Социология: экзаменационные ответы для студентов вузов Вадим Юрьевич Забродин




НазваниеСоциология: экзаменационные ответы для студентов вузов Вадим Юрьевич Забродин
страница1/15
Дата конвертации23.01.2013
Размер260.11 Kb.
ТипТексты
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Социология: экзаменационные ответы для студентов вузов Вадим Юрьевич Забродин

В учебном пособии, предназначенном для студентов высших учебных заведений, изучающих социологию, в сжатой, концентрированной форме даются ответы на экзаменационные вопросы курса. Его содержание соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта по курсу "Социология" для несоциологических специальностей высших учебных заведений. Для того чтобы максимально учесть имеющиеся различия рабочих программ, перечень вопросов, представленных в пособии, носит избыточный характер. В ответах, как правило, отражаются различные точки зрения на рассматриваемую проблему представителей отдельных школ и направлений социологической науки.
Вадим Юрьевич Забродин

Социология. Экзаменационные ответы для студентов вузов
Предисловие

Содержание данного пособия основано на требованиях Государственного образовательного стандарта по курсу "Социология" для несоциологических специальностей высших учебных заведений. Рабочие программы вузов по этой дисциплине отличаются разной степенью детализации разделов и тем, предусмотренных стандартом. Стандартом допускается, по усмотрению учебного заведения, дифференциация количества учебных часов, отводимых на изучение дисциплины, и формы контроля знаний в соответствии со спецификой учебного плана.
Для того чтобы максимально возможно учесть имеющиеся различия рабочих программ, перечень вопросов, отраженных в пособии, носит избыточный характер. Это обеспечивает возможность объединения информации из нескольких ответов при наличии в программе одного обобщающего вопроса по теме вместо нескольких детализированных.
В ответах, как правило, отражаются различные точки зрения на рассматриваемую проблему представителей отдельных школ и направлений социологической науки.
1. Что такое социология?

Что такое социология? Сам термин, введенный основоположником новой науки О. Контом, сконструирован из слов двух разных языков: латинского - socium, societas (общество) и греческого- logos (изучение). Он отражает основной замысел Конта: социология - это изучение общества.
Однако такого определения явно недостаточно, поскольку изучением общества занимаются и другие науки, например: история, экономика и т. п. Более того, общество в разных его аспектах изучалось задолго до появления этого названия, достаточно вспомнить мыслителей Древней Греции, Древнего Рима, непосредственных предшественников О. Конта - философов эпохи Просвещения и др.
Для понимания сути науки важно точно определить ее предмет. На протяжении полутора веков существовало и существует много различных определений социологии, и все они зависят от того, что именно выдвигалось в качестве предмета социологии на том или ином этапе общественного развития.
Главное же отличие социологии от предшествующих учений об обществе хорошо показано в одном из современных определений: "Социология - это научное изучение общества и общественных отношений. Она черпает данные из реального мира и пытается объяснить их на основе научного анализа" (Н. Смелзер).
Именно научность, получение нового знания при помощи особым способом сконструированных методов и методик, обеспечивающих достоверность результатов, является основой современной социологии.
Итак, научное знание в целом - это знание достоверное. Однако достоверность, особенно в общественных науках, - вещь чрезвычайно тонкая, предъявляющая к исследователю особые требования.
Как известно, расцвет естественных наук в XVII-XVIII вв. в значительной мере был обеспечен выработкой определенных принципов, которым должны были соответствовать процесс и результаты научных исследований.
В первую очередь, это возможность эмпирической проверки (от греч. empeiria - опыт). Знание должно быть основано на наблюдении и опыте, результаты исследования должны поддаваться измерению и количественному выражению. Однако эти результаты могут быть признаны достоверными, только если какой-либо другой опыт (опыты), проведенный по аналогичной методике, давал такие же результаты. Это требование получило название "воспроизводимость".
И последний принцип научного исследования - каузальность (от лат. causa - причина). Научное знание должно выявлять и объяснять причины возникновения того или иного изучаемого явления.
Совокупность перечисленных принципов получила название естественнонаучной, впоследствии названной "позитивистской", парадигмы научного познания, принципы которой О. Конт заложил в концепцию новой науки.
