Леонтьев А. А. Основы психолингвистики уч. М., 1997. 287 с




НазваниеЛеонтьев А. А. Основы психолингвистики уч. М., 1997. 287 с
страница1/39
Дата конвертации26.07.2013
Размер438.66 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39
Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. уч. М., 1997. 287 с.
Содержание: Введение. Часть 1. Теоретические и методологические вопросы психолингвистики. Глава 1. Психолингвистика как наука и ее место среди наук о человеке. Глава 2. История возникновения и развития психолингвистики. Глава 3. Основы психолингвистической теории. Глава 4. Методы психолингвистики. Часть 2. Психолингвистический анализ порождения и восприятия речи Глава 5. Психолингвистические модели и теории порождения речи. Глава 6. Психолингвистика восприятия речи. Часть 3. Основные разделы психолингвистики Глава 7. Внутренняя структура психолингвистики. Глава 8. Рефлексивная психолингвистика (). Глава 9. Психолингвистика развития. Глава 10. Этнопсихолингвистика Национально-культурная специфика речевого общения. Глава 11. Психопоэтика. Часть 4. Прикладная психолингвистика Глава 12. Психолингвистика в овладении языком. Глава 13. Патопсихолингвистика. Глава 14. Психолингвистика в инженерной психологии. Глава 15. Психолингвистика в криминалистике и судебной психологии. Глава 16. Психолингвистика речевого воздействия. Часть 5. Тенденции в современной психолингвистике Глава 17. Психолингвистика и образ мира. Глава 18. Психолингвистика и личность. Заключение. Памяти А.С.Штерн и Л .В. Сахарного Введение Пособий по курсу психолингвистики практически нет. Еще в начале 1970-х гг. был написан толстый компендиум, который - пользуясь принятой в то время терминологией - мы назвали (М.: Наука, 1974). Среди его авторов были А.Н.Леонтьев, И.А.Зим- няя, Р.М.Фрумкина, Л.Р.Зиндер, Л.В.Бондарко, А.Е.Суп- рун, А.П.Клименко, Е.Л.Гинзбург, Ю.А.Сорокин, А.М.Шахнарович, Е.М.Вольф, И.И.Ильясов, Е.Ф.Тарасов, М.Н.Кожина, В.Г.Костомаров, Б.С.Шварцкопф, Б.М.Гринш- пун, А.Б.Добрович, Ян Пруха и автор этих строк. Иных уж нет (Алексея Николаевича Леонтьева и Льва Рафаиловича Зиндера, Елены Михайловны Вольф, Бориса Моисеевича Гриншпуна), другие стали, никуда не выезжая, <иностран- цами> (А.Е.Супрун и А.П.Клименко), почти все, кто жив, давно стали профессорами, докторами, а то и академиками. Книга эта получилась, очень содержательной, и до сих пор ее рекомендуют студентам по курсу психолингвистики. Но ей уже больше двадцати лет от роду! В 1990 году покойный Лео- нид Владимирович Сахарный издал в издательстве Санкт- Петербургского университета пособие <Введение в психолингвистику>. Книга эта написана на прекрасном науч- ном и дидактическом уровне, но тираж ее был мал, и даже до Москвы, не говоря о других университетских городах, книга Сахарного практически не дошла. Вот, в сущности, и все (если не считать небольших, хотя и очень полезных, бро- шюрок-пособий, например книжки А.М.Шахнаровича, из- данной МГЛУ). Можно добавить еще получившую широкую популярность переводную с английского книгу <Психолинг- вистика>, где довольно механически были объединены две монографии - автор одной Д.Слобин, автор второй Дж.Грин. Вот почему возникла потребность в данной книге. Она написана и издана по инициативе и при поддержке Инсти- тута , за что Институту - огромная благодарность. Часть 1. Теоретические и методологические вопросы психолингвистики Глава 1. Психолингвистика как наука и ее место среди наук о человеке В первое время существования психолингвистики в нашей стране ее часто рассматривали как область зна- ния, лежащую психологии и лингвистики (языкознания): как бы отчасти психологию, отчасти лингвистику - своего рода гибрид той и другой. Такое понимание психолингвистики и других областей (назовем среди них социолингвистику, этно- лингвистику, психогенетику и многие другие) было связано с неточным, приблизительным представлением о системе наук вообще и об их взаимоотношениях - в частности. Поэтому мы начнем наше изложение с не- которых принципиальных положений, касающихся логической структуры научной теории и процесса на- учного исследования вообще. Предмет и объект науки. Принято считать, что ряд наук, куда входят, в частности, языкознание, психо- логия, физиология и патология речи, поэтика и др., имеют один и тот же объект. Это означает, что все они оперируют одними и теми же индивидуальными собы- тиями или индивидуальными объектами. Однако процесс научной абстракции протекает во всех этих науках по- разному, в результате чего мы строим различные абст- рактные объекты. Что это такое? Абстрактные объекты - это <средства для характеристики объективно-реальных индивидуаль- ных процессов (событий, явлений) описываемой облас- 6 Глава 1. Психолингвистика как наука ти> (Логика научного исследования, 1965, с.172). Более строго абстрактная система объектов (или, что то же, система абстрактных объектов) понимается как <...