Гражданское или гуманное общество: к концепции цивилизации XXI века Мировое сообщество делает выводы из невиданного за многие десятилетия финансово-экономического кризиса




НазваниеГражданское или гуманное общество: к концепции цивилизации XXI века Мировое сообщество делает выводы из невиданного за многие десятилетия финансово-экономического кризиса
Дата конвертации13.12.2012
Размер22.8 Kb.
ТипТексты
Гражданское или гуманное общество: к концепции цивилизации XXI века Мировое сообщество делает выводы из невиданного за многие десятилетия финансово-экономического кризиса. На XIII Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге 5 июня 2009 г. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев выдвинул конструктивную идею о том, что после разрешения кризиса сама модель экономики должна стать иной.
Спекулятивно-паразитический характер финансового капитала для многих стал очевиден, а для того чтобы обуздать эту стихию, требуется немало усилий политической власти, если она действительно хочет избежать серьезных социальных потрясений.
Примечательно, что американское правительство полностью или частично национализировало гиганты ипотечного кредитования "Фредди" и "Фанни", страховую компанию "Эй-ай-джи", автомобильные корпорации "Дженерал моторс" и "Крайслер", а также многие банки. К подобным мерам прибегли Великобритания, Франция и другие страны. Правительства развитых стран пошли на введение государственного регулирования экономики, на расширение социальных программ, на установление жесткого контроля над финансовыми операциями. В США 40% ВВП перераспределяется с участием государства*(1).
Капитализм заразил общество вирусом неограниченного потребительства, поставив человека в замкнутый круг "производство - потребление". Рост потребления нередко становится для обывателя главной целью, смыслом жизни, заменяя, а то и полностью вытесняя духовные интересы и запросы.
Гигантские супермаркеты соединяют в единый комплекс бесчисленные торговые залы с необъятным количеством товаров. В английском языке появилось слово "gadget" - "товар, без которого нельзя обойтись". А сколько может быть таких товаров - можете себе представить, если назойливая и вездесущая реклама культивирует искусственные потребности. Взять, к примеру, легковой автомобиль, ставший в своем роде синонимом самого капитализма (это уже не та рациональность, о которой писал Макс Вебер!). Процветание капиталистических монополий в немалой степени основано на производстве автомобилей и необходимого для них топлива. В США насчитывается 200 млн автомобилей*(2). Карточка водительских прав американца является эквивалентом паспорта и удостоверением личности.
Автомобилизация всех стран растет. Между тем загрязненность воздушного бассейна в крупных городах связана именно с автомобилями. С легковым транспортом появляются и другие проблемы. Немецкие ученые сделали прогноз, согласно которому к 2015 г. передвижение автомобилей по всем автомагистралям в ФРГ будет затруднено из-за пробок*(3). Власти уже сейчас задумываются об увеличении доли общественного транспорта. Американцы и европейцы расходуют 17 млрд долл. в год на корм для домашних животных, а одни американцы тратят на косметику 8 млрд долл. в год, в то время как гуманитарная помощь в 13 млрд долл. позволила бы обеспечить элементарной медицинской помощью и накормить всех нуждающихся на земном шаре*(4).
Мировой финансово-экономический кризис со всей остротой поставил вопрос о том, можно ли дальше сохранять то "общество потребления", которое создала для себя горстка богатых стран. США и объединенная Европа, на которые приходится 15% населения Земли, потребляют 80% извлекаемых из ее недр ресурсов*(5). Лауреат Нобелевской премии в области экономики Джеффри Сакс заявил, что "общества сверхпотребления" больше не будет*(6).
Главные дискуссии, идущие относительно "концепции цивилизации XXI века", связаны в основном с теорией "устойчивого развития". Концепцию "устойчивого развития" приняли участники Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1982 г., в которой приняли участие руководители подавляющего числа государств мира. Суть ее заключается в том, что современная цивилизация, основанная на неограниченной эксплуатации природы человеком, в конце концов может привести к гибели человечества. Этой цивилизации присуще ложное представление, что природа неисчерпаема. Необходима новая экологическая культура. Распространение на все население Земли уровня потребления "золотого миллиарда" жителей развитых стран приведет к быстрому истощению природных ресурсов и вызовет настоящую экологическую катастрофу. Вот почему набирает поддержку концепция так называемого устойчивого развития, предусматривающая сохранение экологического баланса Земли, сбережения природной среды и материальных ресурсов.
