Сочинение мудрейшего царя константина багрянородного* Книга I




НазваниеСочинение мудрейшего царя константина багрянородного* Книга I
страница1/56
Дата конвертации05.01.2013
Размер1.46 Mb.
ТипСочинение
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   56

КОНСТАНТИН

БАГРЯНОРОДНЫЙ

СОЧИНЕНИЕ МУДРЕЙШЕГО ЦАРЯ КОНСТАНТИНА БАГРЯНОРОДНОГО*
Книга I

ОБ ОБЛАСТЯХ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ, ОТКУДА ВЕДУТ ОНИ СВОИ НАЗВАНИЯ, ЧТО ТАКОЕ ОЗНАЧАЮТ, КАКИЕ ИЗ НИХ УДЕРЖАЛИ ДРЕВНИЕ НАЗВАНИЯ И КАКИЕ ПРИНЯЛИ НОВЫЕ
Название область (tema ФЕМ), сколько мне кажется, получило свое начало вовсе не оттого, как обыкновенно все полагают, потому что оно не старинное, да и никто из историков не упоминает о нем в том смысле, в каком теперь употребляется. Издревле некоторые отряды и полки и распределялись по народам; так, например, полк 40 мучеников назывался Молниеносным, другой же Мармаритским, третий Писидийским, четвертый Фессалийским, иные иначе, как-то: по имени полководца, начальника, а иногда и других распорядителей. Когда ж это случилось? Тогда, когда цари и народ принимали личное участие в походе, когда непокорных подчиняли Римскому владычеству, покоряли чуть не всю вселенную, взволновавшуюся было; так, например, Юлий Цезарь, досточтимый Август и знаменитый Траян, великие цари Константин и Феодосий и все за ними христианские и благочестивые государи; ибо не приходилось государю, участвуя лично в походе, [2] передавать главное начальство другому; воинство было подчинено воеводам и сотникам, но прочие военные действия зависели от воли государя, и народ на него одного обращал свое внимание. Когда же сами цари перестали принимать личное участие в походах, тогда начали они назначать, вместо себя, полководцев, и тогда-то образовалось разделение государства на области, которое, таким образом, Римская империя удержала до нашего времени. Стесненная с востока и запада, все более и более умаляемая со времени Ираклия Ливийского и преемников его, которые, не зная как и на что употребить свою власть, раздробили ее, вследствие чего последовало раздробление и самих полков, а любя все Эллинское, они пренебрегали свой отечественный Римский язык. Лонгинов (предводителей отрядов) называли тысячниками, центурионов сотниками, а комитов стратигами. Что до названия tema (Фем), то оно есть Греческое, а не Римское, которое происходит от слова - положение, расположение (размещение, распределение, назначение, и т.п.).
Начнем же с описания, так называемой, Восточной области.
ПЕРВАЯ ОБЛАСТЬ, НАЗЫВАЕМАЯ ВОСТОЧНОЮ
Область эта называется Восточною не потому, что она расположена выше и ближе к Востоку, где восходит солнце, но потому, что мы, живя в Византии и в Европе, называем ее восточною. Напротив, жители Месопотамии, Сирии и Великой Азии, где обитают Индийцы, Ефиопы и Египтяне, называют ее западною или Западом и Малою Азией. Восток же, как мы сказали, принадлежит Индийцам, Ефиопам, Египтянам и другим, на Востоке обитающим народам. Но, оставляя всякое многословие и изысканность выражений касательно названия областей, изложим всю истину вкратце, как она есть сама по себе.
Итак, Восточная область, как она теперь называется, обитаема только пятью народами. Все пространство, начиная с городка Мира до самой Иконии, называется Фригией Салютарией; страна, сопредельная с Исаврийцами и прилежащая к Тавру, именуется Ликаонией, а лежащая между морем с юга и Холодными горами (Pyxroy orn, Montes Frigidi) до самой Атталии, известна под именем Памфилии. Что же выше находится в средоземье, слывет Писидией; пространство от Акроина до Амория называется Фригией Пакатиянской; край приморский, пограничный с Карией, есть Ликия. Итак, все [3] внутри страны, прилежащее к Тавру и простирающееся до Каппадокийских гор, называется Анатолией, потому что входит как часть, в объем Восточной области. Стало, вот до коих мест простираются пределы Восточной области, т.е., начинаются близ Мир, оконечности Опсикия, и идут вдоль до самых Исаврийских гор, а поперек область эта с левой стороны касается Буккеллария и Каппадокии, а с правой Исаврии и передовых оконечностей Кивирреотской области.