все множество возможных (моделирующих) интерпретаций> (там же, с. 127), объединяющее логические модели. На- ряду с индивидуальными процессами (событиями, объек- тами) мы получаем построенные под определенным углом зрения модели, обобщаемые понятием абстрактной сис- темы объектов. Индивидуальный объект (событие, процесс) являет- ся представителем абстрактного объекта. Этот последний, в свою очередь, обобщает свойства и признаки различных индивидуальных объектов: это то, над чем мы можем осуществлять те или иные логические операции. Так, го- воря о , его отличиях от других звуков, его при- знаках, его изменении при сочетании с другими звуками и т.д., мы оперируем с абстрактным объектом, но отно- сим все эти утверждения к множеству индивидуальных звуков а или, точнее, к каждому из них в отдельности. Совокупность индивидуальных объектов научного исследования и есть объект науки. Абстрактная же система объектов или система абстрактных объектов образует предмет науки'. Выше мы говорили об общем объекте ряда наук (язы- кознания, психологии речи и пр.). Из каких индиви- дуальных событий или индивидуальных объектов он состоит? Ответ на этот вопрос может быть различным в разных направлениях науки. Однако все они сходятся на том, что это - совокупность речевых (а вернее, не только рече- вых) актов, действий или реакций. Для лингвиста в них важна система средств выражения, для психолога - сам процесс речи, для патолога или коррекционного педаго- ' См. об этом, например, Щедровицкий, 1964, с.14-18; Садовский, 1966, C.ISO-183; Лекторский, 1967, с.49 и многие другие. Часть 1. Теоретические и методологические вопросы га (дефектолога) - возможные отклонения от нормаль- ного течения этого процесса. И каждый из этих специа- листов строит свои системы моделей речевых актов, речевых действий или речевых реакций в зависимости не только от их объективных свойств, но и от точки зрения данной науки в данный момент. А эта точка зрения, в свою очередь, определяется как тем путем, который про- шла наука при формировании своего предмета, так и теми конкретными задачами, которые стоят перед этой наукой в данный момент. Значит, объект может быть у разных наук одним и тем же, а вот предмет специфичен для каждой науки - это то, что в объекте со своей точки зрения пред- ставитель каждой отдельной науки. Языкознание, психо- логия речи и другие науки, занимающиеся речью, оперируют одними и теми же индивидуальными объек- тами или событиями и, значит, имеют один и тот же объект науки. Однако процесс научной абстракции про- текает в каждой из них по-разному, в результате чего мы строим различные системы абстрактных объектов (логи- ческих моделей), каждая из которых соответствует пред- мету данной науки. Наше рассуждение соответствует так называемому ге- нетическому методу построения научной теории, когда <отправляются как от исходного от некоторых налично данных объектов и некоторой системы допустимых дейст- вий над объектами> (Смирнов, 1962, с.269). Существует еще и так называемый аксиоматический метод, при ко- тором <область предметов, относительно которой стро- ится теория, не берется за нечто исходное; за исходное берут некоторую систему высказываний, описывающих некоторую область объектов, и систему логических дейст- вий над высказываниями теории> (там же). Выше мы уже не раз упоминали в связи с предметом науки термин модель. Что это такое? Научная модель и научная теория. Модель - это логи- ческая (знаковая) конструкция, воспроизводящая те или Глава 1. Психолингвистика как наука иные характеристики исследуемого нами объекта при ус- ловии заранее определенных требований к соответствию этой конструкции объекту. Строго говоря, понятие мо- дели шире: это вообще всякая <...мысленно представляе- мая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, спо- собна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте> (Штофф, 1966, с. 19). Внут- ри множества моделей выделяют теоретические или иде- альные модели (в отличие от моделей, представляющих собой физические, материальные объекты - например, модель самолета, продуваемая в аэродинамической тру- бе). В свою очередь, они делятся на наглядные модели (элементы которых имеют какое-то сходство с элемента- ми моделируемого объекта) и модели знаковые и логичес- кие, для которых не обязательно внешнее сходство с моделируемым объектом (но зато обязательно функ- циональное сходство). Впрочем, термины знаковая и ло- гическая модель (конструкция) не кажутся нам удачными, и целесообразно вслед за Ю.А.Ждановым (1963) гово- рить о <...моделях, конструируемых из воображаемых эле- ментов>. Моделирование не есть любое отображение объекта в модели. Моделируя реальный объект, мы конструируем другой - реальный или воображаемый - объект, изо- морфный^ данному в каких-то существенных признаках. ' Мы сознательно упрощаем проблему, не вводя здесь понятия гомоморфности. На самом деле в науках о челове- ке мы имеем дело чаще с гомоморфизмом (такое соот- ветствие модели объекту, которое является принципиально односторонним: все, что смоделировано на географической карте, можно найти на местности, но не все, что есть на местности, отображено на карте), чем с изоморфизмом (полное взаимное соответствие: из алгебраического представления функции можно вывести геометрическое, но и наоборот). Часть 1. Теоретические и методологические вопросы А то новое, что мы узнаем при этом о моделируемом объекте, - это такие его черты, которые <автоматичес- ки>
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39