"Устойчивое развитие, - отмечалось в докладе Комиссии ООН по природной среде и развитию ("Комиссия Брундтланда"), - это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Оно включает два ключевых понятия:
- понятие потребностей, в частности потребностей, необходимых для существования беднейших слоев населения, которые должны быть предметом первостепенного приоритета;
- понятие ограничений, обусловленных состоянием технологии и организации общества, накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности"*(7).
В принятой на Конференции в Рио-де-Жанейро декларации рекомендовалось вкладывать не менее трети капитала в развитие человека, культуры и образования, а также больше заботиться о развитии окружающей среды*(8).
"Устойчивое развитие" не сводится только к количественным ограничениям экономического роста в развитых странах. Оно предполагает изменение самого содержания роста, для того чтобы он был меньшим в расходовании материалов и энергии. Эта задача предполагает глубокую реконструкцию всего уклада жизни, принципиально новую ступень развития системы общественного транспорта, связи и информации, общественного доступного питания, здравоохранения, центров образования и творчества, культурно-эстетического развития и отдыха, клубов, театров, парков, стадионов, музеев, библиотек и т.д.
Концепция устойчивого развития предусматривает необходимость создания более современного технологического базиса. Его основу должны составить дальнейшее совершенствование систем автоматизированного управления, разработка новых источников энергии (в частности, термоядерный синтез), овладение новыми природными процессами (биотехнология, нанотехнология), деурбанизация на основе развития транспортных и телекоммуникационных систем и т.д.
Создание материального богатства должно зависеть не от экстенсивного труда, а от интеллектуального развития общества, от степени научного познания человеком и обществом законов природы и технологий. Соответственно главными становятся вложения в человека, в науку, образование, культуру. И мерой общественного богатства все более становится не рабочее время и создаваемая меновая стоимость, а свободное время, необходимое человеку для непрерывного развития и самореализации в творчестве.
Особое внимание должно уделяться сохранению природной среды. Необходимо восстановление плодородия почв, нужна ликвидация городских отходов мусора, отвалов пустой породы при добыче угля и других полезных ископаемых, а также насаждение лесов.
Конференция в Рио-де-Жанейро, правильно обрисовав проблемы экологии, обошла стороной политический аспект их решения. В условиях доминирования транснациональных корпораций многие рекомендации ученых повисают в воздухе.
Далеко зашедший процесс глобализации, усиления взаимозависимости государств в политической, экономической, научно-технической и информационно-культурной сферах, используют в своих интересах крупнейшие транснациональные корпорации. Клан мировых олигархов пытается создать надгосударственную систему управления, элементами которой уже являются не столько ООН, сколько Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация, НАТО и Европейский союз. Главная цель - овладение основными энергетическими, финансовыми и информационными ресурсами, что позволяет диктовать свои условия всему миру.
Политика "открытых дверей", связанная с глобализацией, стала реальной угрозой для многих стран. История уже показала, что аналогичный лозунг "свободной торговли", который Англия провозгласила в XVIII в., когда она стала первой промышленной мастерской мира, привел к удушению ремесленного ткачества в Индии. Действительно, глобализация не обеспечивает создания рабочих мест, социальной справедливости, развития стран "третьего мира", охраны окружающей среды. Жители стран "третьего мира" работают не меньше граждан стран развитых. Но современный мировой порядок устроен так, что финансовые ресурсы преимущественно концентрируются в развитых странах, а передовые технологии благодаря местным компрадорам внедряются в "третьих странах" крайне медленно, не позволяя им совершить технологический рывок.
Под флагом свободной торговли глобальная олигархия может дестабилизировать экономическую и социально-политическую обстановку в мире. Как считают отечественные исследователи В.В. Цыганов и В.Л. Шульц, "применительно к глобализации многоукладность мировой экономики является основанием устойчивого развития глобальной социальной или либерально-демократической политэкономической системы. В противном случае глобальная либерализация мировой экономики приведет к очередному витку монополизации капитала глобальной олигархией и очередной модификации империализма. Иными словами, мировое сообщество должно поддерживать плюрализм политэкономических систем, а не только либерализм, на чем настаивает глобальная олигархия. Плюрализм общественно-экономических формаций, взаимодействие их укладов создают возможность баланса интересов капитала и общества в глобальном масштабе"*(9).
