Сочинение воспитанника 1А класса спбдс бохонского Дмитрия по предмету "Основы риторики" на тему "Функциональные стили в современном русском литературном языке" спб




НазваниеСочинение воспитанника 1А класса спбдс бохонского Дмитрия по предмету "Основы риторики" на тему "Функциональные стили в современном русском литературном языке" спб
страница1/3
Дата конвертации07.01.2013
Размер26.12 Kb.
ТипСочинение
  1   2   3
Сочинение
воспитанника 1А класса СПбДС

Бохонского Дмитрия

по предмету "Основы риторики"

на тему

"Функциональные стили

в современном русском литературном языке"
СПб.

2000 г. План

Введение. Функциональный стиль. Происхождение, понятие.
Классификация функциональных стилей.
Проблема классификации.

Жанры.

Характеристика стилей.

Разговорный стиль.

Научный стиль.

Собственно научный стиль.

Научно-популярный стиль.

Деловой стиль.

Публицистический и художественный стили.
Публицистический стиль.

Художественный стиль.

Коммуникативные качества языка.
Вывод. Применение функциональной стилистики в церковной сфере.
Список использованных источников и литературы.
Введение. Функциональный стиль: происхождение, понятие.
В языковой системе "вырабатываются ответвления", которые имеют известные языковые различия, обладающие некоторыми специфическими средствами, свойственными только им или употребляемыми по преимуществу в них. Такие ответвления носят название стилей речи.
"Определение функциональных стилей литературного языка и выявление их специфики и речевой системности, классификация функциональных стилей, их взаимодействие и целостность, определение стилистических норм и др." –
проблематика стилистики.

В работах лингвистов приводятся несколько определений термина "функциональный стиль". Наиболее емким мне показалось определение, которое дал М.П.Сенкевич.

Функциональные стили – "это объективные категории языка, его разновидности (в которых реализуются его основные функции), исторически сложившиеся, общественно осознанные, социально обусловленные, соответствующие тем или иным сферам человеческой деятельности, характеризующиеся совокупностью (особым набором и сочетанием) языковых средств (их высокой частотностью, регулярностью), необходимых и удобных для выражения определенного содержания в определенных условиях и сферах общения. Таким образом, функциональные стили можно определить как своеобразные подсистемы языка, обладающие специфическим набором языковых черт и характеристик, обусловленных спецификой общения в разных сферах человеческой деятельности и функцией языка в данной сфере общения.
Термин «функциональный» указывает на то, что особенности каждой такой разновидности, каждого стиля вытекают из особенностей функции языка в той или иной сфере общения".

Нельзя говорить, что понятие функционального стиля приобрело законченную формулу. Оно постоянно развивается, меняется и число стилей: оно "нарастает".

Классификация функциональных стилей.
Проблема классификации.

До настоящего времени в лингвистике нет общепринятого перечня и классификации стилей, так как при их выделении исследователи исходят из разных оснований, что связано с разнообразием функций языка и переплетением в языковых явлениях разных стилистических качеств. В
результате постоянного взаимодействия и взаимопроникновения стилей происходит непрерывное "совершенствование и обогащение их внутренних ресурсов". "В разные эпохи стили могут дифференцироваться и соприкасаться по-разному."

Многие исследователи функциональных стилей выделяют "общий принцип" того или иного стиля. В.Г.Костомаров в газетных текстах главную особенность их языка видит в том, что "газетный язык создается одновременным действием ориентации на экспрессию и стандарт, составляющим единый конструктивный принцип". М.Н.Кожина "функциональную природу речевой структуры" художественного и научного стиля видит в том, что "научная речь, с одной стороны, и художественная – с другой, отражает особенности разных типов мышления: соответственно – строго понятийно-логического и образно-поэтического".

Трудности классификации стилей связаны также с тем, что не уточнены многие понятия стилистики, и не исследованы особенности отдельных стилей разных языков. Выделяя стили, большинство лингвистов расходятся в определении числа и состава функциональных стилей, в основу классификации стилей кладут различные принципы:
"экспрессивно-эмоциональный, экспрессивно-жанровый, функционально-стилистический".