Похожие:

Леонтьев А. А. Основы психолингвистики уч. М., 1997. 287 с iconCopyright (c) Борис Леонтьев, 1997. Все права защищены
Борис Леонтьев. Простая локальная сеть на базе NetGear Copyright (c) Корпорация юни, 1997. Все права защищены
Леонтьев А. А. Основы психолингвистики уч. М., 1997. 287 с iconГубман Б. Л. Западная философия культуры XX века. Тверь, 1997. 287 с

Леонтьев А. А. Основы психолингвистики уч. М., 1997. 287 с iconГорелов И. Н., седов К. Ф. Основы психолингвистики
Надо признать, что этот традиционный объект тра диционной лингвистики далеко не в полной мере описан. Ясно
Леонтьев А. А. Основы психолингвистики уч. М., 1997. 287 с iconCopyright Борис Леонтьев, 1999. Copyright Издательство Познавательная книга
Борис Леонтьев. Web-дизайн: Тонкости, хитрости и секреты © Copyright Борис Леонтьев
Леонтьев А. А. Основы психолингвистики уч. М., 1997. 287 с iconПеред отъездом Валерий Леонтьев уделил несколько минут корреспонденту "СК"
Волги" отказали тормоза Живая легенда российской сцены Валерий Леонтьев вторично погрузил нашу публику в "сновидения". Нет, это совсем...
Леонтьев А. А. Основы психолингвистики уч. М., 1997. 287 с iconПанславизм и греки Константин Николаевич Леонтьев
В столице всегда сильнее и всегда заметнее движение умов, хотя бы и по такому вопросу, которого источники и основы в провинции
Леонтьев А. А. Основы психолингвистики уч. М., 1997. 287 с iconЛеонтьев А. Н. Образ мира леонтьев А. Н
Как известно, психология и психофизиология восприятия характеризуются, пожалуй, наибольшим числом исследований и публикаций, необозримо...
Леонтьев А. А. Основы психолингвистики уч. М., 1997. 287 с iconЛитература по психологии на "Флогистоне"
А. Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. ЛичностьОцените этот текст: Не читал10987654321СодержаниеFine htmlprinted versiontxt(Word,кпк)Lib...
Леонтьев А. А. Основы психолингвистики уч. М., 1997. 287 с iconЛеонтьев Б. Л80 Тонкости, хитрости и секреты Internet
Борис Леонтьев. Тонкости, хитрости и секреты Internet © Copyright Борис Леонтьев
Леонтьев А. А. Основы психолингвистики уч. М., 1997. 287 с iconпоследняя комбинация остапа бендера
Борис Леонтьев. Триумф Великого Комбинатора, или возвращение Остапа Бендера © Copyright Борис Леонтьев, 1996
Разместите кнопку на своём сайте:
txt.rushkolnik.ru



База данных защищена авторским правом ©txt.rushkolnik.ru 2012
обратиться к администрации
txt.rushkolnik.ru
Главная страница