Профессор Гарвардского университета С. Хантингтон высказывал мысль о том, что грядущие глобальные конфликты будут происходить между различными типами цивилизаций, и прежде всего между исламским и христианским миром*(10). Но большинство отечественных политологов не согласилось бы с этим утверждением. По их представлению, мировое сообщество разделилось на два основных лагеря: горстку богатых стран и развивающиеся государства. Поэтому основные противоречия и конфликты возникают и будут возникать впредь между этими разновеликими образованиями.
В XXI в. геостратегическая обстановка в мире может серьезно измениться. Политическая нестабильность, обусловленная в первую очередь низким уровнем экономического развития, постоянно создает опасность возникновения конфликтов. В настоящее время в условиях целостного мира и стремительно возрастающей доступности совершенного оружия они могут иметь любые, в том числе трагические, последствия не только для отдельных стран, но и для всего человечества. Осуществляемая Западом ("золотым миллиардом") стратегия предполагает, что в условиях ограниченных ресурсов Земли только ему удастся еще несколько десятилетий или столетие обеспечить себе комфортные жизненные условия. Большинство же населения Земли, согласно этой стратегии, обрекается на нищенское и полунищенское существование, деградацию и вымирание.
В одной из работ бывшего генерального секретаря ООН Кофи А. Аннана приводятся данные о том, что примерно 1,2 млрд человек существуют менее чем на 1 доллар в день. Почти полмиллиарда людей на Земле не доживает до 40 лет*(11).
Глобализация привела во многих странах к росту безработицы, деиндустриализации, упадку в социальном обслуживании населения, обнищанию народных масс, росту смертности и заболеваний, сокращению продолжительности жизни*(12). Все это показывает, что мир не интегрируется с учетом интересов всех государств, а по существу американизируется, но не становится при этом таким же богатым, как Америка.
Преодолению отставания "третьего мира" от развитых стран мешает его зависимость от мирового рынка и его конъюнктуры. Даже несмотря на то что некоторые развивающиеся страны обладают немалыми запасами полезных ископаемых, они не в состоянии контролировать положение дел на мировом рынке и регулировать ситуацию в свою пользу. Быстро растет долг отсталых стран богатым, что также служит препятствием на пути их развития.
Развитие не может быть устойчивым при сохранении бедности как в развитых, так и в развивающихся странах. В таком случае социальные взрывы и военные конфликты неизбежны.
Жизнь полностью опровергла постулат о том, что частное предприятие всегда эффективнее, чем государственное. Успех в работе зависит от компетентности руководства, четко поставленных задач и целей, а не от формы собственности. За капиталистическим предпринимательством стояла безудержная эксплуатация человека и природы. Сейчас этот принцип не может действовать без ограничений. Бизнес, как известно, не делает различий в целях производства, ибо главное для него - получение прибыли. Вот почему особенно доходными стали производство вооружений и наркобизнес. Но дело не только в этом. Современная технология рассчитана на вытеснение рабочих рук, вследствие чего армия безработных будет постоянно расти. Либеральная демократия западного образца, воспевающая "царство количества" и индивидуализм, все больше вступает в коллизию с идеалами социальной справедливости и коллективизма.
С развитием автоматизации, компьютеризации и других высоких технологий капитализм породил проблему "лишних людей". Чем дальше, тем больше она будет становиться неразрешимой. Капиталистическую экономику часто именуют рыночной, но это не одно и то же. Рынок - это механизм продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю, способ выявления спроса и предложения. Он нейтрален по отношению к способу производства: он был и в античном обществе, и при феодализме, и при плановой социалистической экономике. При капитализме рынок превращается в стихию, которая много раз приводила к разрушению производительных сил. Достаточно вспомнить кризисы перепроизводства в XIX в., повторявшиеся каждые десять лет, или кризис 30-х годов XX в.
Президент Ф. Рузвельт, спасший американский капитализм в 30-х годах от невиданных экономических потрясений, однажды сказал: "Будущее принадлежит идеалу, который будет представлять нечто среднее между капитализмом США и коммунизмом СССР"*(13). Высказывание Рузвельта нашло отражение в концепции "конвергенции" (сближения, слияния) капитализма и социализма. Развивавший эту концепцию П. Сорокин отмечал: "С того времени, когда был раскрыт фетишизм капитала, когда трудовая теория ценности (стоимости. - В.К.) заявила, что сам капитал - только продукт и символ труда, прочное и царственное владычество капитала было поколеблено. И чем дальше, тем оно колеблется все сильнее и сильнее. И лично для меня нет сомнения, кто из этих двух противников победит: рано или поздно победа останется, конечно, на стороне труда"*(14).
