Реферат по философии на тему: «философия боевых искусств на примере каратэ киокушинкай» студент II курса




НазваниеРеферат по философии на тему: «философия боевых искусств на примере каратэ киокушинкай» студент II курса
Дата конвертации22.01.2013
Размер17.91 Kb.
ТипРеферат
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ НА ТЕМУ: «ФИЛОСОФИЯ БОЕВЫХ ИСКУССТВ НА ПРИМЕРЕ КАРАТЭ КИОКУШИНКАЙ»
Выполнил: студент II курса
группы № 3920 Щукин Антон
Проверил: к. ф. н., доц. Тюгашев Е. А.
^
НОВОСИБИРСК, 2004

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Онтология 4
ГЛАВА 2. Аксиология 6
ГЛАВА 3. ТЕЛЕОЛОГИЯ 9
ГЛАВА 4. МЕТОДОЛОГИЯ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ список 13

3
ВВЕДЕНИЕ
Как и практически любое боевое искусство каратэ имеет китайские корни. Истоки каратэ насчитывают более чем тысячелетнюю историю. Когда Дхарма (основатель религии Дзэн в Китае, куда он в 5 в. н.э. принес основы учения из Индии.) был в монастыре Шао-Линь в Китае, он обучал своих учеников физической тренировке для развития умения терпеть (выносливости) и физической силы и внес эту суровую дисциплину как составную часть в свою религию. Эти методы физических тренировок в дальнейшем развивались и совершенствовались и стали известны как искусство борьбы Шао-Линя. Это боевое искусство вывезли на Окинаву, где оно смешалось с местными приемами борьбы жителей островов. Японские завоеватели хорошо способствовали его возникновению. В свое время на китайском острове Окинава архипелага Рюкю был период, когда местные крестьяне ощутили на себе все тяготы иноземного ига. Людям было невозможно жить в таких условиях, и они не собирались мирно сложить руки. Но вот проблема, у захватчиков мощные доспехи, острые мечи, а у бедных крестьян только руки. Оружия не было, самураи дорого ценили свою жизнь. Как правило, на деревню выделялся только один нож для забоя скота. Тогда крестьяне стали потихоньку изобретать различные методы победить врага, используя только естественное оружие. Постепенно возникло такое искусство боя как каратэ, но надо заметить, что различные семьи обучались по своим индивидуальным направлениям и к секретной технике допускались только члены клана, так как была вероятность проникновения лазутчика, а ошибок допускать было нельзя. Только мастер мог противостоять против самурая. Благодаря своим знаниям он мог справиться с вооруженным противником, пробить доспехи или выбить из рук меч. Захватчиков обуревал ужас, когда они вновь и вновь находили трупы своих товарищей. Каждое движение обученного воина грозило смертью, крестьяне днями и месяцами отрабатывали силу и скорость своих ударов с помощью специальных приспособлений - макивар. Даже конного самурая порой подстерегала смерть, опытный мастер в прыжке ударом ноги сбивал седока и на земле добивал.

4
ГЛАВА 1. Онтология
Каратэ олицетворяет Путь, превращая жизнь отважившегося вступить на него в непрерывное испытание и поиск. В каратэ мощь боевого искусства и его духовность взаимосвязаны как силы инь и ян, которые запечатлены в известном восточном символе. Их Гармония — цель всех великих мастеров и наставников.
В трудах Конфуция сказано, что человек с искренними устремлениям и к идеальному и совершенному, желает посвятить этому всю свою жизнь. Это указывает на то, что стремления должны быть чистыми и свободными от эгоизма. Это не имеет ничего общего с низменными желаниями богатства, удовольствия и популярности. Но подлинно патриотически-настроенным человеком является тот, кто на основе сильного желания, исходящего из глубины его души, стремится к настоящей честности. Стремления его борются против поверхностных желаний и направлены на контроль страсти. 1
Личность без стремления подобна кораблю без руля или лошади без узды.
Чем выше стремления человека, тем значительнее и выше он сам. Фортуна улыбается тем, у кого есть стремления и характер. У такого человека определенно хорошие друзья. Без сомнения, он обнаружит, что его стремления придают ему мужество, которое развивает разум и тело. Все это поставит его в такое положение, когда он сможет повести за собой других людей и не допустит, чтобы они заблуждались. Человек без стремлений не может стать другом того, у кого они есть. Сегодня во многих частях мира отсутствие у людей стремлений означает отсутствие друзей, одиночество и неуверенность. Такое положение может привести только к несчастью. 2
Жизнь человека и история всего человечества были бы невероятны без элементов борьбы. Несмотря на то, что не принято говорить об обществе с точки зрения силы, которая может привести к жестокости, сила, несомненно, является важным фактором в борьбе человека. Истинно смелый человек должен посвятить себя благополучию других и должен пожертвовать жизнью ради борьбы.
Посвящение себя благополучию людей и общества в целом — в этом особенность понимания человеческой жизни. Истинный путь - это применение в сражении своей силы и мастерства не для себя, а ради общества, к которому мы принадлежим. Настоящая смелость рождается лишь тогда, когда она созвучна со справедливостью.
В обществе людей - единственных существ на земле, которые осознают свое существование - величайшая награда определяется достигнутыми способностями. Люди, в сущно- 1 Ояма, Масутацу, Философия и техника каратэ. М.: 2001. С 8.
2 Там же, С 9.