Таково положение Восточной области, которое было первоначально совершенно иное, потому что полки делились на тысячные, пятисотенные, сотенные и пятидесятные начальства, а всеми полками заведывал один только проконсул, подобно тому, как в последнее время, до самого Юстинияна, назначался магистр для управления ими. Свидетельством тому надгробный памятник в Смирне некоему проконсулу, Поплию, на котором находится следующая надпись: "Поплий проконсул (anpypatos), начальник Ионии, Фригии, Еолиды, Мионии, Лидии, Геллеспонта, Мизии, Вифинии, Тарсии, Галатии, Марияндов, Понта, Пафлагонии, Каппадокии, Малой и Великой Исаврии и Ликаонии, до самых пределов Тавра и Малой Армении". Все это было под начальством одного проконсула. Впоследствии был другой военачальник, достоинством патриций, по имени Иордан, которому принадлежали серебряные чашки весов обронной работы, находящиеся теперь в царской сокровищнице, а на них такого рода надпись: "Иордана военачальника Востока и прочих народов Малой Азии". Потому что он был действительно начальником этого Востока при императоре Аркадии. Мы сказали, что, так называемая теперь, Восточная область занята пятью народами: Фригийцами, Ликаонцами, Исаврийцами, Памфилийцами и Писидийцами. Все они, пока были свободны и не зависели от Римлян, имели своего собственного начальника; подпавши же под власть Римлян, распространивших впоследствии ее далеко, народы эти были порабощены и, находясь под одним управлением, смешались между собою. Но с тех пор, как владычество Римлян начало суживаться и ослабевать от безбожных Агарян, области эти снова отделились одна от другой и образовали особое целое, бывшее до самого Юстинияна и Маврикия под одною властию. Доказательством тому служит Велизарий, который один правил целым Востоком. Когда же Агаряне начали воевать с Римлянами и разрушать их села и города, то императоры принуждены были разделить эту власть [4] между несколькими, а власть над войском предоставить особенному военачальнику, который и назывался Восточным, ибо, как сказано выше, область эта, относительно нас, живущих в Византии, лежит на восток. Но в древние времена каждый народ имел своего начальника и жил по своим обычаям и законам, одни имели правление народное, другие же подчинялись царям. Доставшись Римлянам, они разделены были на провинции и управлялись. префектами, воеводами и так называемыми консилияриями, иначе советниками (boyleytai). Некоторые из них были также князьями, как сказано в жизнеописании св. мучеников, а равно скриниариями. Что до префектов, то они были двоякого роду: одни военные, другие гражданские; военные подчинялись полководцам и обязывались доставлять войску съестные припасы, ставить царские палатки и очищать дороги. Так было во времена Римлян. Когда же владычествовали Персы, а после них Македоняне, Азия разделялась на сатрапии. Лидяне имели своих сатрапов, Фригияне, Ионяне, Памфилийцы, Карийцы, Пафлагонцы, Вифиняне своих, и вообще вся, так называемая, Малая Азия распадалась и управлялась по усмотрению Персов, а впоследствии Македонян; один сатрап заведывал гражданскими делами, другой военными. Вот все, что можно сказать об них.
Этого довольно будет о Восточной области. Так называемые турмархи (toyrmarxai) находились в распоряжении военачальников. Звание это носил тот, кто имел под своим начальством пятьсот стрельцов, триста легких щитоносцев и сто копейщиков. По крайней мере, так читаем в сочинении Иоанна Филадельфийца, по прозванию Лидянина.
ВТОРАЯ ОБЛАСТЬ, ИМЕНУЕМАЯ АРМЯНСКОЙ
Область, называемая Армянской, не есть имя собственное, равно как и не древнее, но названа так по сопредельным ей Армянам. Мне кажется, что она получила это название в царствование императора Ираклия и следующих за ним, потому что о такого рода названии не упоминает географ Страбон, хотя он сам был родом Каппадокиец из города Амазии, далее Менипп, измеривший расстояния всей вселенной, Скилакс Карияндский, Павзаний Дамаскин, да и никакой другой историк; следовательно, это название новейшее, о котором ничего не знают Прокопий, Менандр и известный Исихий, которые все составляли свои летописи при Юстинияне. Древние разделяют Каппадокию на три части: на Катаонию, начиная от Мелитены, [5] Таврскую, по горе Тавру, и cобственно средиземную с стольным городом Кесарией. В старину различали также Малую и Великую Каппадокию. Великая простиралась от Кесарии и Тавра до Понта, между рекой Галисом с запада и Мелитеной с востока. Свидетельством