Профессор Парижского университета М. Дюверже отмечал, что капитализм живет сегодня только благодаря части социализма, которую он содержит*(15).
Рыночная экономика не может быть регулятором общественной жизни. Заимствованное из опыта социализма планирование стало давно внедряться в капиталистической экономике. Так, после Великой депрессии 1929-1933 гг. в США и еще 98 странах мира ежегодно составляются и применяются тысячи межотраслевых балансов. За разработку по заданию ООН в 1970 г. балансов развития мировой экономики автору этого метода В. Леонтьеву в 1973 г. была присуждена Нобелевская премия*(16).
Любая крупная капиталистическая фирма может служить образцом планового ведения хозяйства (что не распространяется, однако, на всю экономику страны). Развиваются и элементы государственного планирования. Если в СССР было 400 общегосударственных балансовых планов, то в Японии их сейчас более 6000*(17).
В США, как признал в свое время вице-президент А. Гор в книге "Земля на чаше весов", рыночно-потребительская цивилизация создала тупиковую ситуацию. Государственный протекционизм отбрасывает в сторону принципы свободной конкуренции на мировом рынке. Нобелевская премия в области экономических наук в 2001 г. была присуждена трем американским ученым - Джозефу Стиглицу, Джозефу Акерлофу и Майклу Спенсу, которые показали, что законы рынка в классическом понимании ныне отсутствуют. Так называемая "ассиметричная информация", а яснее говоря реклама, создает для посредственных товаров более благоприятные условия сбыта, чем продукция лучшего качества*(18).
Итак, здравый смысл не позволяет молиться на рынок как на главный регулятор общественной жизни. Он не может регулировать нематериальные стороны жизни, в особенности человеческие отношения, не может обеспечивать полную занятость, стабильность денежного обращения, развитие культуры. Подлинная культура при нем становится нерентабельной. В западных странах продолжается объективный процесс обобществления средств производства, ставящий рыночные отношения в определенные рамки. В Европе нет ни одной страны, где государственная промышленная собственность была бы такой небольшой, как в России (10,3%). Она составляет в Великобритании 36%, в Германии - 39, в Австрии - 40, в Италии - 41, в Швеции - 43%*(19).
В США свыше 11 млн трудящихся заняты на предприятиях, находящихся в совместном владении работников. Аналогичные компании, предприятия и кооперативы существуют почти во всех развитых странах, включая Англию, Францию, Италию и Испанию*(20).
Обществом смешанного типа собственности на средства производства является Израиль. Здесь существуют три хозяйственных сектора: государственный, на который приходится 21,5% ВВП, профсоюзный (предприятия Гистадрута) - 23,3 и частный - 58,2% ВВП. В государственной собственности находятся все электропредприятия и водоснабжение страны, а также 40% транспорта*(21). Некоторые западные авторы изображают израильские сельскохозяйственные поселения, кибуцы, как подобие советских совхозов, где нет частной собственности, нет денег, где все питаются вместе, воспитывают детей коллективно*(22). Пожилые люди получают необходимое обеспечение.
Наиболее полное решение глобальных проблем требует коренного преобразования общественных отношений в масштабе мирового сообщества. Уже сейчас общество накладывает различные ограничения на использование частной собственности. Понятие частной собственности как собственности, с которой ее владелец может делать все, что ему заблагорассудится, становится анахронизмом.
Движение экологистов ("зеленых") объявило безусловным приоритетом политику ответственности государств и всего человечества перед грядущими поколениями. Экологисты бросили вызов "обществу потребления", противопоставляя стремлению "иметь больше" желание лучшего "качества жизни", а неограниченному экономическому росту (речь идет о развитых странах) - социальный прогресс как главный приоритет.
Экологисты требуют отказа от "престижного потребления" в пользу добровольной простоты. Их девиз: пусть будет меньше денег, меньше потребительских ценностей, но зато больше досуга, больше возможностей для самореализации личности и участия в общественной жизни. В США, в Сан-Франциско, общественная организация "Компакт" объявила своей целью борьбу с потребительством*(23).