5 сти, способны к безграничному совершенствованию и подвигу. Успех зависит от целей и усердия в их достижении. Человек с возвышенными целями, но ленивый, занят ничем иным, как позерством. Его намерения могут быть вызваны жаждой славы или богатства. Возвышенные же цели ведут к положению, когда человеку ничего не надо стыдиться. Такой человек никогда не упустит свой момент. Если человек имеет ясные цели, но сам нерадив, беспечен и ветрен, то эти цели не являются духовно значимыми, и он не овладеет методом тренировки, который сможет помочь ему в их достижении3.
Ояма, Масутацу, Философия и техника каратэ. М.: 2001. С 14.

6
ГЛАВА 2. Аксиология
Смелость является одной из ценностей боевого искусства каратэ. Самый скорый метод в достижении смелости — следовать выбранному пути и быть готовым лишиться жизни ради справедливости. Человеку, идущему по этому пути, и не беспокоящемуся о своей славе и судьбе, нечего бояться.
«Каждый знает, что такое трусость. Каждый боится проиграть. Боится умереть. Но устрашаясь на своем пути, остается трусом и в жизни. Путь для обладания смелостью следует искать на поле конфликта. И гарантированная дорога к победе в конфликте - желание рисковать жизнью. Это желание является более важным, чем мастерство и сила, потому что оно возбуждает в мозгу состояние тревоги, которое мобилизует все силы. Это происходит оттого, что тревога и риск становятся мощным приводом. Такое состояние способствует преодолению границ жизни и смерти, чему учит нас дзэн-буддизм и что отражено в бесчисленных эпизодах из жизни великих полководцев и властителей Востока»4.
Человек, готовый рисковать жизнью, сталкивается с трудностями, которые он должен преодолевать. Он бросает вызов смерти и после каждой победы делает это снова. Так как он думает о справедливости и благополучии других, он становится не только храбрым, но и гуманным. Он не боится смерти и помнит слова Юлия Цезаря, что трус умирает тысячу раз, а герой лишь однажды. Это является важным в киокушинкай карате, где поощряется полный контакт. Тренирующиеся в других видах каратэ и иногда даже последователи киокушинкай в других странах утверждают, что боятся ударов. Несомненно, это может быть страшно, но противник боится тоже.
Вот почему человек, который поддерживает близкую дистанцию с противником, использует страх другого человека и ничего не боится сам. Как сказано в стихах дзэнского патриарха Такуана (1686-1769 гг.): «Когда клинок разящий занесен над головую — ад, но шаг вперед — и ты владеешь раем». Именно поэтому Масутацу Ояма говорит: «Делайте шаг вперед, затем другой, третий». Ученики киокушинкай преодолевают страх и обретают смелость. Путь киокушинкай — путь смелости.
Боец, верящий в справедливость своих действий, безразличен к хуле и восхвалению. Люди должны тренироваться так, чтобы они могли игнорировать критику зрителя, который не имеет понятия о трудностях следования по пути с преданностью и собранностью. Если человек может быть безразличным к мнению непосвященных, то он сможет стать и безразличным к жизни и смерти, богатству и бедности. «Храбрый человек готов умереть вечером, Масутацу Ояма. Философия и техника каратэ. С. 16.