Термин "парадигма" (от греч. paradigma - пример, образец) применительно к науке вообще - это совокупность наиболее общих принципов восприятия и осмысления мира, методов получения информации о нем. В социологии это слово часто употребляется также для обозначения самостоятельных отдельных школ и течений, разрабатывающих собственные теории и методы получения информации, например: парадигма структурного функционализма. В повседневном обиходе это слово может использоваться для характеристики особенностей мышления (познания) отдельного человека.
Для социологии, как и для всех социальных наук, важную роль играет также соблюдение принципа историчности, т. е. требование обязательного учета более широкого контекста особенностей временного периода, к которому относится изучаемое событие.
Так, в частности, для социолога, в отличие от историка, на первый взгляд, не должно иметь особого значения знание страны, в которой жил и работал тот или иной ученый, дат его рождения и смерти, года опубликования той или иной работы и др.
Однако подобные данные, в сопоставлении с конкретно-историческими условиями того времени, страны, позволяют лучше понять возможные предпосылки выдвижения именно тех проблем в центр научного анализа, появления именно таких путей их решения, которые связаны в истории социологии с именем исследователя.
Более того, зачастую для выявления факторов, предопределивших выбор тем или иным социологом проблем для изучения и подходов к их решению, важными являются особенности его жизненного пути: образование, род занятий, личные особенности и пр. Хорошим примером здесь может служить научная деятельность П. Сорокина. Он был непосредственным участником Февральской революции, свидетелем Октябрьской революции 1917 г. Впоследствии им была разработана концепция социологии революций и опубликована книга с таким названием (1925).
Хотелось бы подчеркнуть, что сама социология как современная наука возникла не ранее, чем в евроатлантической цивилизации начались радикальные перемены во всех сферах общественной жизни: экономике, науке, обществе (этот период сейчас принято называть началом эпохи модернизации, или модерна). Известный французский социолог А. Турен отмечал, что социологию часто определяли именно как критический анализ модерна.
Иногда начало этой эпохи связывают с индустриализацией, однако индустриализация является лишь одним из аспектов модернизации как более широкого процесса. Общества наиболее быстро развивавшихся в то время стран столкнулись с необходимостью получения возможно более точного научного знания о самом обществе, принципах его построения, путях и направлениях дальнейшего развития и пр. Именно в этих странах (Франция, Великобритания, Германия) и возникла социология.
Здесь требуется небольшое отступление. Как известно, "проблема" - это задача, требующая решения. "Научной" проблема становится тогда, когда ее решение невозможно без проведения научных исследований и она становится предметом научного анализа.
Что же тогда такое "социальная" проблема? Это проблема, которая осознается обществом как значимая для его существования, без решения которой затруднено или невозможно дальнейшее развитие.
Каким образом происходит осознание обществом той или иной проблемы?
Первым этапом является формулирование некоего феномена как социальной проблемы наиболее продвинутыми представителями общества. Далеко не всегда это осуществляется социологами, но почти всегда - людьми, обладающими социологическим подходом, под которым понимается способность увидеть общее в частном. Затем следуют проявление общественного интереса, выработка общественного мнения по отношению к выдвинутой проблеме и поиск решения, как правило, с помощью науки.
Предметом широкого обсуждения в европейских государствах XVIII-XIX вв. стали базовые социальные проблемы общественного переустройства, поиск решения которых и предопределил появление новой науки - социологии.
Впоследствии многообразие, возраставшая и возрастающая сложность и изменчивость явлений и процессов социального мира выдвигали перед исследователями все новые задачи, которые не удавалось разрешить в рамках одной парадигмы. В социологии ХХ в. получили развитие новые парадигмы, например парадигма качественного изучения, снимающая, в частности, требование количественного измерения результатов.
На протяжении всего ХХ в. продолжалась бурная полемика между различными течениями, претендующими на истинную "научность". Лишь к концу века большинство представителей мирового социологического сообщества пришли к единому мнению - содержательная научная дискуссия возможна лишь в рамках одной парадигмы, полемика в понятиях разных парадигм - бессмысленна.
