщины, мужчины все актеры; у них свои есть выходы, уходы
В своей пьесе конца XVI века «Как вам это понравится» Уильям Шекспир написал: «Весь мир — театр, в нем женщины, мужчины — все актеры;...
Мы с вами коснулись периода конца XVI века. В iconВ первой половине XVI века начинает складываться новая система международных отношений. Важное место в расстановке сил в Европе занимали малые страны, находившиеся в политической орбите крупных государств (1)
...
Мы с вами коснулись периода конца XVI века. В iconСегодня последняя лекция в этом семестре, и надо попытаться подвести итоги 17 века и всего древнерусского периода истории Русской Церкви кануне синодального периода

Мы с вами коснулись периода конца XVI века. В iconСмутное время
«Смутное время» польско-французского историка Казимира Валишевского (1849-1935) на сегодняшний день является одним из наиболее увлекательных...
Мы с вами коснулись периода конца XVI века. В icon Энциклопе́дия (новолат encyclopaedia (не ранее XVI века) от др греч
Энциклопе́дия (новолат encyclopaedia (не ранее XVI века) от др греч. γκύκλιος παιδεία "обучение в полном круге", κύκλος круг и παιδεία...
Мы с вами коснулись периода конца XVI века. В iconM. M. Кром Меж Русью и Литвой. Пограничные земли в системе русско-литовских отношений конца XV первой трети XVI в. Предисловие ко второму изданию Эта книга
Кром Меж Русью и Литвой. Пограничные земли в системе русско-литовских отношений конца XV — первой трети XVI в
Мы с вами коснулись периода конца XVI века. В iconM. M. Кром Меж Русью и Литвой. Пограничные земли в системе русско-литовских отношений конца XV первой трети XVI в. Предисловие ко второму изданию Эта книга
Кром Меж Русью и Литвой. Пограничные земли в системе русско-литовских отношений конца XV — первой трети XVI в
Мы с вами коснулись периода конца XVI века. В iconЛекция: "Социально-экономическое и политическое развитие Германии с 18-го века до конца 70-х годов 19го века" 2 часа План
Лекция: "Социально-экономическое и политическое развитие Германии с 18-го века до конца 70-х годов 19го века" 2 часа
Мы с вами коснулись периода конца XVI века. В iconКнига посвящена вопросам истории и архитектуры Нижегородского кремля одного из лучших памятников русского оборонного зодчества начала XVI века.
Нижегородского кремля — одного из лучших памятников русского оборонного зодчества начала XVI века. Архитектура кремля показана в...
Разместите кнопку на своём сайте:
txt.rushkolnik.ru



База данных защищена авторским правом ©txt.rushkolnik.ru 2012
обратиться к администрации
txt.rushkolnik.ru
Главная страница