тому служит Полибий, сочинитель Римской истории, по которому Каппадокия простиралась от Тавра и Ликаонии до Понтийского моря, так что самая Неокесария, Колония и Милитене находились в Каппадокии. Название это Персидское. Ибо когда Артаксеркс, или другой какой-то царь, однажды охотился, то лев бросился было на его лошадь. Случившийся при этом Перс избавил царя от угрожавшей ему опасности, накинув аркан на льва и убив его. Царь подарил этому Персу в награду столько земли, сколько тот мог окинуть взглядом с вершины самой высокой горы от востока, запада, севера и юга. Так рассказывает Полибий. Страна эта обитаема со стороны Колонии Армянами, в средине же, где находится Амазия и, так называемый, Дасимон, занята Левкосирийцами. Впрочем, Геродот всех Каппадокиян, живущих до самого Понта, называет Левкосирийцами, в отличие от Сирийцев, обитающих по ту сторону Тавра и Киликии, которые называются Меланосирийцами. Малая же Каппадокия, которая тоже в настоящее время находится в числе областей, граничит с Ликаонией, доходит до самой Кесарии, далее касается области Буккелларской и оканчивается на востоке у Родента, крепости, называемой Лула, и даже самого Поденда. По ту сторону (Тавра) лежат части Киликии, в которой особенно замечательны города: Тарс, Мопсуестия и Адана. Все это составляет Малую Каппадокию, которая недавно приняла название области. Но в древнее время, при Юстинияне, или другом каком-то царе, Каппадокия распадалась на три части, из коих средняя носила название Харсиянской, по имени какого-то полководца Харсия, прославившегося в то время в войне с Персами; поэтому она внесена в список областей и военных управлений, что удержала за собой доныне. Нижняя часть, примыкающая к морю, названа Армянскою, по соседству с Армянами; верхняя же, смежная с Ликаонцами и Тавром, слывет Малой Каппадокией, которая теперь, как мы сказали, носит название области. Она управлялась царями до самого Августа Цезаря, прежде же, до усиления владычества Римлян, находилась под властию Персов; впрочем, она пользовалась и независимостью, что имело место при царе Ариарате, по имени которого одно озеро, откуда [6] добывается соль, названо Ариаратским, а в простонародии Каратским. После Ариарата царствовал в ней Архелай, родственник Ирода, царя иудейского; но потом царское достоинство уничтожено, и она обращена была в Римскую провинцию, коей управлял и вместе собирал подати проконсул. Замечательнейшие города в первой провинции четыре: первый Кесария, столица, получившая свое название от великого Юлия Кесаря, прежде же называлась Мазака, от Мосоха, родоначальника Каппадокиян; второй город Нисса, третий Ферма, четвертый Регеподанд. Во второй же Каппадокии восемь городов: Тияна, Фавстинополь, Кибистра, Назиянз, Ерисима, Парнас, Регедора, Мокис и крепость, называемая Корон. Третья Каппадокия, которая известна над именем Армянской, имеет семь городов: Амазию, Ивору, Залих, Андрапу, Аминс, Неокесарию и Синоп.
Племя Каппадокиян известно всем плутовством своим, так что об нем существует даже пословица: "Три сквернейшие К: Каппадокия, Крит и Киликия" (Tria kappa kakista Kappadokia Krntn kai Kilikia), и в эпиграммах: "Каппадокияне всегда дурны: получив пояс (достоинство) становятся еще хуже, но в интересе бывают самыми дурными; когда же попадут раз, другой на колесницу, делаются злейшими из злейших". И другая эпиграмма: "Некогда злая ехидна укусила Каппадокийца, но и сама умерла, отравленная ядовитой кровью". Но в этом, так поносимом, народе явились, или, лучше сказать, воссияли, подобно звездам, знаменитые мудростию мужи, ревнители Християнской веры: Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский, Федим Амазийский, бессмертный царь, пострадавший при Ликинии за веру Христову, и Василиск, архиепископ Команский, который тоже был мучеником, вместе с которым погребен Иоанн Златоустый; далее, Василий Великий, епископ Кесарийский, и Богослов Григорий Назианзин, наследовавший ему в епископстве, перенесенный во храм Святых Апостолов благочестивым и христолюбивым царем Константином, где почиет вместе с патриархами сего града, равно как и братия Василия Великого, Петр, Григорий и Навкратий, а также Кесарий, брат Григория Богослова.
Вот что можно сказать о Каппадокии вкратце.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   56