Поскольку социология, таким образом, была фактически признана полипарадигмальной наукой, в тексте ответов часто приводятся точки зрения представителей основных социологических течений.
К настоящему времени принято, в качестве наиболее крупных, выделять три парадигмы современной социологической теории: структурно-функциональную, социального конфликта и символического интеракционизма.
Существует и другой подход, который выделяет парадигмы по основному объекту исследования: социальной структуре, социальным фактам, социальному действию, поведению и т. п.
2. Объект и предмет социологии

Любая научная дисциплина имеет свой объект и предмет исследования. Более того, именно точное определение собственного предмета исследования дает основания для появления новой науки. Так, например, социология выделилась как самостоятельная наука лишь после определения О. Контом предмета ее изучения.
Под объектом науки понимается феномен или круг явлений, который она изучает. Чем шире круг этих явлений, тем более общий характер она имеет. Так, биология исследует все, что относится к процессам живой природы. Поскольку их многообразие огромно, биологию часто определяют как "совокупность наук о живой природе".
На объект изучения социологии прямо указывает ее название, составленное из слов двух разных языков: латинского- socium, societas (общество) и греческого- logos (изучение). Таким образом, объектом социологии является общество. Как известно, общество изучается многими научными дисциплинами, например: историей, экономикой, политологией и др., но каждая выделяет для себя какой-либо специфический срез, аспект исследуемого объекта, который и называется предметом данной науки.
Так, история занимается конкретными событиями, локализованными в пространстве и времени, т. е. каждое историческое событие имеет определенное место, дату и конкретных участников, вплоть до указания имен, фамилий, прозвищ. Социология же, в отличие от истории, имеет дело с типичными чертами, общими для явлений и процессов, происходивших или происходящих в разное время и (или) в разных местах.
На самом деле вопрос о предмете социологии достаточно сложен. Трудно дать определение, с которым были бы согласны все представители этой научной дисциплины. Отчасти это связано с молодостью самой науки, отчасти - с существенной эволюцией ее предмета на разных этапах познания. Теоретическое социологическое изучение общества затруднено также вследствие быстрых изменений в общественной жизни на протяжении последних 150 лет. Происходившие изменения форм общественного устройства, социальных институтов и социальных (общественных) потребностей существенно повлияли на направления исследований, что вызывает необходимость периодического уточнения предмета науки. Дискуссии на эту тему продолжаются до сих пор.
Например, в 1999 г. на 34 Конгрессе Международного Института Социологии (МИС) - старейшей международной социологической организации, возникшей на базе Сорбонны в 1893 г. [1 - В разное время президентами МИС становились наши соотечественники: П. Лилиенфельд, М. Ковалевский, Н. Кареев и П. Сорокин.], было предложено считать им "социальный порядок".
В одном из последних отечественных вузовских учебников (2003 г.) предметом науки называются "взаимодействия между входящими в состав общества людьми", что оставляет за пределами рассмотрения взаимодействия между обществами, цивилизационный уровень социологического анализа и пр.
Более широкое содержание имеет выдвижение в этом качестве "совокупности социальных отношений", однако здесь необходимы уточнения. "Отношения" в данном контексте понимаются в широком смысле, как включающие в себя:
• отношения как соотношение чего-то с чем-то. Так, незнакомые люди или группы людей, находящиеся в разных местах, занимающие разные позиции в обществе, тем не менее могут быть соотнесены между собой по сходству или различию позиций и, значит, находятся в каком-то отношении друг к другу;
• отношение как связь, когда между людьми, группами людей или обществами существует одно- или двусторонний обмен, хотя бы информацией;
• отношение как взаимодействие, когда между сторонами наличествует какая-либо координация действий или даже односторонний учет действий другой стороны с коррекцией собственных.
В таком понимании контовские "законы" можно рассматривать тоже как "отношения", складывающиеся в обществе, и поэтому определение О. Конта не противоречит последнему.
Еще сложнее ситуация со словом "социальное". В русском языке оно используется в различных значениях. Первоначально "социальное" означало "общественное", но впоследствии приобрело дополнительные смыслы, в частности, каритативный- "социальное обеспечение", "социальная поддержка". В последнее время в российском политическом лексиконе широко используется словосочетание "затраты на социальную сферу" для определения той части расходов общества, которая направляется на удовлетворение потребностей населения в здравоохранении, образовании и пр.
