Реферат по истории Сибири на тему: Духовная культура народов Сибири Проверил




НазваниеРеферат по истории Сибири на тему: Духовная культура народов Сибири Проверил
страница1/4
Дата конвертации26.12.2012
Размер70.43 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3   4
 Министерство образования и науки Российской Федерации


Кафедра гуманитарных наук





РЕФЕРАТ
по истории Сибири
на тему: Духовная культура народов Сибири




Выполнила:

Проверил:





Новосибирск 2006

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................3
БЫТ И КУЛЬТУРА СИБИРИ:.............................................................4
1. В XVII ВЕКЕ..........................................................................4
2. В XVIII ВЕКЕ........................................................................7
3. В XIX ВЕКЕ.........................................................................13
4. В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА..........................................19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...................................25





















ВВЕДЕНИЕ
Сегодня, когда в стране происходит активный процесс формирования российской государственности и ориентация на субъекты федерации, в этих условиях возрастает необходимость того, чтобы местное население и особенно молодежь хорошо знали свой край, его историю, экономику, географию, трудовые и культурные традиции, этнографию, этнопедагогику, этнопсихологию народов, живущих в нем, экологию природы и культуры.
Известный краевед Сибири Г. Виноградов писал, что Сибирь- это живой гигантский этнографический музей. Как в Грецию, Италию ездят изучать античность, так должны, ехать в Сибирь для изучения этнографии. Он справедливо ставил вопрос: "...можно ли считать среднее образование сибиряка завершенным без знаний материальной и духовной культуры таких этнических групп Сибири как буряты, якуты, монголы, остяки, самоеды, тунгусы, калмыки, киргизы, алтайцы, татары и вся категория палеоазиатов?"
Нам представляется необходимым и наше время поставить этот вопрос и в другом плане: можно ли считать завершенным высшее образование сибиряка, не говоря уже о представителях этих народов.
Безусловно, что па эти вопросы должен быть только отрицательный ответ.
Мне, как будущему академику и специалисту необходимо знать историю своих предков прежде всего потому, что знание нашей сибирской земли, ее прошлого и уверенность в ее большом будущем помогут нам хранить, беречь и укреплять родную землю.