В.В.Виноградов, предлагает такое соотношение стилей: "При выделении таких важнейших общественных функций языка, как общение, сообщение и воздействие, могли бы быть в общем плане структуры языка разграничены такие стили: обиходно-бытовой стиль (функция общения); обиходно-деловой, официально-документальный и научный (функция сообщения);
публицистический и художественно-беллетристический (функция воздействия)".

Говоря о классификации стилей, Л.В.Щерба замечает следующее: "Русский литературный язык должен быть представлен в виде концентрических кругов – основного и целого ряда дополнительных, каждый из которых должен заключать в себе обозначения (поскольку они имеются) тех же понятий, что и в основном круге, но с тем или иным дополнительным оттенком, а также обозначения таких понятий, которых нет в основном круге, но которые имеют данный дополнительный оттенок".
Первый круг составляют стили книжный и разговорный стили.
Во второй круг входят стили, связанные со сферами общения, – это функциональные стили книжной речи (официально-деловой, научный, публицистический) и функциональные стили разговорной речи (разговорно-бытовой, литературно-разговорный, просторечный).
К третьему кругу относятся подстили функциональных стилей, совпадающие обычно с жанрами письменности – подстиль (жанр) официальных правительственных и дипломатических документов, юридической литературы, рекламных произведений и т.д.

"Особо выделяется стиль художественной литературы, который большинство лингвистов не считают функциональным, поскольку он включает в себя элементы всех стилей, требует сложной многоярусной интерпретации и, помимо других функций языка, выполняет особую функцию – эстетико-коммуникативную".

Исследователи иностранных языков предлагают классификации, во многом отличающиеся от классификаций исследователей русского языка. Так, например, чешские лингвисты выделяют следующие стили:
обиходно-разговорный (разговорный), специальный (подразделяющийся на научный, практически научный и популяризаторский), публицистический, административный и художественный. В последних работах из публицистического стиля исследователи выделяют ораторский, а на "пересечении" научного и художественного устанавливают эссеистический стиль. И.В.Арнольд пишет о существовании ораторского и поэтического стилей.

Жанры

Говоря о третьем круге языка, следует упомянуть о жанрах. "Жанр можно определить как выделяемый в рамках того или иного функционального стиля вид речевого произведения, характеризующийся единством конструктивного принципа, своеобразием композиционной организации материала и используемых стилистических структур". "С учетом содержательно-тематических, языковых и структурных особенностей предлагается следующая основа жанрово-стилистической классификации":
Доминирующие структуры Сфера коммуникации
официально-деловая научная бытовая публицистическая
Рационально-логические

(логически упорядоченное, линейное изложение) Постановление, указ, распоряжение, инструкция, акт, протокол Исследование, производственно-техническая документация, научная информация Сообщающий монолог, ситуативно обусловленный диалог Передовая статья, информативная заметка, обзор

Эмоционально-риторические (трансформация) Деловое письмо, свободное деловое описание, доклад Научно-популярное изложение, учебное, лекция Драматический монолог, лирический монолог, "свободный" диалог Репортаж, очерк, фельетон, полемическая статья, ораторская речь
В этой работе я буду придерживаться следующей классификации функциональных стилей:

СТИЛИ

Книжный Разговорный

Деловой Разговорно-бытовой

Научный Литературно-разговорный
Научно-популярный Просторечный

Публицистический

Художественный



Характеристика стилей

Разговорный стиль

Разговорный стиль, относящийся к устной форме существования языка, обладает такими чертами, как непринужденность изложения, его экспрессивность, выражение субъективного отношения к излагаемому, что, как известно, не характерно для научной сферы общения.
В разговорной речи часто употребляются разговорные и разговорно-бытовые слова, "социально или диалектно ограниченные", просторечные слова с эмоционально-экспрессивной окраской, с пометой "ласкательное", "шутливое", "бранное", "ироническое", "уменьшительное", "презрительное";
слова с конкретным значением (кладовка, раздевалка), названия лиц (болтун, лежебока) и, "значительно реже, слова с отвлеченным значением (верхоглядство, похвальба, бессмыслица)" и другие. "Характерна для разговорного стиля и разговорная фразеология, которая служит для усиления значения называемых явлений и придает высказыванию образность и яркость."

