|
В оформлении Доклада использованы предметы пермского звериного стиля из фондов Пермского краевого музея и Чер- дынского краеведческого музея им. А. С. Пушкина. Пермский звериный стиль — это культовое литье VII в. до н. э. — XII в. н. э., в котором отражены древние представления об устройстве мира и месте человека в нем. Подземный, или «нижний», мир — это фантастические ящеры, «верхний» мир — небесный свод — олицетворяют лосихи. «Средний» — земной мир — населен героями, которые сочетают в себе черты чело- века, животного и птицы. Собирательные образы людей в центре подчеркивают единство с окружающим миром. Ребенок часто изображается «подвешенным» в пространстве либо опирающимся на родителей, которые поддерживают его. Почти все предметы пермского звериного стиля обнаружены в Верхнем Прикамье: в Чердынском районе, Коми-Пермяцком округе и прилегающих территориях. Департамент развития человеческого потенциала Аппарата Правительства Пермского края выражает благодарность Пермскому краевому музею и Чердынскому краеведческому музею имени А. С. Пушкина за предоставленные материалы. Пермь 2010 о развитии человеческого потенциала в Пермском крае 2 2 ОТ АВТОРОВ Коллектив авторов выражает признательность Правительству Пермского края за поддержку и помощь в разработке Доклада о развитии человеческого потенциа- ла в Пермском крае. Подготовка Доклада стала возможной благодаря содействию и поддержке ру- ководства и сотрудников ПРООН в Российской Федерации и Регионального бюро ПРООН по Европе и странам СНГ в Братиславе. Авторы также выражают признательность участникам публичных слушаний по проекту Доклада за конструктивные замечания и предложения. Доклад о развитии человеческого потенциала в Пермском крае / Редактор С. Н. Бо- былев, соредакторы Н. В. Зубаревич, П. И. Блусь, В. Г. Былинкина. — Пермь: НП «Про- фессиональный интерес», 2010. — 126 с. 3 3 РУКОВОДИТЕЛЬ АВТОРСКОГО КОЛЛЕКТИВА: Бобылев Сергей Николаевич, д. э. н., профес- сор экономического факультета Московского го- сударственного университета имени М. В. Ломо- носова СОРУКОВОДИТЕЛЬ АВТОРСКОГО КОЛЛЕКТИВА: Сухих Валерий Александрович, д. э. н., ис- полняющий обязанности Председателя Прави- тельства Пермского края, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Пермского государственного университета имени А. М. Горького АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ: Алексеев Вадим Борисович, заместитель дирек- тора ФГУН «Федеральный научный центр медико- профилактических технологий управления риска- ми здоровью населения» Борисов Андрей Александрович, к. и. н., доцент кафедры государственного и муниципального уп- равления Пермского государственного универси- тета имени А. М. Горького Букина Татьяна Витальевна, к. г. н., доцент ка- федры экономической теории, начальник отдела внутреннего аудита качества Пермского филиала Государственного университета «Высшая школа экономики» Зайцева Нина Владимировна, д. м. н., заслужен- ный деятель науки, член-корреспондент РАМН, профессор, директор ФГУН «Федеральный науч- ный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Зубаревич Наталия Васильевна, д. г. н., про- фессор географического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломо- носова; руководитель региональных программ Не- зависимого института социальной политики Зуева Елена Львовна, к. э. н., доцент, заведую- щая кафедрой экономической теории Пермского филиала Государственного университета «Высшая школа экономики» 4 4 Исакин Максим Александрович, к. э. н., ди- ректор ООО «Институт прикладной экономики и бизнес-инжиниринга», начальник Центра при- кладной экономики Пермского филиала Государ- ственного университета «Высшая школа эконо- мики» Кассина Раиса Алексеевна, к. п. н., заслуженный учитель РФ, заместитель министра образования Пермского края Красильников Дмитрий Георгиевич, д. п. н., профессор кафедры государственного и муници- пального управления Пермского государственно- го университета имени А. М. Горького Лазепный Вадим Григорьевич, начальник го- сударственной инспекции по экологии и приро- допользованию Пермского края Май Ирина Владиславовна, заместитель дирек- тора по научно-исследовательской работе ФГУН «Федеральный научный центр медико-профилак- тических технологий управления рисками здоро- вью населения» Маковецкая Светлана Геннадьевна, директор Центра гражданского анализа и независимых ис- следований Марасанова Ирина Владимировна, консуль- тант Совета муниципальных образований Перм- ского края Минеева Светлана Алексеевна, к. ф. н., эксперт по проблемам детства и защите прав детей, раз- вития образования, приоритетным националь- ным проектам, развития гражданского общества, заместитель председателя Российской риториче- ской ассоциации; старший эксперт-исследователь Центра гражданского анализа и независимых ис- следований Северова Наталья Геннадьевна, к. э. н., началь- ник отдела организации деятельности службы занятости по регистрации получателей государ- ственных услуг и мониторинга рынка Агентства по занятости населения Пермского края Троицкая Елизавета Александровна, ассистент кафедры государственного и муниципального уп- равления Пермского государственного универси- тета имени А. М. Горького 5 5 ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ НА ПОРОГЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ (ЦРТ), АДАПТИРОВАННЫЕ ДЛЯ РОССИИ Цель 1. Сокращение бедности и ликвидация голода 1. Сократить к 2015 году уровень об- щей бедности в два раза и ликвидиро- вать экстремальную бедность среди не- маргинальных групп населения. 