3. Социология и другие гуманитарные науки
Общество является объектом изучения целого ряда научных дисциплин, поэтому важно уточнить, каким образом соотносятся и чем отличаются предметные области социологии, истории, политологии, экономической науки. При этом мы будем исходить из наиболее общего современного определения предмета социологии - изучение социальных отношений (включающих разного рода взаимодействия как особый вид отношений).
Итак, история, в первую очередь, интересуется фиксацией, описанием и интерпретацией конкретных событий и фактов, имевших место в прошлом и настоящем человечества. Отражаемые историей факты реальной жизни всегда конкретны и неповторимы. Не в том смысле, что, скажем, войны не повторяются, а в том, что никогда не было двух одинаковых войн. Каждая война отличается от другой - участниками, временем, местом, течением военных действий и последствиями.
По замечанию Макса Вебера, историк имеет дело с событиями, локализованными в пространстве и времени, т. е. каждое историческое событие имеет определенное место, дату и конкретных участников, вплоть до указания имен, фамилий, прозвищ отдельных заметных личностей.
Те же самые исторические события могут служить предметом изучения и для социологов. Но их привлекают общие характеристики, типичные для войн вообще или для войн определенных эпох и т. п. В изучении общественного мнения (отражающего, кстати, те самые "социальные отношения") для социолога важными являются такие характеристики респондента, которые позволяют отнести его к определенной группе, определенному типу.
Сферой научных интересов политологии, также недавно оформившейся в самостоятельную дисциплину, является изучение взаимоотношений (сравните - тоже "отношений", как и в социологии) людей, различных социальных групп, связанных с завоеванием и удержанием политической власти, а также ее использованием. Политология изучает социальные отношения в отдельной, специфической сфере общественной жизни. Любые факты, явления или процессы, информация о которых может предоставляться историей и социологией, рассматриваются политологами лишь постольку, поскольку они оказывают (прямо или опосредованно) влияние на политику. В этой связи следует отметить, что современная западная политология в значительной мере "выросла" из политической социологии.
Предметной областью исследований экономической науки, так же, как и социологии и политологии, являются отношения, но уже в другой сфере жизнедеятельности общества - в экономике. Экономическая наука изучает отношения, в которые вступают люди, социальные группы в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Как и социология, экономическая наука имеет дело с устойчиво повторяющимися, типичными процессами и явлениями.
В отличие от политологии и экономики, социология исследует все сферы общественной жизни в их тесной взаимосвязи и взаимовлиянии друг на друга.
Определенные трудности представляет разведение предметов социологии и психологии (и социальной психологии) - наук, занимающихся изучением поведения людей и их групп. Дело в том, что в реальном поведении человека крайне сложно выделить влияние собственно социальных или психологических факторов. В самом общем виде можно сказать, что психология изучает характеристики и механизмы регуляции поведения отдельных индивидов.
Социальная психология ориентирована на исследование поведения человека в группе и изучение малых групп, рассматриваемых как единое целое. Члены малых групп находятся, преимущественно, в непосредственном контакте между собой и испытывают взаимное влияние. Важное место здесь занимает учет личных особенностей индивидов.
Социологию, активно использующую субъективные оценки, особенно в эмпирических исследованиях, не интересуют взаимосвязи этих оценок с личными характеристиками опрашиваемых. Главное для социолога - выявление закономерностей формирования и изменения субъективных мнений респондентов и их связь с показателями, характеризующими их принадлежность к той или иной социальной, профессиональной и т. д. групп. Так, например: удовлетворенность (работой, качеством жизни и пр.) представителей различных слоев и групп - субъективное психологическое оценочное отношение - является одним из самых популярных показателей в эмпирических социологических исследованиях.
Явной тенденцией XX в., развивающейся и сейчас, стало использование общесоциологических принципов и знаний в других общественных науках. Один из самых известных в мире социологов П. А. Сорокин прямо указывал на то, что и наука о праве, о хозяйстве, и дисциплины, изучающие явления религиозные, эстетические, психологические и пр., не избежали влияния социологии: ""Социологизм" специальных наук - знамение времени".