7 если он понял истину утром. Это не означает, что он ищет смерти, но когда она придет, он готов встретиться с ней в полном спокойствии»5.
Воин или человек, посвятивший себя воинскому искусству, живет в постоянной опасности, и ему всегда необходимы сила и смелость. Но мир презирает грубых и неприятных людей, которые полагаются только на силу и смелость. Следовательно, вежливость и почтительность для каратистов более важны, чем для других.
«Правила вежливости учат тому, что все люди должны жить одинаково счастливо. Невозможно полностью избежать инстинктивных желаний, но каждый человек способен ограничить с моральной точки зрения свои желания ради благополучия всего человечества. Самоотверженность - это долг каждого, кто желает жить в мире. Но для того, чтобы достичь самоотверженности, каждый должен понять, что она, как отметил Конфуций, основана на человеческой общительности. Только так самоотверженность приведет к уважению других»6.
Каратэ киокушинкай предпринимает попытки внушить воспитанникам идеалы справедливости, которые помогают молодым людям твердо противостоять жестокости и власти. Смелость — ключ к такой твердости. Страх поражения влечет величайшую потерю, равносильную потере самого себя. Потеря смелости равносильна поражению.
«Воинское искусство создано для победы и, следовательно, ему необходимо соперничество. Но, независимо от силы соперника, всегда победит справедливость», — убежден в этом Масутацу Ояма. Следовательно, карате должно быть справедливым видом борьбы. Люди, достойные называться справедливыми, должны бороться со злом, и если это необходимо, то не на жизнь, а на смерть. Личность, которая верит в собственную справедливость, всегда найдет смелость в борьбе для преодоления противоречия между жизнью и смертью.
«Деньги — это ценность, но человек не должен быть к ним привязан. Деньги не должны быть самоцелью. Они являются абстрактной заменой человеческих ценностей. Их можно обменять на вещи соответствующей стоимости, но они не имеют ценности сами по себе. Понимание того, что деньги только средство, очень важно»7.
Мы избрали этот путь ради других людей и всего общества, но не ради личного богатства, славы и удовольствия. Следовательно, наши жизни лишь тогда представляют ценность, когда мы находимся в контакте с другими. Мы всегда должны помнить: чтобы быть добрыми и рассудительными, нам необходимо соблюдать обычаи общества, в котором мы живем.8
Масутацу Ояма. Философия и техника каратэ. С. 17.
6 Там же, С. 21.
7 Там же, С. 43.
8 Там же, С. 28.

8 Одним из важных принципов сохранения гармонии между индивидуальностью и обществом является учтивость и обоюдное уважение.

9
ГЛАВА 3. ТЕЛЕОЛОГИЯ
Достижение физического и духовного единства, является важнейшей целью каратэ .
Самоудовлетворенность, даже в значительном успехе, указывает на недостаточно высокие цели. Хорошие результаты только миг. После каждого триумфа нужно завоевывать новые вершины. Окончательная цель - просветленное состояние сознания. Слава и победы над сильным противником являются только вехами на пути.
Цель, с которой боевое искусство создавалось, проста - бой, схватка. Бой - это первая составляющая боевого искусства (наряду с методами и техникой). Уничтожение себе подобного голыми руками — цель этого вида человеческой деятельности. Бой, не соревнования, а именно схватка без правил и судей — это цель каратэ.
Цели боя — ни о чем не думать: ни о победе, ни о поражении. Только так можно ускользать от атак противника и атаковать самому, свести к минимуму преимущества противника. Цель боя — это нанесение противнику максимального количества повреждений. И у ю противника цель та же: нанесение максимального количества повреждении вам.
Бой — это попытка одновременной реализации двух или более одинаковых или различных идеальных рисунков боя, в каждом из которых каждая из сторон преследует свои цели.
Для достижения своих целей в первую очередь нужно не дать противнику реализовать свой рисунок боя, не дать ему достигнуть его цели, не дать ему возможность применять его техники.
Ояма, Масутацу, Философия и техника каратэ. М.: 2001. С 37.
} Фунакоши Гичин. Каратэ-до. Мой жизненный путь. — Тверь: 1995. С. 19.