В разговорном стиле существует ряд "словообразовательных, морфологических и синтаксических особенностей, например:
употребление существительных с суффиксами -ан, -ун со значением лица, связанными с его отрицательной характеристикой (летун, болтун), суффиксов существительных женского рода -щин(а), -н(я), обозначающих отвлеченные понятия (военщина, мазня); существительных с суффиксом -ик(к), потерявшим значение уменьшительности (ножик, окошко);
обилие синтаксических конструкций с междометиями, частицами, восклицательными местоимениями и наречиями, вводными словами и предложениями;

незаконченность высказываний;

обилие неполных предложений, слов-предложений, многочисленных повторов, вставных конструкций;

употребление, вопросительных и восклицательных предложений, риторического вопроса как формы эмоционального утверждения или подведения итога;

инверсия различных частей речи (в особенности прилагательных в роли определения в именных словосочетаниях);
употребление сложных бессоюзных предложений, синонимических союзным сложноподчиненным;

преобладание сочинительных предложений над подчинительными;
диалогический характер высказывания."
Научный стиль

Собственно научный стиль

Научный стиль обслуживает область науки, техники. В нем основное внимание привлекают такие черты как
Точность

определенность рамок предмета высказывания;
использование специальной лексики, научной и технической терминологии;
абстрактность

присутствует лексика, обозначающая отвлеченные понятия;
частое употребление существительных, как правило, оканчивающихся на
-ение (-ание), -ость, -мость;

практически всегда используются глаголы 3 л.;
предложения в основном безличные;
логичность (частое употребление сложных предложений союзного типа, вводных слов);

объективность;

четкое следование 4 принципам:

качество (передается только та информация, которую автор считает достоверной),

количество (текст не должен передавать больший объем, чем тот, который необходимо передать в данном контексте),
относительность (информация оценивается либо относительно других текстов, либо относительно контекста-ситуации),
способ изложения (текст должен быть упорядочен и лишен двусмысленности);
отсутствие элементов, обладающих экспрессией и эмоциональностью.
Научно-популярный стиль

Вопрос о месте стиля научно-популярной литературы в системе функциональных стилей и его собственно лингвистический характер принадлежит к числу проблемных в функциональной стилистике. Так, ряд исследователей, специалистов по общей русской стилистике – Р.А.Будагов,
А.И.Ефимов, М.П.Сенкевич, М.Н.Кожина – считают, что стиль научно-популярного изложения это лишь "подстиль" или "жанр" в пределах научного стиля, хотя отмечается, что научно-популярный стиль имеет целевое задание и "определенные отличия в строе речи и отборе средств, вызванные особым целевым заданием". По мнению Р.А.Будагова, все признаки научного стиля "могут повторяться и в его научно-популярном варианте, а научно-популярный вариант научного стиля чаще всего стремится лишь в меньшей степени прибегать к очень специальным и «трудным» терминам по сравнению с собственно научным стилем. Расхождения подобного рода (при всей их важности) не перерастают в качественные характеристики, а потому и не нарушают единства самого понятия стиля как особого функционального стиля".

Среди сторонников выделения научно-популярного изложения в отдельный стиль можно назвать А.Н.Гвоздева, который упоминает, что в здесь используются приемы художественной речи, сообщающие изложению образность и эмоциональность.

В религиозной научной литературе преобладает научно-популярное изложение:

"Существуют эпохи, когда носителями соборного сознания Церкви и выразителями велений Духа Святого было меньшинство в Церкви, а большинство являлось носителями мирских, субъективных нецерковных начал.
Церковь соборная – не потому, что всегда была независима от воздействия на нее мирской власти и свободно управлялась своими представителями по указанию соборов, а потому, что под… давлением этой власти она… определялась и развивалась, как в области догматической, так и в области внутренней своей жизни, действующим через соборное сознание Церкви Духом Святым."
  1   2   3

Похожие:

Сочинение воспитанника 1А класса спбдс бохонского Дмитрия по предмету \"Основы риторики\" на тему \"Функциональные стили в современном русском литературном языке\" спб iconСочинение воспитанника 1А класса спбдс бохонского Дмитрия по предмету "Основное богословие" на тему
Основные принципы современного эволюционизма в биологии, их критический анализ с христианской точки зрения
Сочинение воспитанника 1А класса спбдс бохонского Дмитрия по предмету \"Основы риторики\" на тему \"Функциональные стили в современном русском литературном языке\" спб iconСеминар по предмету: Догматическое богословие. Воспитанника 3б класса спбдс шастина Михаила. На тему
Важность догмата об искуплении. Юридическая теория как искажение православного догматического учения об искуплении
Сочинение воспитанника 1А класса спбдс бохонского Дмитрия по предмету \"Основы риторики\" на тему \"Функциональные стили в современном русском литературном языке\" спб iconСочинение по предмету: "Общецерковная История". Воспитанника 2б класса спбдс шастина Михаила Тема: "Первый период иконоборчества и реакция на него свят. Германа Константинопольского и преп. Иоанна Дамаскина."
Первый период иконоборчества и реакция на него свят. Германа Константинопольского и преп. Иоанна Дамаскина
Сочинение воспитанника 1А класса спбдс бохонского Дмитрия по предмету \"Основы риторики\" на тему \"Функциональные стили в современном русском литературном языке\" спб iconСочинение по риторике тема: "Композиционно-речевые формы текста" воспитанника 1-б класса спбдс коршунова Кирилла Санкт-Петербург 2000 г. План I что такое композиция речи
Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить...
Сочинение воспитанника 1А класса спбдс бохонского Дмитрия по предмету \"Основы риторики\" на тему \"Функциональные стили в современном русском литературном языке\" спб iconВ. В. Виноградова ран принял решение исключить использование лексической единицы в современном русском языке. Как рассказ
Институт русского языка имени В. В. Виноградова ран принял решение исключить использование лексической единицы в современном русском...
Сочинение воспитанника 1А класса спбдс бохонского Дмитрия по предмету \"Основы риторики\" на тему \"Функциональные стили в современном русском литературном языке\" спб icon2006. Том 148. Гуманитарные науки. Книга 3
Изменения в деепричастных формах в русском литературном языке первой половины XVIII века
Сочинение воспитанника 1А класса спбдс бохонского Дмитрия по предмету \"Основы риторики\" на тему \"Функциональные стили в современном русском литературном языке\" спб iconСочинение по предмету: Библейская археология Тема: литература мудрых древнего востока. Воспитанника i-го курса Академии петряшова сергея Санкт-Петербург 1998г
Вавилоно-ассирийская литература. Gotobutton toc437311861 pageref toc437311861 9
Сочинение воспитанника 1А класса спбдс бохонского Дмитрия по предмету \"Основы риторики\" на тему \"Функциональные стили в современном русском литературном языке\" спб iconСочинение по предмету: Библейская археология Тема: литература мудрых древнего востока. Воспитанника i-го курса Академии петряшова сергея Санкт-Петербург 1998г
Вавилоно-ассирийская литература. Gotobutton toc437311861 pageref toc437311861 9
Сочинение воспитанника 1А класса спбдс бохонского Дмитрия по предмету \"Основы риторики\" на тему \"Функциональные стили в современном русском литературном языке\" спб iconMasarykova univerzita
Крылатые выражения из советских кинофильмов и их употребление в современном русском языке
Сочинение воспитанника 1А класса спбдс бохонского Дмитрия по предмету \"Основы риторики\" на тему \"Функциональные стили в современном русском литературном языке\" спб iconСочинение по предмету: Византология на тему: Место Паламизма в культуре поздней Византии. Студента 3 курса Санкт-Петербургской Духовной Академии Кушнера Дмитрия. С-петербург 2000
Безусловно Паламизм явление не только чрезвычайное в богословском отношении. Паламизм, как определенный образ, способ видения мира...
Разместите кнопку на своём сайте:
txt.rushkolnik.ru



База данных защищена авторским правом ©txt.rushkolnik.ru 2012
обратиться к администрации
txt.rushkolnik.ru
Главная страница