4. Структура социологического знания
К настоящему времени, несмотря на сравнительно молодой возраст, социология представляет собой разветвленную научную дисциплину. Она включает в себя ряд обособленных областей и направлений, иногда существенно отличающихся по применяемым в них методам.
Как и любая другая наука, социология может быть представлена в виде трех, различных по степени теоретического обобщения, вытекающих друг из друга частей.
В ее структуре можно выделить общую социологическую теорию (общую социологию), частные социологические теории и, в качестве базового элемента, поставляющего материал для теоретического анализа, - эмпирическую социологию.
Общая социологическая теория- это систематическое изложение наиболее общих законов, по которым развивается общественная жизнь, а также основных категорий и понятий, описывающих функционирование общества и его элементов. Именно в рамках общей социологии происходит теоретическое осмысление и включение в общую социологическую "картину мира" результатов, полученных в рамках частных социологических теорий.
В литературе часто встречается другое название - "теории среднего уровня", введенное видным американским социологом Р. Мертоном. Однако, как отмечает ряд отечественных специалистов, в русском языке слово "уровень" автоматически указывает на вертикальную иерархичность и, кроме того, имеет оценочную нагрузку (например: "средний" - это явно не "лучший", а "так себе"). Чтобы передать мысль Р. Мертона, правильнее было бы называть их "теориями среднего радиуса действия".
Частные социологические теории (теории среднего уровня, среднего радиуса действия) имеют самые разные основания для их обособления. Так, к числу теорий среднего уровня относят:
• социологические направления, ориентированные на отдельные сферы деятельности: экономическая социология, разрабатывающая социальные проблемы экономики; медицинская социология; социология менеджмента и др.;
• отрасли институциональной социологии, исследующие устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни: социология образования; социология брака, семьи, религии и др.
Существуют десятки других социологических концепций, которые также можно отнести к разряду теорий среднего уровня: социология города, социология досуга и т. д. и т. п. Совершенно очевидно, что с усложнением общественной жизни их количество будет только возрастать.
Под эмпирической социологией, несмотря на определенные разногласия специалистов, чаще понимают не только "совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации", но и сами результаты конкретных исследований. Понятно, что, будучи осмысленными в более широком контексте, в совокупности с материалами других социологических исследований, результаты исследований укладываются в логику той или иной теории среднего уровня (не теряя при этом своего эмпирического происхождения).
Ранее за этой частью социологии было закреплено название "прикладная социология", что не совсем корректно. Самая высокая социологическая теория может (и должна) использоваться в прикладных целях, ибо иначе теряется смысл самой социологии. Если наука о законах развития общества не может быть применена на практике - она не нужна. Собственно, бурное развитие социологии в XX в. было обеспечено именно ее практическим, прикладным использованием.
В последнее время принято выделять четвертый элемент социологического знания - социальную инженерию. Это социальные технологии, обеспечивающие социоинженерную деятельность, т. е. практическую деятельность руководителей и специалистов по управлению современным народным хозяйством и обществом. Почти дословно повторяя слова Питирима Сорокина, можно сказать, что социологизация общественной жизни - это знамение времени.
Однако существует обстоятельство, изрядно нарушающее стройность структуры социологического знания. Общая социологическая теория не является общепринятой для представителей всех социологических школ и направлений. На протяжении ХХ в. предпринимались, по выражению Роберта Мертона, "всеохватные систематические попытки развить единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений". Эти попытки не увенчались успехом, и в рамках той части социологии, которая носит название "общая социологическая теория", сосуществуют и конкурируют несколько исследовательских парадигм.
К основным из этих парадигм в современной литературе принято относить: структурный функционализм, символический интеракци-онизм и парадигму социального конфликта.
Существует и другой подход. В нем выделяются пять парадигм, различающихся в зависимости от точки зрения авторов на содержание социальной реальности:
1. Парадигма социально-исторического детерминизма, основанная на марксистской социологической традиции.
2. Парадигма социальных фактов, сводящая социальную реальность к двум группам социальных фактов - социальным структурам и социальным институтам. Начало этого подхода относят к трудам Э. Дюркгейма. В рамках этой парадигмы ведущим направлением является структурный функционализм.