10
ГЛАВА 4. МЕТОДОЛОГИЯ
Восточный режим тренировки возбуждает конкретные системы организма для полного единства души и тела. Такие тренировки важны не только для технических приемов, но и для повседневной жизни. Они заключаются в трех аспектах: регулирование дыхания, управление областью живота через регулирование дыхания и созерцание. В восточных сказаниях прошлого говорится, что духовный центр человеческого существа расположен в области живота (солнечного сплетения). Когда центр разума концентрируется там же, человек находится в оптимальном психологическом состоянии. Предполагается, что для управления духом важно управление областью живота и Японское слово для обозначения брюшной части тела, которая очень важна для духовного единства и общей силы тела, — танден. Танден является центром тяжести тела, и руки и ноги движутся вокруг него. При идеальных условиях вся сила, производимая телом, возвращается к нему. Сила в тендене психологически управляет силой бедер и мышц в области живота. Сила тандена или ее отсутствие проявляют себя в степени гибкости позвоночника, силы сокращения и сжатия кишечника, силы мускулов живота и силы сжатия заднепроходных мышц. Другими словами, чем сильнее мышцы, кости и суставы бедер в области живота, тем больше общая сила тела. Но танден не только важный физический центр, это также и психологический центр человека. Такое совмещение функций подтверждает восточную философию единства души и тела. Тело является вместилищем для души, душа проявляет себя в плоти. Два в одном. Мировоззрение, основанное на этой философии, свободно от двойственности и противоречий. Человек, объединивший дух и тело, не чувствует разницы между собой и высшим миром или между духовным и физическим. Короче говоря, трени-ровка духа требует тренировки тела.
Большинство восточных философий придерживаются точки зрения, что душа и тело едины, что тренировка того и другого должна проводиться одновременно. В этом и заключается значение регулирования дыхания, укрепления тандена и концентрации сознания в тан-дене. Когда это сделано, вы сможете воспринимать все вещи такими, какие они есть. Двойственность и противоречия перестанут существовать. Достижение этого состояния, то есть фи-
*> 13
зического и духовного единства, является важнейшей целью карате.
Сосредоточенность на одной точке является важным методом тренировки для достижения состояния духовного единства. Состояние отрешенного освобождения, в котором мозг 11 Ояма, Масутацу, Путь к истине. М.: 2001. С 34.
12 Там же, С. 34-35.
13 Там же, С. 36.

11
свободен, действовать без ограничения, регулируемое дыхание и тело, следующее за освобожденным сознанием, - все это является целью, на которую должна быть направлена трени-
14
ровка.
Полная преданность является единственным способом для достижения чего-либо значительного и устойчивого. Несмотря на это, каратисты должны быть безразличны к судьбе. Путь, который мы избрали, содержит высокие стремления и цели. Хотя природа этих целей изменяется с личностью, мое толкование их следующее: мой путь - путь карате - является также путем гуманности и соответственно относится к пути богов.15
Все дыхательные упражнения в карате используют брюшную полость и укрепляют танден для увеличения скорости и мощи ударов рук и ног. Когда танден в хорошем состоянии, то тело и душа едины, а плоть сильна. Согласованность между душой и телом очень важна в карате, в котором скорость и вырабатывание взрывной силы жизненно необходимы. Следовательно, сила в тандене имеет существенное значение. К тому же движения в карате имеют такую природу, при которой важную роль в них играет участие тандена.
Концентрация жизненных сил и духовное единство производят эффект, о котором человек вначале даже и не подозревает.
Когда душа утвердилась в области живота как результат контроля дыхания и укрепления тандена, вы будете в состоянии мыслить разнообразно и правильно.
Система дыхания укрепляет танден и, путем стимулирования блуждающего нерва в ягодицах, приносит душевное спокойствие, снимает усталость и позволяет человеку достигнуть максимальной общей силы тела.
14 Ояма, Масутацу, Путь к истине. М.: 2001. С 47.
15 Там же, С. 18.