Альтернативную экономику и общество некоторые идеологи "зеленых" представляют в форме федерации самоуправляющихся общин. Движение по образованию общин охватило целый ряд стран Европы, США и Канаду. Участники этого движения руководствуются не утопическими идеалами, высказанными в XIX в. П.-Ж. Прудоном и социалистами-утопистами, а такими конкретными мотивами, как борьба с ростом преступности, с наплевательским отношением центральных и местных властей к нуждам простых граждан, защита духовных ценностей.
Анархию капиталистического производства и экологическую катастрофу, угрожающую человечеству, может остановить только гуманное общество, руководствующееся принципами социальной справедливости и рекомендациями науки.
Творцом концепции "научного общества" ("ноосферы"), или "царства человеческого разума", был академик В.И. Вернадский (1863-1945). "Ноосфера", по его мысли, откроет новые источники энергии, приведет к выходу человека в космос, обеспечит развитие личности, остановит движение к войнам. Ученый вместе с тем предупреждал о трагических последствиях нарушения законов совместного развития общества и природы*(24).
Эта идея была поддержана и развита. Французский футуролог Жан Фурастье в книге "Великая надежда XX века" (1949) заявлял, что интенсивный научный прогресс открывает перед человечеством возможность эволюции в сторону создания "научного общества", избавленного от бремени политических, социальных, религиозных и прочих антагонизмов. Буржуазия пошла на проведение широкомасштабной социальной политики под воздействием примера социализма и классовой борьбы трудящихся своих стран.
И хотя в периоды падения экономической конъюнктуры социальные программы страдают в первую очередь, и сейчас во многих странах Запада действует так называемая "социальная рыночная экономика", предполагающая значительное государственное регулирование. Участвуя в воспроизводстве капитала, государство вынуждено через перераспределение национального дохода снижать такие негативные последствия рыночных отношений, как истощение невозобновляемых природных ресурсов, ухудшение окружающей среды, поддерживать социальную защиту малообеспеченных, благоустройство городов, развитие инфраструктуры и т.п.
Многие ученые утверждают, что будущее всего человечества - за гуманным обществом, обладающим качественно иными характеристиками по отношению к современному западному обществу. Главное его отличие состоит в том, что оно ориентировано преимущественно на развитие личностей, а не на материальное производство. Стремительный характер развития технологий и непредсказуемость направлений, в которых это развитие будет происходить в ближайшие годы, диктуют необходимость своевременно инвестировать значительные средства в формирование "человеческого капитала", обладающего значительным творческим потенциалом и высоким уровнем интеллекта.
В.Ф. Коломийцев,
доктор исторических наук, профессор "Гражданин и право", N 10, октябрь 2009 г.
ДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДД *(1) См.: Правда. 2005. 27 февраля-2 марта.
*(2) Радио Свобода. 2005. 26 апреля.
*(3) Радиостанция "Эхо Москвы". 2005. 5 января.
*(4) См.: Независимая газета. 2005. 24 декабря.
*(5) См.: Правда. 2008. 5-6 февраля.
*(6) См.: Россия. 2009. 5 марта. С. 13.
*(7) Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию. М., 1989. С. 50.
*(8) См.: Правда. 2002. 11-13 апреля.
*(9) Цыганов В.В., Щульц В.Л. Олигархия: сущность, цикличность, модификация в условиях глобализации // Социологические исследования. 2009. N 2. С. 13.
*(10) См.: Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. 1994. N 1.
*(11) См.: Клоцвог Ф.Н. Куда идет человеческая цивилизация? // Политическое просвещение. 2001. N 1. С. 79.
*(12) См.: Юрлов Ф.И. Социальные издержки глобализации // Социс. 2001. N 7. С. 14.
*(13) Цит. по: Daufin R. Le defi d'une nouvelle gauche franзaise. Paris, 1980. Р. 101.
*(14) Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 260.
*(15) См.: Duverger M. Janus (Les deux faces de l'Occident). Paris, 1972. P. 162.
*(16) См.: Правда. 2009. 27 февраля-2 марта.
*(17) См.: Правда. 2002. 11 апреля.
*(18) См.: Perrot E. Les recents Nobel d'economie // Йtudes. 2002. mars. P. 313.
*(19) См.: Правда. 2007. 16-19 марта.
*(20) См.: Славин Б.Ф. Какая идеология нужна России? // Социально-гуманитарные знания. 2004. N 4. С. 13.
*(21) См.: Eisenstat S. Israeli Society. L., 1973. P. 31.