БЫТ И КУЛЬТУРА СИБИРИ


1. БЫТ И КУЛЬТУРА СИБИРИ: В XVII ВЕКЕ Пришлое население со своей культурой, сложившимся образом жизни попадало в новое социокультурное пространство. Надо было адаптироваться к новым условиям, усвоить местные традиции, принять своеобразие материальной и духовной культуры коренных жителей Сибири. В свою очередь пришлые влияли на быт и общественную жизнь аборигенов. Таким образом, в Сибири складывались определенные социально-экономические общественные отношения, представлявшие собой результат трансляции российского образа жизни на местную почву; стала формироваться особая сибирская народная культура как вариант общенациональной русской культуры, явившей собой единство общего и особенного. Становление сибирской культуры происходило на основе складывавшихся в огромном регионе феодальных социально-экономических отношений. Итоги этого процесса в свою очередь влияли на облик и уровень развития сибирского общества. Процесс культурной адаптации имел и общие черты для всех сибиряков и по-особому проявлялся для каждого социального слоя.
Межкультурное взаимодействие коснулось орудий труда. Пришлое население немало позаимствовало у туземцев из орудий охоты и рыболовства, а туземцы в свою очередь стали широко использовать орудия земледельческого труда. Заимствования с той и другой стороны в разной степени проявились в сооружаемых жилищах, в хозяйственных постройках, в предметах быта и одежде. Например, в низовьях Иртыша и Оби русские жители заимствовали у ненцев и хантов малицы, парки, обувь из оленьего меха и многое другое. Взаимное влияние разных культур имело место и в духовной сфере, в меньшей степени - на ранних этапах освоения Сибири, в значительно большей - начиная с XVIII века. Речь идет, в частности, об усвоении некоторых феноменов религиозности коренного населения пришлыми людьми, с одной стороны, и о христианизации аборигенов - с другой.
Отмечается большое сходство казачьего быта с бытом коренного населения. И бытовые отношения весьма сближали казаков с аборигенами, в частности, с якутами. Казаки и якуты доверяли и помогали друг другу. Якуты охотно одалживали казакам свои каяки, помогали им в охоте и рыболовстве. Когда казакам по делам службы приходилось отлучаться на длительный срок, они передавали соседям-якутам на сохранение свой скот. Многие местные жители, принявшие христианство, сами становились служилыми людьми, у них появлялись общие интересы с русскими переселенцами, формировался близкий образ жизни.
Смешанные браки пришлых с туземками, как крещеными, так и остававшимися в язычестве, приобретали массовый характер. Следует иметь в виду, что церковь относилась к этой практике с большим неодобрением. В первой половине XVII века духовные власти высказывали беспокойство по поводу того, что русские люди "с татарскими и с остяцкими и вогульскими поганскими женами смешаются... а иные живут с татарками некрещеными как есть с своими женами и детей приживают".
Местная культура, как уже говорилось, несомненно влияла на культуру россиян. Но влияние русской культуры на туземную было значительно сильнее. И это вполне естественно: переход ряда коренных этнических групп от охоты, рыболовства и других примитивных промыслов к земледелию означал не только повышение уровня технологического оснащения труда, но и продвижение к более развитой культуре.
Разумеется, процесс взаимовлияния культур был сложен. Царский режим своей колониальной политикой в определенной степени сдерживал культурное развитие сибирского населения, как пришлого, так и аборигенного. Но имевшиеся в Сибири особенности социального устройства: отсутствие помещичьего землевладения, ограничение монастырских притязаний на эксплуатацию крестьянства, приток политических ссыльных, заселение региона предприимчивыми людьми - стимулировали его культурное развитие. Культура аборигенов обогащалась за счет российской общенациональной культуры. Повышалась грамотность населения, хотя и с большими трудностями. В XVII веке грамотными в Сибири были в основном люди духовного звания. Однако попадались грамотные и среди казаков, промысловиков, торговцев и даже крестьян. При всей ограниченности культурного развития в Сибири закладывался фундамент дальнейшего духовного обогащения ее жителей, которое стало полнее проявляться со следующего, XVIII века.





































2. БЫТ И КУЛЬТУРА СИБИРИ: В XVIII ВЕКЕ Известно, что быт и культура населения того или иного региона определяются многими факторами: природно-климатическими, экономическими, социальными. Для Сибири важным обстоятельством было то, что поселения, которые возникали зачастую как временные, с преимущественно защитной функцией, постепенно приобретали постоянный характер, начинали выполнять все более широкий спектр функций - как социально-экономических, так и духовно-культурных. Пришлое население все прочнее укоренялось на освоенных землях, все больше приспосабливаясь к местным условиям, заимствуя элементы материальной и духовной культуры у аборигенов и в свою очередь влияя на их культуру и образ жизни.
Занимаясь земледелием, в разных районах Сибири крестьяне изменяли традиционную русскую агротехнику, учитывая состояние почв, климат, местные традиции, накопленный опыт освоения природы. Где-то использовалась деревянная соха, причем имелись ее районные разновидности, в других случаях в соху вносились усовершенствования, она приближалась к плугу, а плуг, как известно, - более производительное орудие, нежели соха. Применялись и сугубо местные сельскохозяйственные орудия.
То же можно сказать и о жилище: свою специфику имели постройки в Западной и Восточной Сибири, в северных и южных районах. На окраинах Сибири, на Дальнем Востоке и особенно в низовьях Колымы, временные жилища русских на заимках мало чем отличались от хижин аборигенов.
По мере укоренения пришлого населения появлялась уличная планировка поселении, рассчитанных на долгую, а может быть, и постоянную жизнь в них. Отрабатывалась строительная техника "рубки" домов. Тип жилища функционально определялся: в нем была "светлица" (горница) и "стрепущая" (поварня), соединенные сенями. Вначале этот тип жилища появляется в Западной Сибири, а потом распространяется на восток и север. Ф.П. Врангель, например, описывал двухкамерное жилище колымчан. В этих домах летом окна были затянуты рыбьим пузырем, а зимой закрывались льдинами. В обустройстве использовались элементы, перенятые у туземцев: якутский чувал вместо русской печи, оленьи шкуры.
В строительстве использовались все доступные породы деревьев, предпочтение же, если это было возможно, отдавалось кондовому лесу (сосновому или еловому). Окна закрывали преимущественно слюдой. Стекло стало производиться в Сибири с 60-х годов XVIII века, а также ввозилось из Предуралья. Техника строительства жилья заимствовалась из опыта, накопленного в Европейской России. Дома рубились, как правило, из двух "клетей", соединенных между собой. Вначале жилища строили без украшений, а затем стали украшать наличники, карнизы, калитки, ворота и другие элементы дома. Со временем жилище становилось более гармоничным, удобным для проживания. В разных районах Сибири встречались крытые дворы, что было весьма удобно для хозяев. В домах сибиряков-старожилов поддерживались чистота и порядок, что свидетельствует о достаточно высокой бытовой культуре этой категории поселенцев.
  1   2   3   4