Похожие:

Сочинение мудрейшего царя константина багрянородного* Книга I iconУтренняя стихира, глас 1
Ексапостиларии воскресны и утренния евангельския стихиры начало воскресных ексапостиларий, и утренних самогласных, сиречь евангельских...
Сочинение мудрейшего царя константина багрянородного* Книга I iconКнига пророка Амоса 1
Слова Амоса, одного из пастухов Фекойских, которые он слышал в видении об Израиле во дни Озии, царя Иудейского, и во дни Иеровоама,...
Сочинение мудрейшего царя константина багрянородного* Книга I iconКнига пророка Амоса 1
Словеса Амосова, яже быша в Кариафиариме от Фекуи, яже виде о Иерусалиме во дни Озии царя Иудина и во дни Иеровоама сына Иоасова...
Сочинение мудрейшего царя константина багрянородного* Книга I iconПедро Кальдерон Де Ла Барка. Луис Перес Галисиец (перевод Константина Бальмонта) Перевод Константина Бальмонта Pedro Calderon de la Barca. Dramas Педро Кальдерон де ла Барка
Перевод Константина Бальмонта Pedro Calderon de la Barca. Dramas Педро Кальдерон де ла Барка. Драмы. В двух книгах. Книга первая...
Сочинение мудрейшего царя константина багрянородного* Книга I iconТахир Шах в поисках копей царя Соломона «Тот, кто не путешествует, не знает ценности людей»
И сделал царь большой престол из слоновой кости и обложил его чистым золотом… и все сосуды для питья у царя Соломона [были] золотые…...
Сочинение мудрейшего царя константина багрянородного* Книга I iconПедро Кальдерон Де Ла Барка. Стойкий принц (перевод Константина Бальмонта) Перевод Константина Бальмонта Pedro Calderon de la Barca. Dramas Педро Кальдерон де ла Барка. Драмы
Перевод Константина Бальмонта Pedro Calderon de la Barca. Dramas Педро Кальдерон де ла Барка. Драмы. В двух книгах. Книга первая...
Сочинение мудрейшего царя константина багрянородного* Книга I iconАннотация: Книга прозы известного советского поэта Константина Ваншенкина рассказывает о военном поколении, шагнувшем из юности в войну, о сверстниках автора, о народном подвиге
Аннотация: Книга прозы известного советского поэта Константина Ваншенкина рассказывает о военном поколении, шагнувшем из юности в...
Сочинение мудрейшего царя константина багрянородного* Книга I iconКнига притчей царя Соломона

Сочинение мудрейшего царя константина багрянородного* Книга I iconРеферат по Теме "Культура Византии от Времен Константина Великого и до Крестовых Походов (1081 год)"
Империя от времени Константина Великого до Юстиниана Великого (IV vi века)
Сочинение мудрейшего царя константина багрянородного* Книга I iconКнига о жизни. Далекие годы
Книга о жизни. Далекие годы Обращение изготовителя файла к читателям Это первая из шести автобиографических книг, вместе составляющих...
Разместите кнопку на своём сайте:
txt.rushkolnik.ru



База данных защищена авторским правом ©txt.rushkolnik.ru 2012
обратиться к администрации
txt.rushkolnik.ru
Главная страница