12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня крупные организации определяют судьбу всего человечества, все вершат могущественные державы. Неудивительно, что люди начинают заниматься карате для сохранения хоть в какой-то мере достоинства отдельного человека.
Что может дать человеку каратэ? Зачем оно существует? Что с ним делать?
Каратэ воспитывает в человеке личность, сильную личность, справедливую. И жизненный путь этой личности — посвящение себя благополучию людей и общества в целом. Каратэ учит людей быть вежливыми друг к другу, чтить и уважать своих родителей, друзей и близких, применять в сражении свою силу только на благо общества.
В моем понимание каратэ — это уверенность. Уверенность в себе самом, в своих силах. Каратэ делает человека свободным, успокаивает, снимает усталость и напряжение. В какой-то мере позволяет защитить себя и своих близких.
Чтобы глубоко понять и изучить философию каратэ (как вида боевого искусства и как жизненного пути), основные моменты которой я попытался изложить выше, нужно посвятить этому всю свою жизнь. Каратэ — это путь, это отдельная жизнь, небольшие элементы которой проникают в нашу действительность.

13
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1). Ояма, Масутацу. Путь к истине. — М.: 2001. 111с.
2). Ояма, Масутацу. Философия и техника каратэ. — М.: 2001. 317 с.
3). Фунакоши Гичин. Каратэ-до. Мой жизненный путь. — Тверь: 1995. 171 с.

Похожие:

Реферат по философии на тему: «философия боевых искусств на примере каратэ киокушинкай» студент II курса iconРеферат по дисциплине: Философия на тему: Время и пространство в философии. Выполнил аспирант: Петросян А. А
Реферат: пространство и время в философии министерство образования Российской Федерации «мати» – Российский Государственный Технологический...
Реферат по философии на тему: «философия боевых искусств на примере каратэ киокушинкай» студент II курса iconРеферат по Истории Искусств На тему: «Освоение наследия древнерусского искусства в архитектуре рубежа XIX-XX вв.»
Московский Государственный Институт Печати Реферат по Истории Искусств На тему
Реферат по философии на тему: «философия боевых искусств на примере каратэ киокушинкай» студент II курса iconКонтрольная работа По дисциплине философия на тему: Философия в системе культуры. Студент Лебедев А. П. 2-го курса по специальности: Экономика и управление на предприятии
Философия обобщает достижения всей мировой культуры, всемирно исторической практики и позиция, является духовной квинтэссенцией,...
Реферат по философии на тему: «философия боевых искусств на примере каратэ киокушинкай» студент II курса iconРеферат по истории на тему древневосточный человек перед лицом закона студент 1-го курса группы "Б"
Законы Хаммурапи министерство общего и профессионального образования российской федерации адыгейский государственный университет...
Реферат по философии на тему: «философия боевых искусств на примере каратэ киокушинкай» студент II курса iconРеферат по "Культурологии" На тему: "Древняя Греция". студент 1-го курса Группы 3514 (II)
Религиозная культура
Реферат по философии на тему: «философия боевых искусств на примере каратэ киокушинкай» студент II курса iconРеферат по дисциплине Философия Тема: «Психофизиологические аспекты творчества B. C. Соловьева» студент 2 курса
Федеральное агентство по образованию Новосибирский государственный университет Юридический факультет
Реферат по философии на тему: «философия боевых искусств на примере каратэ киокушинкай» студент II курса iconРеферат на тему: Андрей Рублёв
Юридический институт р е ф е р а т на тему: Андрей Рублёв студент I курса andrianoпроверил: XXX москва, 2002 план введение
Реферат по философии на тему: «философия боевых искусств на примере каратэ киокушинкай» студент II курса iconНовейшие методики
Общественная организация "клуб боевых искусств "сич" с 1 сентября начинает набор детей возрастом от 4 до 9 лет в группы для активного...
Реферат по философии на тему: «философия боевых искусств на примере каратэ киокушинкай» студент II курса iconРеферат по дисциплине история россии на тему: студент I курса группы ю-11 диденко п. А
Автомобиль и власть Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации
Реферат по философии на тему: «философия боевых искусств на примере каратэ киокушинкай» студент II курса iconРеферат На тему: Изменение системы государственного управления народным хозяйством в 1957
Студент 1 курса дневного отделения, специальности менеджмент организации 1 группы Манагаров Р. И
Разместите кнопку на своём сайте:
txt.rushkolnik.ru



База данных защищена авторским правом ©txt.rushkolnik.ru 2012
обратиться к администрации
txt.rushkolnik.ru
Главная страница