2. Обеспечить бедному населению доступ к продуктам питания. Цель 2. Обеспечение доступнос- ти образования 3. Вовлечь в образование и социали- зацию социально незащищенные груп- пы населения. 4. Обеспечить доступ к дошкольно- му образованию детей из малообеспе- ченных семей и детей, проживающих в сельской местности. 5. Выровнять финансирование и до- ступность образования между региона- ми и в пределах регионов. 6. Обновить содержание образова- ния в направлении развития навыков и умений, практического применения знаний. 7. Переориентировать систему про- фессионального образования на требо- вания современной экономики и рынка труда. Цель 3. Обеспечение гендерного равенства и улучшения положения женщин 8. Ликвидировать неравенство между полами в сфере начального и среднего образования, а не позднее чем к 2015 го- ду — на всех уровнях образования. 9. Обеспечить выравнивание возмож- ностей для доступа женщин и мужчин к политическим институтам. 10. Ликвидировать дискриминацион- ную практику в области труда и занятос- ти. 11. Создать систему реальных меха- низмов предотвращения насилия в от- ношении женщин. 12. Снизить воздействие неблагопри- ятных социально-экономических фак- торов на здоровье и продолжительность жизни, особенно мужчин. Цели 4 и 5. Снижение материн- ской смертности и смертности де- тей до 5 лет 13. Повысить продолжительность жизни и снизить смертность от основ- ных причин. 14. Повысить ориентацию общества на здоровый образ жизни. 15. Снизить смертность детей до пяти лет хотя бы на 50% в период с 1990 по 2015 год, с 21,5 до 11 на 1000 человек. 16. Снизить материнскую смерт- ность хотя бы на 50% в период с 1990 по 2015 год. Цель 6. Борьба с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом и другими заболева- ниями 17. Остановить распространение ВИЧ/СПИДа и положить начало тенден- ции к сокращению заболеваемости. 18. Остановить распространение ту- беркулеза и других социально обуслов- ленных инфекционных заболеваний и значительно сократить заболеваемость ими. Цель 7. Обеспечение экологиче- ской устойчивости 19. Включить принципы устойчивого развития в страновые стратегии и про- граммы и предотвращать потери при- родных ресурсов. 20. Обеспечить население чистой пи- тьевой водой. 21. Обеспечить улучшение качества жилищных условий населения. Цель 8. Участие в глобальном со- трудничестве, отвечающее россий- ским национальным интересам 22. Содействовать созданию благо- приятных международных условий для устранения внутренних препятствий для развития человеческого потенциала и достижения в стране ЦРТ. 23. Оказывать приоритетное содейс- твие решению глобальных проблем, национальные проявления которых являются наиболее чувствительными и болезненными для России. 24. Постепенно наращивать вклад России в международные программы помощи развитию в качестве государ- ства-донора. 6 6 УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ! Вы держите в руках Доклад о развитии человеческого потенциала в Пермском крае, подготовленный региональными экспертами в тесном сотрудничестве с Пра- вительством Пермского края при поддержке Представительства Программы раз- вития ООН (ПРООН) в Российской Федерации и Регионального бюро ПРООН по странам Европы и СНГ в Братиславе. Это второй Доклад, в котором вопросы раз- вития человеческого потенциала рассматриваются для отдельного субъекта Феде- рации, в то время как по инициативе ПРООН было выпущено 13 национальных Докладов в Российской Федерации. Пермский край является территорией конкурентного развития, поэтому нова- торские инициативы в области управления регионом вызывают неизменный ин- терес как на федеральном уровне, так и в других регионах. Одна из таких инициа- тив — создание в системе управления краем впервые в России Департамента разви- тия человеческого потенциала. Таким образом при реализации политики социаль- но-экономического развития Правительство края использует основные принципы концепции человеческого развития ПРООН. Сотрудничество между Правитель- ством края и ПРООН развивается с 2007 года, и его результатом стал предлагаемый Доклад. Без сомнения, этот документ вызовет большой интерес, прежде всего, в са- мом Пермском крае и в регионах Приволжского федерального округа и Урала. Период подготовки Доклада совпал с финансово-экономическим кризисом, ко- торый в конце 2008 года прервал достаточно длительный период экономического роста в России. Это придало особую актуальность проделанной работе, поскольку появилась возможность оценить качество экономического роста и устойчивость развития человеческого потенциала в Пермском крае. Динамику развития челове- ческого потенциала в регионе можно проследить по изменению индекса развития человеческого потенциала, который ежегодно публикуется в национальных Докла- дах. Однако получить действительно ясное представление о процессах, влияющих на человеческое развитие, можно только путем глубокого и всестороннего анализа ситуации на уровне региона. Поскольку Доклад был подготовлен в рамках международного проекта ПРООН по продвижению Целей развития тысячелетия (ЦРТ), его структура в значитель- ной степени была продиктована идеологией концепции ЦРТ, адаптированных для России. Авторы проанализировали состояние региона по