3. Парадигма социальных дефиниций, в которой социальная реальность выступает как совокупность значений, символов, в которых люди оценивают окружающий мир. Родоначальником ее является М. Вебер, впоследствии выделились направления феноменологической социологии, символического интеракционизма и этнометодологии.
4. Парадигма социального поведения, связанная с бихевиористским подходом и теорией социального обмена, продолжающая психологическое направление в социологии.
5. Парадигма психологического детерминизма, развиваемая в теориях неофрейдизма и фрейдомарксизма.
Можно сделать вывод о том, что мировая социология начала XXI в. остается полипарадигмальной.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Социология: экзаменационные ответы для студентов вузов Вадим Юрьевич Забродин iconЭкзаменационные вопросы ведущих вузов России. Информативные ответы на все вопросы курса «Психология» в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Н. А. Богачкина
Студенту без шпаргалки никуда! Удобное и красивое оформление, ответы на все экзаменационные вопросы ведущих вузов России
Социология: экзаменационные ответы для студентов вузов Вадим Юрьевич Забродин iconЭкзаменационные вопросы ведущих вузов России. Информативные ответы на все вопросы курса "Управление финансами" в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Ю. А. Дараева
Студенту без шпаргалки никуда! Удобное и красивое оформление, ответы на все экзаменационные вопросы ведущих вузов России
Социология: экзаменационные ответы для студентов вузов Вадим Юрьевич Забродин iconЭкзаменационные вопросы ведущих вузов России. Светлана Геннадиевна Зубанова
Студенту без шпаргалки никуда! Удобное и красивое оформление, ответы на все экзаменационные вопросы ведущих вузов России
Социология: экзаменационные ответы для студентов вузов Вадим Юрьевич Забродин iconЭкзаменационные вопросы ведущих вузов России. Е. М. Буслаева, Л. В. Елисеева, А. С. Зубкова, С. А. Петунин, М. В. Фролова, Е. В. Шарохина
Студенту без шпаргалки никуда! Удобное и красивое оформление, ответы на все экзаменационные вопросы ведущих вузов России
Социология: экзаменационные ответы для студентов вузов Вадим Юрьевич Забродин iconЭкзаменационные вопросы ведущих вузов России В. А. Горбухов
Студенту без шпаргалки никуда! Удобное и красивое оформление, ответы на все экзаменационные вопросы ведущих вузов России
Социология: экзаменационные ответы для студентов вузов Вадим Юрьевич Забродин iconЭкзаменационные вопросы ведущих вузов России. В. А. Чинько
Студенту без шпаргалки никуда! Удобное и красивое оформление, ответы на все экзаменационные вопросы ведущих вузов России
Социология: экзаменационные ответы для студентов вузов Вадим Юрьевич Забродин iconЭкзаменационные вопросы ведущих вузов России В. А. Горбухов
Студенту без шпаргалки никуда! Удобное и красивое оформление, ответы на все экзаменационные вопросы ведущих вузов России
Социология: экзаменационные ответы для студентов вузов Вадим Юрьевич Забродин iconЭкзаменационные вопросы ведущих вузов России. Е. В. Бачило
Студенту без шпаргалки никуда! Удобное и красивое оформление, ответы на все экзаменационные вопросы ведущих вузов России
Социология: экзаменационные ответы для студентов вузов Вадим Юрьевич Забродин iconЭкзаменационные вопросы ведущих вузов России. Д. Г. Левин
Студенту без шпаргалки никуда! Удобное и красивое оформление, ответы на все экзаменационные вопросы ведущих вузов России
Социология: экзаменационные ответы для студентов вузов Вадим Юрьевич Забродин iconЭкзаменационные вопросы ведущих вузов России. Д. Г. Левин
Студенту без шпаргалки никуда! Удобное и красивое оформление, ответы на все экзаменационные вопросы ведущих вузов России
Разместите кнопку на своём сайте:
txt.rushkolnik.ru



База данных защищена авторским правом ©txt.rushkolnik.ru 2012
обратиться к администрации
txt.rushkolnik.ru
Главная страница