*(22) См.: Forman J. Socialism (Its Theoretical Roots and Present - Day Development). N.Y., 1973. P. 52.
*(23) Радио Свобода. 2007. 25 января.
*(24) См.: Социологическая энциклопедия. В 2-х т. Т. 1. М., 2003. С. 143.

Похожие:

Гражданское или гуманное общество: к концепции цивилизации XXI века Мировое сообщество делает выводы из невиданного за многие десятилетия финансово-экономического кризиса iconА. Ю. Сунгуров Гражданское общество и его развитие в России
Гражданское общество как знамя в борьбе против Советского режима
Гражданское или гуманное общество: к концепции цивилизации XXI века Мировое сообщество делает выводы из невиданного за многие десятилетия финансово-экономического кризиса icon На современном этапе экономика Украины, включая ее агропромышленный комплекс, находится в состоянии глубокого кризиса
Кризис усиливается разбалансированностью финансово-кредитной системы, несоответствием сложившихся управленческих структур потребностям...
Гражданское или гуманное общество: к концепции цивилизации XXI века Мировое сообщество делает выводы из невиданного за многие десятилетия финансово-экономического кризиса iconРеорганизация образовательного учреждения путем присоединения в условиях финансово-экономического кризиса более активно стали проводиться мероприятия по оптимизации расходования бюджетных средств
Одним из важных направлений реструктуризации сети бюджетных учреждений стало их укрупнение, которое чаще всего означает реорганизацию...
Гражданское или гуманное общество: к концепции цивилизации XXI века Мировое сообщество делает выводы из невиданного за многие десятилетия финансово-экономического кризиса iconАбел Аганбегян Кризис. Беда и шанс для России глава I. Накануне кризиса
Наступление XXI в ознаменовалось значительным ускорением социально-экономического развития практически по всем группам стран, что...
Гражданское или гуманное общество: к концепции цивилизации XXI века Мировое сообщество делает выводы из невиданного за многие десятилетия финансово-экономического кризиса iconАбел Аганбегян Кризис. Беда и шанс для России глава I. Накануне кризиса
Наступление XXI в ознаменовалось значительным ускорением социально-экономического развития практически по всем группам стран, что...
Гражданское или гуманное общество: к концепции цивилизации XXI века Мировое сообщество делает выводы из невиданного за многие десятилетия финансово-экономического кризиса iconНалоговая политика россии в период глобального экономического кризиса
Актуальность данной работы определяется тем, что в условиях глобального экономического кризиса, в пучину которого продолжают погружаться...
Гражданское или гуманное общество: к концепции цивилизации XXI века Мировое сообщество делает выводы из невиданного за многие десятилетия финансово-экономического кризиса iconВыполнение обязательств в трудовых отношениях обеспечивается стабильным экономическим положением работодателя. Отсутствие достаточных средств не позволяет выполнить обязательства, гарантированные нормами трудового права
Проблемы применения норм трудового права в условиях экономического кризиса в условиях экономического кризиса применение норм трудового...
Гражданское или гуманное общество: к концепции цивилизации XXI века Мировое сообщество делает выводы из невиданного за многие десятилетия финансово-экономического кризиса iconИнтернет-газета Единый мир: Даниэль Попель Голодомор XXI века
Голодомор на Украине в тридцатые годы прошлого века не идет ни в какое сравнение с великолепно организованным и длящимся уже десятилетия...
Гражданское или гуманное общество: к концепции цивилизации XXI века Мировое сообщество делает выводы из невиданного за многие десятилетия финансово-экономического кризиса iconГлушков ВикторКибернетика XXI века
Клуб фантастов виктор Глушков Кибернетика XXI века Сегодня мы представляем "Фантастике" видного советского ученого академика Виктора...
Гражданское или гуманное общество: к концепции цивилизации XXI века Мировое сообщество делает выводы из невиданного за многие десятилетия финансово-экономического кризиса iconПекелис ВикторЛеонардо да Винчи XXI века
Виктор пекелис леонардо да Винчи XXI века Размышления о том, можно ли стать гением, изложенные в четырех фрагментах, ранее обнародованных...
Разместите кнопку на своём сайте:
txt.rushkolnik.ru



База данных защищена авторским правом ©txt.rushkolnik.ru 2012
обратиться к администрации
txt.rushkolnik.ru
Главная страница