таким направлениям как занятость и доступ к доходам, развитие системы образования, здоровье населения и система здравоохранения, а также экологическое состояние края. В Докладе рас- смотрены и другие важные темы, например, система государственного управления в регионе, включая взаимодействие с муниципалитетами и сотрудничество с инс- титутами гражданского общества, и вопросы инновационного развития, которые, несомненно, являются для региона приоритетом. Цель настоящего Доклада — это, прежде всего, оценка человеческого потенци- ала в Пермском крае, анализ факторов и возможностей, способных положительно влиять на создание в регионе предпосылок для долгосрочного устойчивого разви- тия. Выводы, предлагаемые авторами Доклада, будут полезны для федеральных ор- ганов власти, ответственных за выработку и реализацию региональной политики. Кроме того, Доклад может служить инструментом для проведения сравнительного анализа социально-экономического развития в субъектах Федерации, а также сти- мулом для других регионов подготовить аналогичные доклады. Хочется надеяться, что представленный в настоящем Докладе независимый анализ ключевых проблем человеческого развития окажется полезным для Пермского края, а выводы и реко- мендации, содержащиеся в Докладе, будут стимулировать дискуссию в научных и политических кругах относительно путей и инструментов для дальнейшего устой- чивого развития региона. Фроде Мауринг, Постоянный Представитель Программы развития ООН в Российской Федерации 7 7 Повышение качества жизни людей в Пермском крае — основная цель развития нашего региона. Сегодня мы ставим перед собой самые сложные и амбициозные задачи: работать для того, чтобы Пермский край стал территорией успеха, успеш- ных проектов и успешных людей. Для этого необходимо повышать рождаемость, снижать смертность в трудоспособном возрасте и обеспечивать приток населения в наш регион. Сегодня уже можно говорить о результатах. Рождаемость достигла самого высо- кого за последние 17 лет уровня, снизилась смертность в трудоспособном возрас- те, выросла ожидаемая продолжительность жизни, снизился уровень миграции. Нам надо сделать все для того, чтобы люди выбирали Пермский край регионом, где им комфортно, интересно жить и работать. Необходимо стимулировать моло- дежь к тому, чтобы она оставалась учиться в родном крае, чтобы именно здесь мо- лодое поколение могло найти применение своим знаниям. Для этого мы с этого года вводим ежемесячные стипендии для выпускников школ, сдавших ЕГЭ на высо- кий балл и поступивших в один из пермских вузов. Убежден, это позволит создать в Пермском крае концентрацию талантов. Нам необходимо создать мотивы, побуждающие людей к здоровому образу жиз- ни, к занятиям физкультурой, отказу от вредных привычек. Здесь мы пока еще в на- чале пути. Уверен, что этот Доклад станет поводом для общественной дискуссии по про- блемам развития человеческого потенциала и послужит обмену опытом между ре- гионами. Олег Чиркунов, губернатор Пермского края 8 8 СОДЕРЖАНИЕ Предисловие ........................................................................................................................................................................ 9 Общий обзор ....................................................................................................................................................................... 9 |
![]() | Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2011 Модернизация и развитие человеческого потенциала факты и цифры Введение: модернизация в российском контексте Четыре "И" институты, инфраструктура, инвестиции и инновации как "формула российской... | ![]() | Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2010 Цели развития тысячелетия в России: взгляд в будущее Представительство Программы развития ООН в Российской Федерации |
![]() | Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2010 Цели развития тысячелетия в России: взгляд в будущее Представительство Программы развития ООН в Российской Федерации | ![]() | Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2011 Программа развития Организации Объединенных Наций (проон) является глобальной сетью ООН в области развития, выступающей за позитивные... |
![]() | ИС: риа "Новости". Новости дня дт: 24. 01. 2012 14: 11 Пермь, 24 янв риа новости. Морозы до 35 градусов ниже нуля прогнозируются в Пермском крае в ночь на среду, по этой причине в регионе... | ![]() | Понятия и принципы информатизации муниципального управления 5 Понятие муниципальной информационной системы 20 глава процессы информатизации в пермском крае 25 |
![]() | Большая Советская Энциклопедия (ЮГ) Юг (пос гор типа в Пермской обл.) Пермском районе Пермской области рсфср. Расположен в 12 км от ж д станции Юг (на линии — Пермь — Свердловск) и в 40 км | ![]() | Большая Советская Энциклопедия (ЮГ) Юг (пос гор типа в Пермской обл.) Пермском районе Пермской области рсфср. Расположен в 12 км от ж д станции Юг (на линии — Пермь — Свердловск) и в 40 км |
![]() | Доклад «политбюро 0» накануне перезагрузки элитных групп январь Февраль 2013 г. Коммуникационный холдин г «Минченко консалтинг» Доклад представляет интерес для региональных элит, российского бизнеса и иностранных инвесторов | ![]() | Россия, 2004 г. 65-е место Данные из ежегодных Докладов оон, где указан рейтинг стран по индексу развития человеческого потенциала (качеству жизни) |