Похожие:

Реферат по истории Сибири на тему: Духовная культура народов Сибири Проверил iconРеферат по истории Сибири на тему: Духовная культура народов Сибири Проверил

Реферат по истории Сибири на тему: Духовная культура народов Сибири Проверил iconXxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx Народы Сибири и современная геополитика. (реферат)
Несмотря на свою несомненную значимость, тему места народов Сибири в современной геополитике большинство исследователей в своих работах...
Реферат по истории Сибири на тему: Духовная культура народов Сибири Проверил iconРеферат по экономической и социальной географии Проверил
Охватывает северные районы европейской части России и Западной Сибири, а за Енисеем встречается на всей территории Сибири и Дальнего...
Реферат по истории Сибири на тему: Духовная культура народов Сибири Проверил iconВ. А. Скубневский исследователь истории сибирских городов (В. П. Зиновьев) 6 города сибири городское население Сибири по материалам переписи 1897 г. 12 Обследование питания населения Омска в 1916 г. 27 Грамотность гор
Внегородские центры экономической жизни Сибири второй половины XIX начала XX в. (к постановке вопроса)
Реферат по истории Сибири на тему: Духовная культура народов Сибири Проверил iconДуховная литература в Восточной Сибири в конце XVIII первой половине XIX вв
Сибири, но сужает возможности сравнительного анализа путей духовной и светской книги к читателю. Наконец, проблема изучения читателя...
Реферат по истории Сибири на тему: Духовная культура народов Сибири Проверил iconКонтрольная работа по дисциплине "Отечественная история" на тему "Колонизация Сибири русским народом" №02-мэ-07
Проверил: к и н., доцент Гридунова Анна Николаевна Патрина Елизавета Владимировна
Реферат по истории Сибири на тему: Духовная культура народов Сибири Проверил iconСписок иллюстраций Фрагмент «Карты распространения этнических групп, расселения племен и народов Сибири в XVII в.» (по Б. О. Долгих). (Долгих Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке. М., 1960. Цветная вкладка между С. 614
Фрагмент «Карты распространения этнических групп, расселения племен и народов Сибири в XVII в.» (по Б. О. Долгих). (Долгих Б. О....
Реферат по истории Сибири на тему: Духовная культура народов Сибири Проверил iconХоть я и не играл (по географическим причинам) пакет Открытого первенства Сибири, но он вызвал
Комментарий: Первенство Сибири играем, однако. А рваться в Сибирь Диккенс стал после того, как узнал от своего русского переводчика...
Реферат по истории Сибири на тему: Духовная культура народов Сибири Проверил icon§ Роль шаманов в жизни тюркоязычных народов Сибири Заключение
Анимистические представления шаманизма Глава I. История исследования шаманизма тюркоязычных народов Сибири Глава II. Анимистические...
Реферат по истории Сибири на тему: Духовная культура народов Сибири Проверил iconТомский Государственный Университет Исторический факультет История и культура народов
Этот реферат посвящён истории и культуре народов, населяющих крайний юг Южной Америки архипелаг Огненная Земля
Разместите кнопку на своём сайте:
txt.rushkolnik.ru



База данных защищена авторским правом ©txt.rushkolnik.ru 2012
обратиться к администрации
txt.rushkolnik.ru
Главная страница